Ой мы двое, сердце мое, в потемках сидели,
Какая беда зшелестила, мы потетерилы.
Йкась мни призрак привалила, что-м чуть схватился,
Но не знал им, куда бичы, — блуд меня вцепился.
Водило мни целую ночку темными лугами,
Жбихнуло мни в лужу, покрыл им си ногами.
Да в счастливую годинонька д доме-м си приблудив: —
Ищите мы йкогось счета, бо-м си перепудив.
Видтогди мни такая бола стала прижимать,
Что не смог им сиротище, ни есть, ни спать.
зачели мни моя мама д гадалкам водить,
Чтобы стали цисю болу мной виганеты.
Гадалки мы над головов шепчут-примовьеют,
зелье курят, костра гасят, — болу виганеют.
Ой кабы мы пощестило эту болу погубить,
то присегну, что не стану в потемках ходить …
Чтобы везло в домашнем хозяйстве и промыслах — рыбалке, на охоте, а также в работе в долине, бутане, сплавачци, — гуцул должен придерживаться старых обычаев и местных традиций, прибауток, гаданий, поверий. Должен знать, когда и как какую работу надо начинать, как обращаться с нужным в работе орудием, как беречь его от уроков и щезунив, которые всегда пытаются то испортить. А для этого самое главное такое. Нельзя торговаться с ремесленником, что делал орудия. Во время работы в огороде или в поле нельзя переступить через какое-либо орудия, употребляемое при этой работе, потому что если бы через него переступить, то сивбину или овощи выбьет град или собьет плова или съедят мыши. При сенокосе, забивая остриву в землю, перевязывают ее сеном, потому что к перевязанной не имеет злая сила никакого права. А гола нельзя оставить, потому что может ветер сено с копны или стога схватить или молния сжечь. Нельзя разбивать муравейник, если случится, то будет страшный ливень и снесет твое сено. Очень злой знак для косаря-парня, если в работе ухо от Кушки оторвется; это предвещает, что его девушка вывихнет ногу или руку, или ему учихнеться дорога к ней (отвернется от него). Поэтому он должен эту беду от себя отвлечь пословицей. В тот день, когда хозяин выбирается на рыбалку или на охоту, не смеет челядина (женщина) прясть, потому бы запряла ему удачу (счастье) — рыба или зверь не стояла бы тихо, а крутилась бы, как веретено. Зато хорошо, если женщина переступит сак или пушку (ружье). Поэтому хозяин заключает, якобы нечаянно, свое орудие в такое место, где бы женщина могла его переступить, а та, зная, старается это сделать, как бы случайно. Когда рыбак или охотник уже в пути, то хорошо, как перейдет ему дорогу женщина полностью (с полными кружки или ведрами), и еще бы и беременна. А как перейдет злой мужчина — это недобрый знак, поэтому надо бросать позади глиной или камнями, чтобы предотвратить беду. Когда же перебежит дорогу заяц или черный кот, тогда уже ждет его беда, несчастье. Поэтому очень нужно возвращаться домой. Каждая прядильщицы знает, что «прясть на сумерек или как в доме не видно, нельзя, потому что тогда нечистый (черт) делает ей убытки: путает пряжу, выхватывает веретено из рук, а порой повалит и саму прядильщицы (она задремлет) ». Готовя пряжу к ткачество полотна, мотают ее на мотовило — делают пивмиткы. Сняв пивмоток с мотовила, надо трижды плюнуть и сказать: «Устилайся, мотовило, чтобы-с голое не сопутствовало» — это для того, чтобы велась пряжа. А визолюючы пивмиткы в полованници, говорят: «Золися, билися, больше не надейся, потому летели гуси, лебедилы и на мои пивмиткы сели» С такой же пословицей визолюють полотно, вретища, рубашки — чтобы изделия из пряжи велись и чтобы были белые. Огонь, вода, другие предметы и материалы, что, по поверьям гуцулов, имеют магическую силу (топор, подкова, камень, соль, деготь, разное зелье …) используются против злых чар, подстерегают людей и скот, и в Полонинском жизни. И здесь против чар надо соблюдать дедовских традиций, обычаев, поверий, гаданий, прибауток … Весной, еще до полонинским ходом, со всею и тщательностью проходит подбор людей для работы в горной долине. Этим занимается старший — главный хозяин в долине, который имеет там во всем распоряжаться, и в каждом деле его все слушают. Ватаг знает, кто к какой работе «предоставляет ся» и к такой человек нанимает. Каждый из этих людей должен научиться способа отворачивать от себя и от маржини, к которой предназначен, фортуну (непогоды), зная, что часто на пастбище приходит Негура (туман), ударяет плова с громами, время упадет в самую Петровку зима (снег