От имени монаха IV в. Макария Великого, Египетского. Он был учеником Антония Великого. Жизнь его прошла в Египте, где он прославился аскетизмом и богословскими трудами. Умер в 391 г..
По наблюдениям крестьян, ясный, солнечный Макаров день — к ранней весне, если метель — то на всю Масленицу. В старину говорили: «Какой Макар, такой и товар». «Если погода ясна, утверждает другая пословица, то и весна будет красная», то есть ранняя и теплая.
2 ФЕВРАЛЯ — ЕФИМА
В честь Евфимия Великого, монаха V в., Который считается отцом Палестинских отшельников. Святой Евфимий основал лавру, в которой ввел строгие правила, имел дар целителя и чудотворца. Умер в 473 г.. В этот же день церковь чтит и Евфимия Печерского. Он жил в XIII или XIV в., В Киево-Печерском монастыре, принял схиму, имел дар исцелять людей. Афанасий Кальнофойский, писатель и монах этого монастыря, жившего в XVII в., В своей книге «Тератургима» вспоминает кожаный крест Евфимия, от благословения которым больные исцелялись. В народе бытует мнение, что когда на Ефима солнечно, то весна должна быть погожим, а если пасмурно, следует ожидать поздних метелей.
3 ФЕВРАЛЯ — МАКСИМА, Максима ДЕНЬ
Названный именем Максима Исповедника, выдающегося византийского философа, богослова и церковно-политического деятеля. Родился он около 580 г.. Был секретарем императора, затем принял монашество. Его учение, Иисус имеет две воли — человеческую и божественную, утвердилось в православии, и Максима впоследствии назвали исповедником веры. В центре его философских интересов стоит проблема человека и ее высокого назначения. Максим Исповедник — автор афоризмов о духовном любви и многих других произведений. В начале 662 г.. Его судили, подвергли бичеванию, затем отрезали язык и правую руку. В том же году он умер на пути в кавказское ссылки.
4 ФЕВРАЛЯ — ТИМОФЕЯ-НАПИВЗИМНИКА
Установлен в честь апостола Тимофея, любимого ученика и спутника апостола Павла. Именно Павел поставил Тимофея епископом Эфеса — малоазийского торгового города при Эгейском море. Около 96 г.. Во время языческого праздника Тимофей был побит камнями разъяренными язычниками. В Украине в этом святого называют Напивзимником, так как около дня его памяти (по старому стилю 22 января) приходится половина зимы. Морозы этого времени носят Тимофеевской. После них наблюдается потепление.
Много снега на Тимофея обещает щедрый урожай зерновых. А если в полдень видно солнце, то это указывает на раннюю весну. «Если Напивзимпиця дорогу стирает, то корень подметет», если схватится вьюга, весь неделю будет непригоден; когда же в полдень улыбнется солнце, то призовет в гости раннюю весну.
5 ФЕВРАЛЯ — воспоминания VI Вселенского Собора
Чисто церковный праздник, который должен напомнить о важном событии в истории христианства. Это собрание высших церковных иерархов проходило в 680-681 гг. В Константинополе. Собор провозгласил, что Христос имеет две сущности: человеческую и божественную, причем человеческая подчиняется божественной. Участники собора определили также со ссылками на Библию, дату сотворения мира и людей в 5508 до рождения Иисуса Христа (новой эры).
6 ФЕВРАЛЯ — Оксаны ДЕНЬ, Аксинья-НАПИВЗИМНИЦИ
Женщины, которые носят имя Оксана, Ксения и производные от него, празднуют свои именины. Название дня связывается с именами святой монахини Ксении, которая жила в V в., И блаженной Ксении Петербургской. Последняя была женой певца Придворного хора. Он внезапно умер, и 26-летняя вдова решила начать главный христианский подвиг — считаться сумасшедшим. Ксения 45 лет юродствувала, бродя по улицам Петербурга. Она имела дар пророчества, помогала бедным. Умерла около 1803 В сельскохозяйственном быту этот день иногда называют днем ??Аксиньи-напивзимници, поскольку по старому стилю прошло пол зимы. Существует также другое название — Аксинья-напивхлибниця: считается, что до нового урожая осталось пол срока. В этот день было принято гадать по нового урожая. Издавна день Ксении был хорошим показателем весенней погоды: когда тепло, светло и еще и солнечно, то и весна будет такой же.
Которая Оксана, такова и весна. В Феврале Дорота завещал снега и болота. Когда день ясный и тихий, то весна будет пригодная; если в обед солнце, то ранняя весна, а когда вьюга, то затяг¬неться надолго.
7 ФЕВРАЛЯ — ГРИГОРИЯ Богослова
Установлен в честь одного из основателей христианской церкви. Родился около 330 г.., Был архиепископом Константинопольским. За глубокие знания в божественной науке его назвали Богословом. В его учении о Богопознания основное место отведено ума. Григорий Богослов является автором многих проповедей, написанных с использованием правил античной риторики. Умер в 389 г..
В старину на Григория определяли погоду на следующую зиму. День с утра до полудня, такой будет и первая половина следующей зимы, а погода с полудня до вечера определяет вторую половину.
8 ФЕВРАЛЯ — ДАВИДА III, ЦАРЯ Иверия и АБХАЗИИ, НАПИВХЛИБНИЦИ
Он более известен под именем Давида Строителя, восстановителя Грузии. Происходил из династии Багратионов. Родился около 1073 Его борьба против иностранных захватчиков способствовала образованию независимой грузинского государства. Провел реформу церковного устройства и государственного управления, поощрял развитие экономики, торговли и культуры. При нем был основан знаменитый Гелатский монастырь (возле современного Кутаиси) — центр образования, передовой философской мысли и художественной культуры Грузии. Умер Давид 1125
С Напивхлибнициею связывали перелом зимы, поэтому говорили: «Какой день, такова и весна».
9 ФЕВРАЛЯ — Иоанн Златоуст
День памяти выдающегося византийского богослова IV в. Установленный по случаю перенесения его мочей. Он умер в 407 г.. На Кавказе — в Команах, а в 438 г.. Его останки были перенесены в Константинополь и похоронены в храме святых Апостолов.
10 ФЕВРАЛЯ — Ефремом, Ефрем, ЕФИМА, Ефрем ДЕНЬ
От имени сирийского богослова, писателя и поэта IV в. Ефрема Сирина. Он написал много речей и гимнов по поводу церковных праздников, составил сказание о Прекрасном Иосифа. Его влияние прослеживается в творчестве таких выдающихся украинских писателей, как Иларион и Кирилл Туровский. В этот же день почитается память Ефрема Печерского. Он происходил из знатного боярского рода, в юности постригся в монахи Киево-Печерского монастыря. Затем находился в Константинополе. Там переписал и переслал в Киев устав Студийского монастыря для внедрения среди Печерской братии. Впоследствии был рукоположен в епископы на Переяславской кафедру. Там развернул деятельность по сооружению оборонительных каменных стен, был инициатором строительства первых в Украине паломнических домов, общественных бань и госпиталей, где посетителям предоставлялась бесплатная врачебная помощь. Умер, вероятно, в 1098 По поверью, на Ефрема ровно в полночь выходит из-под печи домовой, поэтому с давних времен принято задабривать его, оставляя ему пищу — горшок каши.
«Не к добру лета Ефрема ветер». Если ветрено, то лето будет мокрым, потому что «Ефим принес ветер на сырое лето»