Сегодня эта мастерская — одна из немногих в стране, которая не только сохранила традиции, но и прославляет своими изделиями Украине далеко за ее пределами.
Тканые рубашки, свадебные рушники, салфетки, скатерти, платье — от разнообразия и цветного богатства разбегаются глаза. И к тому же все это с натуральных тканей — для здоровья просто находка!
Музей-мастерская
В мастерской художественного ткачества «Роксолана», действующего при Богуславском районном отделе культуры, «перекликаются» восемь рабочих станков, выводящие новые узоры на изделии, а мне хочется вернуться на несколько веков назад, заглянуть в истоки дела, «примерить» на сегодняшний те древние узоры, цвета, оттенки …
За день работы на деревянном станке рождается полотенце.
Каждая стена в цехе напоминает музей, хранящий историю ремесла, его лучшие образцы. Здесь видим столетние полотенца, которые передавались несколькими поколениями …
Есть и изделия из «Победы», напоминая о работе фабрики, где работало 300 мастериц. Остановилась она в начале 90-х, а старт и благословение ей предоставил Владимир Щербицкий, лично издав распоряжение создать в районе предприятие для женщин. Все развивалось успешно. И в сложные годы перестройки на проходной появился замок, и почти все станки приказали сжечь. Спасенные же восемь сейчас возрождают славу ткацкого региона.
Мастерицы «Роксоланы» их вернули из забвения: изготавливают ткани интерьерного и одягового назначения: дорожки, скатерти, полотенца, покрывала, наволочки, портьеры, салфетки, купонные ткани для юбок, платьев, фартуков и т.д.. Это изысканные в художественном смысле перебирного ткани с увеличенным или измельченной-масштабным орнаментом. Традиционные элементы — звезды, столбики, ромбики, решетки, по-разному сочетаясь между собой, по очереди выступают то как ведущий, то как вспомогательный мотив.
— На протяжении веков совершенствовались технические приемы изготовления тканей, обогащались их орнаментальные и колористические решения, — рассказывает частный предприниматель Лилия Тихоненко, которая объединила вокруг «Роксоланы» мастеров забытой дела. — Самыми распространенными в Украине техниками ручного ткачества были челночная и перебирна. Для изделий, изготовленных только с помощью челнока, свойственные полосатые композиции. Перебирна же техника дает широкие возможности для создания сложных узоров: ромбов, розет, звезд, стилизованных изображений птиц, вазонов, архитектурных сооружений.
История простого полотна
— Весь цикл создания полотна длительный и кропотливый, — говорит ткачиха Любовь Сердюк, которая в мастерской с первого дня. — Представьте: чтобы изготовить погонный метр полотна, нужно до десяти тысяч раз пробросить челнока с одной стороны в другую. А еще больше времени уходит на «заправку» станка, то есть на его настройки на общий узор, где каждая ниточка должна занять свое место. И здесь важны не только воображение и талант мастера, но и его терпение. Образцы для массового и мелкосерийного изготовления тканей разрабатывают сами женщины: изучили узоры на старинных рушниках и оживляют их на своих изделиях.
В этих творческих лабораториях зародились орнаменты под песенное Евровидение, проходившего в Киеве. Десятки разнообразных изделий болельщикам футбольного Евро — 2012 предлагали мастера. Прославляли государство полотенца из Богуслава на Олимпийских играх. Выработали даже подарок Папе Римскому Иоанну Павлу II.
«К счастью, на судьбу»
Осень — пора свадеб, поэтому сейчас растет спрос на обрядовые рушники и сорочки. Потому что кроме декоративной, свадебный рушник имеет еще и магическую функцию. Вышитое полотно, на которое становятся молодые, означает жизненную дорогу.
— Популярные сейчас надписи, например: «к счастью, на судьбу», наши предки шифровали в знаках орнаментов, — раскрывает секреты вышивки мастерица Елена Картишева. — Вышитая восьмиугольная звезда означала Бога, Солнце, волнистая линия — бесконечность жизни, стилизованная калина — олицетворение девичьей красоты, молодости, любви, виноград — символ благополучия, цветочные бутоны указывали на детей и продолжения рода.
В свадебном обряде на Киевщине начала ХХ века исследователи насчитали около 20 полотенец. На них клали каравай, ими перевязывали сватов, простелялы дорогу молодым. Но главным был тот, на котором родители благословляли молодых. Такой рушник — особенная святыня, которую не показывали посторонним и берегли как зеницу ока, передавая из поколения в поколение. Старый узор потомки воспроизводили на новом полотне как энергетический код рода.
Сразу праздничным станет стол, если накрыть его тканой скатертью, добавляя настроения хозяевам и гостям.
Это интересно
Покровительницей прядения и ткачества в Киевской Руси была богиня Мокошь. Она изображена на найденном фрагменте ткацкого станка. Наши предки поклонялись Мокоши, верили в ее помощь и защиту от злых сил и т.п..
Кропотливые процессы подготовки сырья, прядения, ткачества и завершающая обработка тканей отражены в многочисленных народных поверьях и обрядах, которые дошли до наших дней. Например, этими занятиями запрещалось заниматься в пятницу. Начинать рукоделие лучше утром в четверг в энергетическую вершину недели. Наши далекие предки, видимо, хорошо ощущали, потому что именно в этот день приступали к свадебных рушников.