или крупы ), а способом предотвращения этой беды есть соответствующая поговорка, которую должен знать каждый полонинникив. Также старший подбирает себе таких, которые смогут все время выпаса «удерживаться от челядины» (женщины), потому что «если бы ся такой хватил, что будет заходить себе с челядинок», то тот должен иметь вред в скот ». Кроме того, не смеет пастух что-нибудь в другой украсть, потому скотина сейчас разрывается, теряется в лесах. А также эти люди должны между собой в согласии жить. Перед полонинским ходом хозяева ставят на скот знаки, которые хоронили бы ее от уроков и по которым смогут познать свою скот: делают на ушах Обирки, печь, стривку, а к хвостам привязывают красную воличкой. Чтобы овцы были желающие паши и от этого «май молока» давали, кормят их солью, смешанной с тертым осячим гнездом. Челядь (женщины) обливает овцеводов водой, «чтобы овцы много молока давали». Перед приходом маржини на пастбище старший с двумя счастливыми хозяевами (такими, что им во всем ведется) добывает «живую костер» и раскладывает ее в стаи на подкове. Грань «живой костра» видгашуе в воде и ею кропит струнки, кошары, скот, прибывшей, вымени коров, овец, коз, чтобы никакая злая сила не цеплялась маржини и чтобы ведьма не могла отобрать молоко. Оставшуюся воду, оставшуюся держит в фляши до розлучиння (выхода маржини с полонины), потому что она еще пригодится. К струнки скотина переходит через грань «живой костра», разложенной в воротах, «чтобы была такая остра, как остра костер, что через нее переступает». И «живая костер», и подкова, на которой она разложена, имеют большую магическую силу. Наличие «живой костра» в стаи защищает людей и скот от злых чар и от зверя, а подкова — защита полонины от грома и града. Круглый полонинского лета ни «живая стоит» не смеет угаснуть, ни подкову нельзя из нее выбирать ни на минуту, чтобы не подвергнуть людей и скот на беду. Относительно уроков, то опасность всегда есть. В воскресенье и праздники жители ближних сел приходят навестить родных, любимых, друзей, лету в долине, или скот, или забрать дат (надлежащую скром) или собрать зелье на лекарства на целый год, или просто отдохнуть на зеленых грунте. И бывает, что один из приходящих похвалит скот (корову, овцу, козу) или молока, не плюнув перед тем и не сказав: «Ничего, чтобы вам не сглазил», то надо сразу стараться не допустить уроки. Для этого надо набрать соли, которую старший сыпал на обух зарублен в землю топоры, сесть на порог до восхода солнца и, говоря соответствующую поговорку, трижды ножом перекрестить соль наотмашь и ту соль дать скотина, которая может быть той хвалой сглазили, съесть. А вымя растворить водой, в которой потушен грань «живой костра» еще перед приходом маржини в горную. Очень тяжелое предотвращения уроков, уже насланы на скот (а это узнают по ее состояния, поведении). Для этого надо из девяти Головиця (источников) набрать ложкой воды в сосуд так, чтобы ни капли не разлить, и, не оглядываясь, нести ее к стае, также не разлив ни капли. Затем врубить «слепого дерева» — наощупь врубить девять щепок из девяти различных деревьев по треске и, ползком на брюхе, принести их в стаи. Сжечь эти трески в «живом костре», и грань из них потушить в этой воде, считая девять раз: ни девять, ни восемь, ни семь, ни … ни два, ни один. Этой водой несколько раз обмывать сглазили скот вымя. А оставшуюся, вылить в такие скалы, где никто не становится. После розлучиння нельзя оставлять ни искры «живой костра», которая поддерживалась все лето, потому призрак, которая сразу приходит на опустевшую долину, может схватить огонь и сжечь стаи, леса — все. Но нельзя и тушить ее, нужно подождать, пока сама погаснет, потому что «такой, что потушил бы« живую костер », мог бы сам смерти пожить». О полонинские прибаутки, поверья, гадания в песнях-Коломые поется:
Ой какая и горная долина весной веселая,
Идет на ню худобонька с кождого села.
Идет бычок в плаечок и тихонько риче,
Идет пастух в горную долину и меня д себе зовет.
Идет пастух в горную долину и приказывает мне:
— дело и-ми си, милая, дома, как я в долине.
Ой пошел в горную долину белые овец пасти,
Придет-ми си целое лето без милой пропасть.
В горной долине на кедринци ймив половик сою,
Звала мни бабенка на земную фою.
Звала мни бабенка и люби хотела,
— А Богдай ты, бабенка, света не видела!
