Мед считается «живой водой»
Наверное, чтобы не было так грустно, каждый раз лето не прощается, а просто день ото дня тает вместе с уходящим теплом, оставляя свои дары. И самый сладкий среди них — конечно, мед! Живая вода
У многих народов мед считался «живой водой». Наши предки использовали его в обрядах, приносили в жертву языческим богам, им дорожили как высшим даром небес. Особые почести меду воздавали на Медовый Спас. В этот день пекли медовые пряники и чествовали пасечников.
За 2—3 дня до праздника пчеловоды подводили итоги года, «подрезая пчел». Это была своеобразная контрольная ревизия, в ходе которой определяли, сколько меда можно взять себе, а сколько оставить пчелам на зиму. Перед праздником медом угощали родственников, соседей, знакомых, сирот и вдов. «На первый Спас и нищий медику попробует» — говорили в народе.
Наши предки были убеждены, что пчелы могут жить только у того, кто от природы наделен уравновешенным характером и добрым сердцем. Пасечники в селе были самыми уважаемыми людьми, знатоками природы, а иногда даже слыли знахарями. Пчелиный мед и воск занимал особое место в народной медицине, ими лечили и ныне успешно лечат многие болезни.
Родом из рая
Всем известно, что начинается мед с пчелы, которая всегда пользовалась особым уважением за свое трудолюбие. Ее считали священным посланником Бога и предсказателем будущего. Индийцы изображали в виде пчелы бога Вишну. В Древнем Египте найдены изображения этого насекомого на стенах гробниц и ритуальных сосудах. В христианской традиции пчелы почитались как маленькие крылатые слуги Всевышнего.
Полосатый рекордсмен
«Божьей тварью» и великой труженицей пчелу назвали неспроста. Для получения ложки меда (30 г) 200 пчел должны во время взятка собирать нектар в течение дня. А чтобы дать 1 кг меда, пчелам приходится сделать до 4500 вылетов и взять нектар с 6—10 млн цветков. Кроме того, пчела — настоящий рекордсмен по перетягиванию грузов. По шероховатой поверхности она способна тащить груз, превышающий в 320 раз массу ее тела.
Сначала были борти
В Украине с середины ХIV в. изготовляли «искусственные» улья борти (отсюда давнее название пчеловода — бортник): в деревянной колоде выдалбливали дупло и поселяли туда пчел. Такие колоды сперва подвешивали на деревьях, а потом стали размещать на вырубленных в лесу полянах — так появились первые пасеки. Рамковые ульи были изобретены в XIX в. украинским ученым П. И. Прокоповичем.
Для зубастых пчел
Чтобы пчелы хорошо роились и приносили много меда, пасечники строго соблюдали правила. Например, перед тем как выставить после зимы ульи (на Теплого Алексея — 31 марта), их обкуривали душистым базиликом, чтобы в улье не появилась плесень. Свою одежду пасечники натирали ароматными травами: мол, учует мохнатая труженица приятный запах и примет за «своего». Глазки улья обмазывали овечьим молоком: считалось, что это способствует роению пчел.
Мед для подкормки насекомых разводили освященной водой и клали в него щучьи зубы, чтобы пчелы хорошо отбивались от нападений чужих роев. Некоторые для этого на летках размещали «волчью пасть». Считалось, что пчела, которая через нее пролезет, сможет «отгрызться» от чужаков. Бытовало поверье, что перед ульем нужно стелить красную ткань, тогда насекомые будут сильнее злиться на непрошеных гостей. Зачастую на пасеке хранили конский череп как оберег от злых сил, а иногда вешали на улей подкову — она должна была приносить пчеловоду удачу.
Утром пасечник приветствовал своих подопечных специальными молитвами или приговорками. Но особые надежды пасечники возлагали на Благовещение. В этот день подкрепляли здоровье пчел, добавляя в медовую сыту красный перец и просвиру, чтобы насекомые были зубастыми. Некоторые весной привозили из лесу муравейник и варили его в меду. Отведав это лакомство, пчелы должны были стать такими же трудолюбивыми, как муравьи.
Сытное застолье
Для наших предков, которые не знали сахара, золотистое лакомство было единственной сладостью, а напитки на основе меда — мед и медовая сыта — самыми любимыми.
Сыту готовили из пресного, неферментированного меда. Медовые соты клали в небольшую бочку, дно которой выкладывали разогретыми камнями, и заливали кипятком. Мед растворялся, а воск всплывал. Вощину снимали, сыту процеживали и охлаждали. Вероятно, для наших предков сыта была своеобразным аналогом современного черного чая. Ее подавали в конце трапезы, откуда, вероятно, и пошло выражение «наесться досыта».
Сыта также использовалась как ритуальное блюдо, ею заправляли кутью и поминальное колыво. Но в основном на праздники пили мед или медовуху. Мед готовили на основе сыты, добавляли шишки хмеля и оставляли настояться в тепле. От того, сколько настаивался мед, зависела его крепость. Ни один праздник, в том числе церковный, не обходился в старину без меда. Позже его заменили наливки и настойки, а в конце XIX века — вино.
Пчелиные приметы
• Ранний вылет пчел из ульев — предвестник погожего дня.
• Утром пчелы не покидают улья, а сидят в нем и жужжат — жди к полудню дождя.
• Перед дождем пчелы летают вблизи улья, а перед хорошей погодой — далеко в поле.
• Утром или днем пчелы большими группами поспешно возвращаются в ульи и почти не вылетают из них — вскоре будет ветрено и дождливо.
• Если пчелы усиленно утрамбовывают прополис в щели улья, — предстоит лютая, холодная зима. Если они ведут эту работу слабо, — зима будет теплой.
• На холодную зиму пчелы залепляют леток, оставляя в нём еле заметное отверстие, а к теплой зиме он остается открытым.