Categories: НОВОСТИ

Митрополит Нестор: «Московский патриархат в Почаеве – это аномалия, которая должна исчезнуть»

Нестор Фото из сети Интернет

Тернопольская епархия – одна из самых многочисленных в Украинской Православной Церкви. По состоянию на конец 2022 года она насчитывала более 400 приходов и четыре мужских монастыря. Однако самый крупный и самый известный из православных монастырей Тернополья до сих пор находится в подчиненииподчиненности московской церкви.

Митрополит Тернопольский и Кременецкий Нестор возглавляет кафедру с марта 2006 года. А с марта 2023-го архиерей является также священноархимандритом Почаевской Успенской Лавры.

Интервью с владыкой Нестором планировалось, как итоги первой Всеукраинской научной конференции, посвященной Почаевской Лавре (Почаевская Лавра и ее влияние на формирование украинской православной идентичности, Кременец, сентябрь 2023). Однако разговор получился значительно более широким и основательным, хотя и начался с конференции, приуроченной к 90-летию украинской манифестации (сентябрь 1933 г.) под лозунгом «Почаевская лавра должна быть украинской». Как ни прискорбно было бы признавать, лозунг «Долой московского попа!» до сих пор остается актуальным.

– Мы провели научную конференцию, посвященную Почаевской Лавре. Реакция как участников-ученых, так и слушателей конференции показала, что эта тема интересует многих. И речь идет не только о вопросе принадлежности Лавры. ведь некоторые считают, что конференции проводят, чтобы обозначить принадлежность. Нашей целью было показать, что Лавра всю свою историю, даже историю 20 века, когда она находилась в составе московского патриархата, была своеобразным центром притяжения украинских сил. Люди давно мечтали о том, чтобы Лавра была украинской. И манифестация, которая прошла 90 лет назад, в частности, стала подтверждением этому.

Сегодня мы тоже, понимая, что Почаевская Лавра является украинской православной святыней, говорим о том, что ее потенциал должен быть реализован, что она должна быть не проповедником «русского мира», а тем местом, вокруг которого будут сплачиваться православные украинцы, как это было во времена преподобного Иова Почаевского, как это было всю историю Лавры до 18 века и в конце 19 и 20 века. То есть все понимают, что московский патриархат в Почае – это аномалия, которая должна исчезнуть.

Мы верим, что с Божьей помощью Лавра, которая всю свою историю была для западного региона Украины, повторюсь, центром тяготения людей, стремящихся иметь в Украине патриотическую сильную Поместную Украинскую Православную Церковь и хотят, чтобы эта святыня украинская была частью этой Церкви, – цитирует РИА Новости. чтобы это наконец произошло. И все украинцы могли заходить в Лавру на молитву, на служение, не боясь, что их выгонят или каким-то другим способом унизят, а что они действительно будут чувствовать, что пришли в украинскую святыню на украинской земле.

– За 90 лет в вопросе Почаевской Лавры действительно существенно изменилось. Но если тогда люди имели смелость выступить против московщины в Церкви, то почему сейчас ничего такого не происходит?

– Ну почему не происходит? В 2008 году много духовенства, и архиереев, и мирян собрались, когда патриарх Кирилл, являющийся главой РПЦ и который и тогда проповедовал те же идеи, что и сегодня, приехал в Почаев. И украинцы собрались, чтобы показать: Почаев является украинской землей и патриарху РПЦ здесь не рады. Тогда состоялось и богослужение, и крестный ход. Такие события были. Если же вспомним манифестацию 1933 года, то она произошла не просто в какой-то случайный день, а тогда, когда туда прибыл митрополит Дионисий, рассматриваемый как один из русских, даже не только по национальности, но и по убеждениям, архиерея, который был за Россию. Украинцы такого не хотели – они хотели иметь украинскую Церковь, хотели иметь украинских архиереев и чтобы Церковь проповедовала любовь к своему народу. Фактически можно сказать, что повторение этого произошло в 2008 году, то есть почти 15 лет назад. Если бы снова Гундяев планировал сюда приехать, то теперь, думаю, была бы еще большая манифестация. Возможно, какие-то подобные акции будут проходить еще, то есть мы этого не исключаем. Но вместе с тем точно не во время войны, когда наши силы сосредоточены на других вопросах.

– Думаю, многие могут упрекнуть нашу Церковь в чрезмерной умеренности в вопросе Почаевской Лавры в частности. Ведь в Киеве события вокруг Лавры происходят гораздо активнее. Но, как мы знаем, были упреки и в чрезмерной агрессии.