А Богдай ты, бабенка, света не видела,
что ты меня, пеночки, и розволочила.
— Не я тебя волочила, самый си волочишь,
Белое лицо целую ночку цилюваты хочешь.
Ой какая и горная долина осенью сарака,
Как заберут худобоньку, лишеиси мрака.
Ой разлука, вивчарики, разлука, разлука,
Один пойдет несмотря граба, второй несмотря бука.
Но никогда не забудем-полонинское лето:
Было и тежко, было легко — было разнообразно.
Крепко привязан к месту жительства, гуцул со всею и любовью относится к основанию оседку (двор), учитывая и соблюдая дедовских традиций, обычаев, поверий, гаданий. Место для дома выбирает, конечно, на холме, на солнце, чтобы было ему далеко видно и чтобы это место было менее доступными для злых сил. Место для дома (оседку) должен быть счастливым, а таким является то, где скотина радостно покоится или где муравьи насыпают мурашковину (кочку). Начиная на этом месте устройство, мастер прежде всего делает крест с ели (символа здоровья, долголетия, благополучия), обвивает его шерстью, украшает зельем, обкуривает ладаном, кропит святой водой и закапывает его посередине места, где должен стоять дом. Тогда завязывает дом (фундамент). Завязав четвертый угол, обкуривает ладаном целое место под дом. Теперь мастер хочет твердо убедиться, в добрый час основывает дом, потому что от этого зависит, в здоровье, согласии, достатка, долголетии будет жить хозяин И семьей, будет вестись газдивство, скотина, а об этом он узнает по голосу, откуда который в тот момент слышать: ворона прокрячет, или сорока заскрежетал, кукушка закукует. Добрый знак, если трясогузка пролетит фивкнувшы или ласточка споет, конь заржет, вол рыкает овца заблее. Но если бы коза завизжала, ворона закрякали, котюга (собака) забрехала — то плохой знак. Далее мастер прислушивается к потоку, ветра и не гремит. Как поток шумит ласково, ветер веет тихо понизько и не гремит — это очень хороший знак. Такого доброго времени нужно выжидать. Выбрав счастливый момент, в добрый час мастер продолжает ответственную работу: пересекает грейцар на четыре равные части и бросает их во все четыре уголки дома, наливает во все четыре уголки святой воды, кладет хлеба, соли, сырой белой и черной шерсти — на счастье, радость , здоровье, достаток, долголетия, продолжения рода. Все это делается до полудня. Уполудне хозяин кладет посередине стол, на него водку, пиво, еду, приходят приглашенные гости с хлебом, калачи, зерном, мисками с мукой на основание (закладка), приходят музыки, и гости из хозяевами приобретаются. Завязывая на второй день надворные косяки, мастер берет с костра, горящего в центре здания, грани и пепла и бросает наотмашь сзади дома, «чтобы огонь не хватался дома». Гостеприимный хозяин закапывает под порогом горсть пшеницы и куриное перо, «чтобы люди так сходились в дом, как совпадают куры на зерно». Когда дом будет поставлена ??(построена) мастер вынимает закопан крест (ель), срезает с нее верхушку, а сам крест прибивает до восхода солнца над косяком справа дома, где он стоит всегда. А на дверях всех зданий оседку выжигает, вырезает или намазывает дегтем крест, «чтобы шезуны не входили внутрь, НЕ наносили глупости людям и скот». Первым в новый дом впускают кота. Почти на каждом гуцульской дворе охраняет Муше (ґаздивське добро) Жерве (февраль пес). Как сторож газдивство, пес должен быть февралем. Чтобы пес был яростным и прытким, надо мочить табак в течение трех дней в молоке, затем процедить то молоко через острие косы и сварить в нем осиное гнездо вместе с осами. Это сваренное с осами молоко мешают с чиром (жидкая кулеша), над ним трижды говорят поговорку: «Чтобы-с был острый, как коса, а жесткого, как оса» и дают его псу есть. С поведением пса связывают и некоторые гадания. Очень плохо, например, когда пес воет. Это обязательно на ближнем углу «будет