Народные верования перед Пасхой
После длительных зимних праздников наступает период затишья в торжествах украинском. Хотя, если посмотреть в календарь, то в марте немало праздников, которые имеют большое значение в хлебопашеском календаре. Это святая: «Евдокии» (1 марта), когда ласточки возвращаются из теплых краев, а крестьяне начинают отсчет нового земледельческого цикла, «Сорок святых» (22 марта — с юга прилетают сорок жаворонков и весну на крыльях приносят дети по селу ходят с печеными из теста жаворонками, весну призывают, «Теплого Алексея» (30 марта) — овсянка высвистывает свою песенку: «Брось сани, бери воз», а пасечники выставляют ульи на пасеку, прилетают из теплых краев журавли. Существовали обряды призывания весны. Во время этих обрядов девушки пели веснянки, водили хороводы. Совместно девичьи и юношеские общины участвовали в весенних толоках, где наряду с работами по благоустройству кладбищ, дорог, территорий сел и городов, проводились игры и различные молодецкие забавы. Дети поздравляли с весной хозяев, а те одаривали их сладким печеньем и маленькими, печеными из теста жаворонками или ласточками. Все эти обычаи и обряды — родом из древности дохристианского периода. Они символизировали великое единение народа с природой и возрождение всего живого к жизни. Весна — это начало начал и продолжение жизни рода и человеческого, и растительного, и животного. Итак, начинается Великий пост с «жилистого» понедельника. «жилистый» он называется потому, что в этот день пекли ржаные лепешки «жиляници». После сытной Масленицы переход на ржаные лепешки и постную непритязательную пищу был сложным психологическим процессом. Кое-где потребляли в этот день и водку, мол, после Масленицы надо хорошо зубы пополоскать, чтобы между ними мяса не осталось. Конечно, это простая отговорка, а крепкие напитки помогали легче переносить ограничения в еде. Люди истинно верующие воспринимали ограничения в еде как испытание и путь к самоочищению не только духовного, но и физического. На полный желудок не так думается и только хочется спать. А пришла весна. И хотя работы в поле еще ??нет, но есть большое количество подготовительных работ с семенным материалом , посевом различных рассады, а также подготовка пасек, выгонов, починка ограждений и тому подобное. В первую субботу Великого поста хозяйки варили кутью (кондак), принимали мед, хлеб и заказывали в церкви большую панихиду по умершим родственникам. В воскресенье многие шло в церковь на исповедь. Относительно исповеди протяжении всего поста есть много обычаев и примет, которые пытаются придерживаться и сегодня: Выходя из церкви после причастия, нужно поцеловать крест или икону. После причастия в обед спать нельзя, ибо ангелы причастия украдут. Соблюдать строгого поста — будешь спасенником . На Хрестопоклинному недели (третья неделя поста) пекут хлеб в форме креста, который назывался хрестопоклинний. Одну часть этого хлеба ели, а другую хранили затем розкришувалы к посевного зерна и сеяли. Порой такую ??буханку при прокладке первой борозды закапывали в землю, « чтобы хорошо уродилось », или делили на несколько частей: одну хозяин съедал сам -« дай Бог, чтобы и на тот год свой ??хлеб есть? «вторую скармливал лошади, что пахал ниву, -« чтобы здоровым был и хлопот не доставлял »; третью закапывал в землю -« чтобы хорошо родила ». Четвертая неделя поста называется «Крестопоклонное». Именно в среду наступает середина поста и отмечается праздник креста. Хозяйки пекут из теста, замешанного на молозиве *, крестики, смазывают медом и посыпают тертым маком . Это очень вкусная и питательная пища, которую с удовольствием едят и дети, и взрослые. Часть же крестиков хранят на время сева огородных культур. На углу каждой грядки хозяйки закапывают такой крестик, тогда вырастет «лук, как кулаки; зубцы чеснока, как дули ; капуста, как главы, а картофель только на деруны ** ». * Молозиво — коровье молоко, которое получают первые сутки после рождения теленка. ** Пироги — деруны, тертюхы из сырой, потертой на мелкой терке картофеля, жаренные на масле .