– Почему они могут? Нам это уже обвиняют, и не только в отношении Почаевской Лавры.

– Что упрекают? Чрезмерную агрессию?– Напротив, чрезмерная умеренность. То, что у нас слишком спокойно, все происходит. Другие конфессии более радикальны в этом плане. У нас все процессы действительно происходят после долгого обдумывания, взвешивания и тогда решения. Но мы видим, что все вопросы, которые, как говорится, долго запрягаются. потом долго уезжают. То есть даже с таким болезненным вопросом, как календарный, эти долгие обсуждения не вызывали внутри какого-то беспокойства или непонимания.

– Переход на новый календарь это уже был какой-то такой единственный порыв, как по мне. Сложилось так исторически: российская агрессия ускорила процесс. Кажется, лучшего времени для отхода от старого календаря не стоит.

– Но даже на том же Поместном Соборе были голоса против.

– Сколько? Я слышала, что несогласных было пятеро. Интересно, кто голосовал против.

– Я не следил, чтобы этим специально интересоваться. Но говорили, что якобы часть приходов в областях на Западе Украины выступала активно против. Никто не запрещает, оставайтесь на старом календаре! Но вопрос о том, что звучат все эти вопросы почти всегда со стороны священников. Со стороны людей мы видим стремление к этим календарным изменениям, то есть если речь идет о колебаниях, то со стороны священников его сравнительно больше, чем со стороны людей.

Если говорить о способе принятия решений, то фактически с самого начала образования ВТО, согласно Уставу, у нас очень много решений принимаются соборно. Если говорить о Синоде, то я могу сравнить, как проходили его заседания в Объединительный Собор, в УПЦ КП, и как проходят они теперь. Тогда решения были приготовлены заранее и нужно было фактически только проголосовать за них. Редко происходили изменения в результате обсуждения. В Православной Церкви Украины выносятся вопросы, которые обсуждает Синод, а потом уже формулируется решение или постановление Синода. То есть мы видим, что это происходит очень открыто, соборно. И сама политика Блаженнейшего состоит в том, что если речь идет о каких-то важных решениях – он с архиереем лично общается и спрашивает его мнение. Поэтому, наверное, эта соборность дает свои плюсы в единодушии восприятия решений. Но во времени это длится дольше.

Но если мы говорим о вопросах Почаевской Лавры, тома понимаем, что сейчас убеждать общество в том, что Лавра должна быть украинской, во-первых, не нужно, а во- второе, оно ничего не изменит. Поэтому на нынешнем этапе важнее, чтобы власть это поняла.

Мы не можем влиять на то, что Лавра законно или незаконно предпринимает определенные действия, то есть у нас нет возможности эти вещи изменять законодательно или добиваться, чтобы органы, правоохранительные структуры какие-то делали по этому изучению ситуации, инициировали судебные разбирательства. Но мы знаем, что процесс уже идет – просто не все процессы на поверхности. Наверное, лучше не бежать, а сделать все медленнее, но результативнее, чем поспешить. и в результате потом долго добиваться решения проблемы. Мы видим это даже в вопросах переходов общин из московского патриархата. Там, где все процедуры были соблюдены, все документы подготовлены соответствующим образом, ни один суд не отменил ни одного решения собрания. Единственный случай – – в одном из сел Шумского района, где все кричали, что решение нужно быстро, уже не хотим ждать. И все было сделано наспех. В результате это единственное решение о переходе, которое судом отменено и на сегодняшний день там московское общество осталось, а Украинская Церковь была вынуждена создавать новую общину, богослужения проходят по очереди. Если мы хотим решения «уже и сейчас», нам нужно быть готовыми, что это решение сложно будет отстоять в суде. Так что лучше пусть будет медленно и результативно, чем быстро и проигрышно.

–  Претензии на нее, желание зайти туда после освобождения святыни от московских окупантов неоднократно озвучивала Украинская Греко-католическая Церковь.

– Претензии могут быть разные. И если просто ссылаться на историю, которая была когда-то, – это как говорить, что украинцы претендуют на Перемышль и Хелм, а поляки на Львов и Тернополь. В истории были разные события, в разные стороны передвигались границы, в разные юрисдикции входили те или иные храмы или монастыри. Сейчас легко заявлять, что если там какой-то сравнительно короткий период что-то было, там оно должно быть и теперь. Это путь, который, во-первых, не даст никаких хороших результатов, во-вторых – – приведет к ссорам, недоразумениям и конфликтам. Мне кажется, что так сознательно тормозят, что специально пытаются посеять раздор между украинцами и чтобы мешать утверждению единой Поместной Церкви. Брошенная кость на грызню между людьми, потому что каждый при своей позиции, считает, что это мое. И противоположное мнение очень тяжело воспринимается. Это так же, как с трагическими событиями прошлого, из-за которых соседние народы часто до сих пор не могут действительно примириться друг с другом. Плюс информационная война, то есть люди, сознательно заинтересованные в разжигании споров и это все используют.