мертвец». Также очень плохо, когда курица поет, — будет какой большой заботы. А когда куры роются — погода будет, обиськаються — к дождю. Если кот моется, лижеться, следят, куда повернута его поднята лапка, потому что оттуда придет в дом гость, а если в доме есть девушка на выданье, то, может, даже и старосты. Черного кота иметь в доме хорошо — согласие и здоровье будет. Но очень плохо, когда черный кот дорогу перейдет. Это предвещает неудачу, какую беду в пути. Тому, кто в путь выбирается, желают: «Чтобы вам черный кот дорогу не перешел» Под крышами домов, в которых живут в согласии добрые, честные, счастливые люди, вьют свои гнезда ласточки. К ним гуцулы относятся очень бережно, полагая, что разрушать ласточкино гнездо — большой грех. Существует поверье, что «кто возьмет в руки ласточку или ее яйцо, у того лицо покроется веснушками (веснушками)». Ребенок, у которого лицо покрыто веснушками, увидев весной впервые ласточку, должен трижды сказать: «Ласточки, ласточки, берите у меня веснушки» Хорошо, чтобы это было на праздник Евдокии. По ласточками хозяева угадывают погоду: стелются по земле — погода будет, боятся земли — на непогоду. В близком соседстве с людьми живет и сорока. Она любит посидеть на плоту, на жерди, на кругу и скрежетать перед окном. Радостно становится в гуцульской хате, особенно девушке на выданье, когда перед окнами заскрежещет сорока. Ведь сорока предвещает гости. А каких еще больших гостей ждет девушка, как сватов. Когда черный ворон летает над домом и каркает, надо, прогоняя его, говорить: «каркает себе на голову, Агий тебя, чур тебе и пек», потому что его карканье то очень плохое предвещает. Счастливое и оговорено от пожара то газдивство , в котором есть гнездо аиста. Разрушать гнездо этой птицы — большая опасность. Верят, что кто разрушит гнездо аиста, у того дом сгорит. А еще говорят, что в семье, в газдивстви которой гнездятся аисты, очень ведутся дети. О многодетного Алексея в селе говорили: «Цему Алексею кучу детей аист на крыле понаносив». Желая иметь хорошую, умную, здорового ребенка, женщина, которая должна стать мамой, когда еще только «зашла в тяж», уже должна придерживаться древних народных обычаев , поверий, гаданий для ребенка, имеющего родиться. Осознав свое состояние, она должна стараться всегда быть радостной, веселой, приветливой, радостно общаться с людьми, смеяться, петь, чтобы такой был ребенок. И должна признаться кому (маме, старшей сестре), сказать, что она «в положении», чтобы ребенок не был немая. Нельзя «тяжелой» женщине проходить между двумя или более людей, нужно их обойти, потому что ребенок может быть зизоока (косоглазая ) или может сеять глазами. Такая женщина должна также остерегаться, чтобы не засмотреться на «красовался», очень нехорошего человека, как губастого, клонцатого, трембатого, пулькатого, зашкиреного, слюнявого, носатого …, или на калеку: слепого, кривого, Слут, горбатого … , да еще если бы с такого засмеялась, то ребенок может быть такая, как тот, на кого засмотрелась или из которого смеялась. Рассказала мне бабушка Евдокия, что были женщины, которые в это не верили, говорили: «Ая, это такая правда, как то, что вшей кашляет », — и Нарожали таких нефайних детей, с ними малыми не хотели дети играть, а как выросли, то не могли себе пару найти. И якобы о таких парней и девок песни составляли, чтобы была наука для будущих мам, как-то:
Женила мни моя мамка, женила, женила,
Говорила мы тоту братья, мне мила.
Говорила мы тоту брать, тоту косоглазую:
Один глаз — до докурила, второе — к потоку.
Говорила мы тоту братья, красивая и пышная:
нижняя губа, как подошва, а верхняя, как Пришва.
Говорила мы тоту брать в шелковой юбкой,
Что так очи витрищуе, как жеба в колодец.
Ой ехал я из Коломыи на седой конине,
А Богацкая дивчинонька заворачивала свиньи.
