Фото из сети Интернет
Митрополит Тернопольский и Кременецкий ПЦУ Нестор (Писик) увидел в дискуссии о будущем Почаевской Лавры попытки исказить историю и разжечь вражду между украинскими православными и греко -католиками. Об этом владыка поделился в своей статье кратко изложив этапы развития Почаевской Лавры и какое место в этом занимали православные и греко-католики, в частности, монахи-василиане.
Приглашаем внимательно прочесть статью и при необходимости высказать свое мнение.
Слово о Почаевской Лавре митрополита Нестора
Сегодня мы живем в то время, когда все почему-то очень заинтересовались Почаевской лаврой. О ней – каждое второе сообщение в соцсетях. И большинство этих сообщений о том, что Почаевская лавра должна быть передана УГКЦ, потому что они ее основали. А если не основали, то построили. А если не построили, то построили. И по всем сообщениям похоже, что до того, как лавра попала в унию, на Почаевской горе ничего не было. Или почти ничего. Или что-то было, но ничего не ценного. Не берусь судить инициаторов этого шума, но поскольку люди имеют доступ только к части информации и не могут/не хотят/не считают нужным эту информацию проверить, то просто приведу ряд фактов из истории Почаевского монастыря, о которых забыли (или специально умолчали) провокаторы, которые, в пользу москвы, разжигают на западе Украины вражду между УГКЦ и ВТО. Что делать с этими фактами – пусть каждый решает сам, но это историческая реальность, которую невозможно отрицать, даже несмотря на попытки обезобразить историю. Итак, начнем.
Мефодий Почаевский
Знакомьтесь, Мефодий Почаевский, неканонизированный святой, основатель монашеской жизни на Почаевской горе (кстати, в статье на Википедии его имя искажено на латинский манер – Методий). Около 1213 прибыл на Почаевскую гору из Афона. Узнав, что здесь неоднократно являлась Богородица благочестивому мужу Туркулу, он завещал, что на этом месте должен быть монастырь. Да и вернулся на Афон. Туркул отправился за ним и убедил отца Мефодия вернуться на Волынь. Они вернулись в 1219 году и построили на Почаевской горе монастырь и храм (!) во имя Преображения Господня. Этот монастырь был келиотского типа, то есть монахи подвизались как отшельники, собираясь вместе только на богослужение. Умер преподобный Мефодий в 1228 году. После него монастырь существовал как келиотский вплоть до конца XVI века, до преп. Иова.
Явление Пресвятой Богородицы на Почаевской горе
В 1240 (по другим данным 1261) году на Почаевской горе было явление Пресвятой Богородицы, очевидцами которого были не только местные монахи, но и пастухи из соседней деревни (изложение донес имя одного из них – Иван Босой). После этого явления остался видимый знак – отпечаток стопы Девы Марии, из которого был источник, вода которого исцеляла болезни, по свидетельствам очевидцев разных веков. Вскоре после этого явления под горой построен небольшой храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, а вокруг стопы уже в XVII в. был построен другой храм, о котором будет упомянуто чуть позже. hto-yiyi-rozbudovuvav-00ce6d3.png» alt=»Митрополит Нестор: «Откуда взялась Почаевская Лавра и кто ее перестраивал»» />
Анна Гостская
Знакомьтесь, Анна Гостская (чаще употребляется полонизированная форма имени Анна Гойская). Вдова луцкого земского судьи. Владела Почаевым и окрестными селами. Имела замок в селе Орля (ныне хутор Вирля Кременецкого района), до сих пор не сохранился. Там у нее гостил греческий митрополит Неофит и подарил ей икону, от которой в 1597 году исцелился слепорожденный брат Анны Филипп Козинский (кстати, на месте, где находилась замковая часовня, и где, очевидно, и произошло это чудо, сейчас стоит храм и действует монастырь Православной церкви Украины). После этого эта икона, которую мы сегодня знаем как Почаевскую (не размещаю ее изображение, думаю, она всем хорошо знакома) была перенесена в Почаевский монастырь и стала его главной святыней. Но этим благотворительность Гостской не ограничилась. Она составила вклад, согласно которому передавала монастырю земли и денежную помощь, а также поставила условие “А Игумен должен быть муж Христианской Веры Восточной Церкви, Святых Правил нашего Греческого Исповедания … Судить несогласие в монастыре должен Владыка не иного Исповедания, а только Греческого, Восточной Церкви. Ее же стараниями на Почаевской горе появился первый игумен, с которым мы сейчас познакомимся.