Они могут на многое претендовать, но будем искренни: Волынь, к которой исторически принадлежит Почаев – православный, а не униатский регион.

И опять же, если мы со своей стороны начнем приводить список тех всех монастырей, соборов, которые были сначала, давно православными, а затем были переведены в унию. Согласятся ли оппоненты с этим? Ведь все древние их монастыри, та же Унивская Лавра, например, начинались как православные и были основаны православными. Но теперь мы не претендуем на них и не говорим: а вспомните тот период, что большую часть своей истории они были все-таки православными. Все древние монастыри на нашей территории до того, как была принята Уния, были православными. По моему мнению, вопрос принадлежности Почаевской Лавры сейчас поднимается больше для того, чтобы не было согласия. А кому служат сеющие несогласие, пусть решают наши читатели.

– Владыка, не боитесь, что Церковь как институт потеряет свою роль в скором будущем?

– Нет, потому что разные тяжелые события, какие-то трудности сопровождают Церковь все две тысячи лет ее истории. Не надо думать, что всего происходящего сейчас еще не было. Оно уже было, и не раз – в разных формах, с разным видением. Церковь может потерять свою роль только тогда, когда она выберет направление идти от Христа к каким-то исключительно социальным сегодняшним проектам. Если теряется основная сущность ведения человека ко Христу, то пастырское служение Церкви превращается в некую подобную деятельность, в какие-то проекты социальные, политические, общественные. На что-то такое, что никогда не было и не является основной миссией Церкви, но чем Церковь всегда занималась, потому что очень часто больше некому было. И вот если иное, земное, не выбирать как основное направление деятельности вместо служения Христу, то Церковь никогда не потеряет свою роль. Она может терять на время популярность, кому-то, как блудному сыну из притчи, желательно будет другая жизнь. Ибо у нас есть в истории разные периоды, и общество отворачивалось от Церкви. Но наша Церковь всегда оставалась Церковью, и в этом, вероятно, сила Православной Церкви. И с течением времени те, кто отворачивался, они, или потомки – понимали неправоту, и возвращались к Богу и вере.

Вера Кассиан.

Фото из открытых источников.

Религиозная организация&«Почаевская Свято-Успенская Лавра Тернопольской епархии Украинской Православной Церкви (Православной Церкви Украины)»< /em> в составе Тернопольской епархии Православной Церкви Украины была образована в марте 2023 года. Священный Синод назначил священноархимандритом Лавры митрополита Нестора.

Почаевскую Лавру передали в аренду УПЦ МП в 2003 году, этот договор действует до 2052 года. В комплекс Лавры входит 18 сооружений, шесть из которых находятся на балансе Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника.

В феврале 2023 года при Тернопольском областном совете состоялось первое заседание рабочей группы, изучающая правомерность использования комплекса Почаевской Свято-Успенской лавры УПЦ МП.

Василь Блажко

Редактор отдела – магистр агроном Национальный Аграрный университет (2014 год). Опыт работы в журналистике 7 лет, с 2014 года работаю на Суперсадовнике

Share
Published by
Василь Блажко

Recent Posts

Петингер овладевает большими колебаниями спроса

< В 2023/24 финансовом году (отчетная дата 31 июля) австрийская семейная компания Pöttinger, базирующаяся в…

2 дня ago

Осенние обработки на все 100%

Осенняя пора для агрария – не менее жаркая, чем весенний или летний период: кто собирает…

3 дня ago

В ноябре в Киеве состоится выставка «Восстановление ресурсов: очистка территорий, восстановление почв и водных ресурсов»

6-7 ноября 2024 года в ВЦ “АККО Интернешнл” (Киев, проспект Берестейский 40-б) состоится выставка “Восстановление…

3 дня ago

Что нужно для обеспечения качественной и безопасной сушки семян культуры

Сушка и хранение масличных во многом отличается от работы с зерновыми. Особенно это касается рапса,…

3 дня ago

болезни пшеницы

< em>Получить высокий, а главное — качественный урожай зерновых колосовых культур в условиях Украины —…

4 дня ago