Преподобный Иов Почаевский
Знакомьтесь, преподобный Иов Почаевский, первый игумен Почаевского монастыря (с 1604 по 1651 г.), который ввел вместо келиотского общежитий устав, стараниями которого в монастыре было построено семь (!) храмов и стена с 5 башнями. Твердо стоял в православной вере, постоянно защищаясь от нападок врагов, вдохновлял к этому братию монастыря и местных жителей. И это при том, что местные власти фактически лишили православных на территории Польши всех гражданских дел. Многие знают, что наследник Гостской Анджей Фирлей, после того как годами терроризировал монастырь, в 1623 году напал на него со своими гайдуками и ограбил, похитив между прочим и Почаевскую икону. Но немногие знают, что суд рассматривал иск монастыря против Фирлея 25 лет, прежде чем принять решение вернуть награбленное имущество. Суд Божий был намного быстрее и жена Фирлея тяжело болела, пока ее муж не вернул икону в обитель (причем большую часть награбленного не вернул).
Федор и Ева Домашевски
Если о предыдущих исторических лицах в большей или меньшей степени слышали все, то о следующей супружеской паре наверняка не знают и большинство паломников, не раз бывавших в Лавре. Поэтому знакомьтесь, Федор и Ева Домашевски, православная шляхетская семья. Знаете, что за храм на этом портрете они держат в руках? Это Троицкий собор Почаевского монастыря, построенный на их пожертвованиях в стиле Ренессанса и освящённый в 1649 году. Собор был построен так, что стопа Богородицы оказалась внутри самого храма.
Явление Богородицы на горе Почаевской в 1675 году
Кстати, этот же собор виден на картине “Явление Богородицы на горе Почаевской 1675” (эта картина есть в Лавре, она в 1800 году, но она является копией из более ранней картины, автор которой рисовал Троицкий собор по оригиналу). Этот величественный собор, настоящая достопримечательность архитектуры, был уничтожен 1773 базилианами, чтобы на его месте построить современный Успенский собор и стереть память о православном прошлом монастыря (что, в определенной степени, им удалось).
Николай Василий Потоцкий
Знакомьтесь, Николай Василий Потоцкий, староста богуславский, каневский и корсунский. Величайший основатель и жертватель Почаевского монастыря периода пребывания последнего в унии. Очень любил Почаевский монастырь, даже хотел поступить в него простым монахом. Дал монастырю в течение 1761-1765 гг. на строительство нового собора и корпуса 2 244 000 злотых (фантастическую сумму того времени) и много лет просил монахов начать за эти деньги строительство, даже угрожал судом Божьим и заберет деньги обратно (все эти переписки сохранены в архивах). Игумен монастыря Билинский пишет, что есть угроза, что в монастырь вернутся православные, поэтому просил акт, что эти деньги переданы именно тем монахам, которые находятся в унии. А если бы Почаевский монастырь вернулся «схизматикам», то чтобы эти деньги были переданы другим униатским монастырям. Потоцкий такого акта не дал, а переехал из Бучача в Почаев и в 1771 году начал строительство за свои средства (тех 2 миллиона так и остались у базилиан) нового собора Успения Пресвятой Богородицы в стиле европейского рококо на месте разрушенного ренессансного Троицкого собора Домашев. Интересно, что угроза, что плоды его труда окажутся в руках православных, Потоцкого не пугали, он даже неоднократно обращался к игумену Билинскому с просьбами ходатайствовать перед Римом о том, чтобы вместе с коронацией Почаевской иконы состоялась канонизация глубоко почитаемого Потоцким преп. Иова Почаевского. Игумен отвечал, что обращался к папе по этому вопросу, но никакого ответа не получил (хотя, зная отношение тогдашних обитателей монастыря к св. Иову можно быть уверенными, что никаких обращений не было). Может, на самом деле Потоцкий в душе более тяготел к православию, просто при своей жизни не успел увидеть православные богослужения в Почаевском монастыре?
Я не хочу затрагивать период пребывания Почаевского монастыря в составе УГКЦ, чтобы не провоцировать новые конфликты, ссору и вражду между верующими разных Церквей. Хочу только сказать, что после того, как почаевские базилианы поддержали польское восстание (поскольку всегда больше тяготели к Польше, чем к Украине), в 1831 году монастырь перешел в Православную Русскую Церковь. В монастыре снова поселились украинцы и местные жители потянулись в обитель. Отдельной черной страницей в истории Почаевского монастыря было пребывание в нем русского митрополита на Волыни Антония (Храповицкого), который в 1906–1912 гг. построил новый Троицкий собор в чисто русском новгородском стиле. Его сподвижником в русификации Лавры был архим. Виталий (Максименко), руководивший лаврской типографией и печатавший в ней пророссийские черносотенные издания. Затем Лавра страдала под властью Польши в 1920-1930-х гг., под немецкой оккупацией в 1940-х, и под атеистической советской властью в 1940-1980-х гг. В конце 1980-х годов среди украинской братии монастыря был большой подъем , архим. Яков (Панчук), но монахов-украинцев быстро распылили по разным монастырям, заменив представителями других наций, а о. Иакова изгнали (потом он стал епископом Киевского Патриархата). Таким образом, Почаевская лавра и пришла в состояние форпоста “ругского мера” в Тернопольской области. Молимся и надеемся, что в ближайшее время ситуация изменится.
архим. Яков (Панчук)
Какие выводы можно сделать из данной информации?
- Большую часть своей истории Почаевский монастырь был православный:
< 1219-1721 – 502 года был православным, сначала в составе Киевской митрополии Константинопольского патриархата, а последние 34 года (1687-1721) в составе русской Церкви
1721-1831 – 110 лет в составе УГКЦ
1831 –ndash; по сей день – 192 года в подчинении Русской Церкви
694 > 110
- Греко-католики не получили в 1721 году пустошь, а мощный монастырь с семью храмами, один из которых был величественным собором, многими корпусами и стенами.
- За православную историю монастыря мы имеем большой ряд чудес, чудотворную Почаевскую икону, двух святых, уважаемых во всем православном мире, и любовь местных людей, выраженную в песнях, кантах и других произведениях. Это не был “зацарапанный провинциальный монастырь”, который сделали величественным василиане.
- Не василиане построили Почаевский монастырь, а шляхтич Николай Потоцкий, трудившийся не ради василиан, а ради самого монастыря.
Тому, кто уложился больше всего и кто действительно построил и сделал славным Почаевскую Лавру. выводы делайте сами. Каждая эпоха вложила свою долю в развитие святыни и доказывает сейчас кто кому должен – нецелесообразно. Кто знает, как бы выглядел сейчас монастырь, если бы в 1721 году не стал греко-католическим или в 1831 году –? православным. Он – сочетание труда многих поколений обитателей и многих жертвователей. Поэтому, если начинать меряться вкладом, кто знает, кто победит. Поэтому нужно не искать, за что мы еще можем поссориться, а объединяться для духовного блага украинского народа, что я нам всем и желаю.
P.S. Я постарался как можно больше смягчить текст, чтобы избежать межконфессиональных конфликтов. Но, предполагая, что многих, кто это прочтет, это не остановит и желание поссориться будет выше, чем любовь к ближним, комментарии я выключу.
P.S.2. больше узнать о подлинной истории Почаевского монастыря – отсылаю к труду митр. Иллариона (Огиенко) “Крепость православия на Волыни. Святая Почаевская лавра”. Найти ее можно здесь.
Нестор (Писик), митрополит Тернопольский и Кременецкий