На ней безрукавку вышитый, фустка шалинова,
А под носом такая пузырь, как лошадиная подкова …
Ой у того легиники очка как талеры,
А бородка, как в черта, губки на три цалы …
Женщине «в тяжи» очень опасно чего напудитись (испугаться), например мыши, пса или огня, а если уж и случилось такое, то чтобы с перепугу НЕ ухватилась рукой за лицо и не крикнула, потому что от того у ребенка могут быть на лице заплатки с шерстью или пятна красные, как огонь, или ребенок может загикуватись. В наших селах есть люди, имеющие прозвища «латкатий», «красный», «Гикавый», или сын или дочь, внук или внучка «латкатого», или «красного», или «икал». «тяжелыми» женщине нельзя идти в кумовья, потому что будет очень тяжело в жизни тому ребенку, которого она держала крестить. Моя знакомая Наталья, которой живется очень нелегко, уверена, что виновной во всех ее бедах является ее нанашка, которая держала ее крестить, будучи «в тяжи». Не должна женщина «в тяжи» стесняться попросить у кого то съесть или выпить, чего ей очень захотелось, потому что может от того «сбросить ребенка». А если кто такой женщине откажет в этом, то ему мыши съедят самую дорогую, лучшую вещь. Пока ребенок «найдется» (родится) нельзя ни пеленки чинить, ни колыбель на крюки цеплять. Всему свое время. Когда женщину начинают «брать схватки» — наступает время злого, — всех, кроме мужа и матери, отправляют из дома. Мужчина бежит по бабу-повитуху, которая со святой мудростью, с только ей одной известной пословицей-молитвой, ловкими руками принимает роды. Также шепчет заговоры над молодой мамой от уроков и чтобы ведьма не отобрала молоко у нее. На первую купель ребенка берут воду из источника до восхода солнца и греют при новой костре. К первой купели вливают святой воды, чтобы «зла сила не подменила ребенка», а также вбрасывают в купель серебряные деньги, чтобы ребенок был богатой и счастливой. Когда кто заходит в дом, где есть новорожденный ребенок, надо сказать: «Ничего. Чур плохим глазам и моим »и не очень присматриваться к ребенку. А чтобы ее не сглазили, одевают в рубашечку наизнанку и в постельку кладут зубок чеснока Существует поверье, что если новорожденному ребенку прикурить волос громовым огнем и обкурить ее дымом из пахучего питье, то злые духи не имеют такого ребенка никакого права и уроки ее не берутся. Есть также поверье, что того ребенка не принимаются злые чары, которая является первенцем от родителей-первенцев и родилась в полночь, когда все злые силы собираются на игрища. Когда ребенок плохо ест, плохо спит, беспокоен, то ее «продают» таким людям (преимущественно кому из родни), в которых дети исправны, спокойные, то есть таким, которым «дети ведутся». Гуцулы верят, что защищены прадедовскими способами от злых чар , дети вырастают здоровыми и счастливыми и будет в них добрый рок. Добрый рок — мечта каждой девушки. Поэтому в разное хорошее время девушки гадают, навлекают судьбу. Лучшим периодом для гадания, угадывания и накликание судьбы, а вместе с тем временем и старых традиционных развлечений молодежи зима. В длинные зимние вечера девушки сходятся к другу дома на своем углу на вечерницы. Там они выполняют каждый свою работу — прядут, плетут, шьют, вышивают … Идет тихий разговор, песня, шутки … Вспоминают и хвастаются, которая весной в цвету безу счастье-судьбу нашла — цветок с пятью лепестками, которой в гадании на королиця целое лето выходило, что «любит и под венок поведет», которой кукушка скорое свадьбы предсказала, другая зелья волшебного на полях и Груня собрала «о всяком» на целый год … Ведется разговор о том, что предвещают некоторые приключения, иногда с каждым случаются, о вещих снах и как уберечься от недоброго исполнение тех предсказаний, как: рубашку нехотя наизнанку облеки — напасть будешь иметь. А чтобы эту напасть отвлечь, надо быстро снять рубашку и трижды наступить на нее ногой. Так нужно сделать, если что из одежды при впитывании зайдет иначе можешь быть бита. Ложка упала или нож из рук у тебя — кто торопится прийти к тебе: если же ложка упала с рук за ужином — подруга хочет отбить у тебя милого: так старайся то обезопасить себя от этого. Гичеться тебе — кто тебя вспоминает: легко икает — милый вспоминает или кто другой то хорошо о тебе говорит, тяжело икает — плохое говорят. Чтобы угадать, кто вспоминает, надо, называя имена «подозрительных», легко тянуть ресничку и при этом говорить: «Кто мня вспомнил, чтобы себе совета не дал, чтобы го такое напало, чтобы го д мне пригнало», то, может, и придет тот, что вспомнил. Лицо «горит» — злые люди клевещут тебя. Нос чешется — будешь на кого злая. Глаз чешется: правое — на радость, левое — на слезы. Ладонь чешется: правая — к прибыли, левая — к потере . В ухе звенит: в правом — хорошая новость, в левом — плохая. Губы чешутся — целоваться будешь. От этого предсказания и его исполнение девушки защищаться не желают. И еще много разных предсказаний знают девушки и верят, что умеют отвлекать от себя всякое зло, нехорошо исполнение предсказаний и снов. Когда на вечерницы приходят ребята, наступает движение, шум, оживление; начинаются песни, игры, шутки, забавы, ребята ухаживают за девушками, мешают им работать. Издавна принято такое «вечорничне правило»: если у девушки упадет из рук веретено, клубочек ниток или другое, парень должен поднять и не отдавать девушке, пока она его не поцелует. Существует также «вечорничне поверье», что который парень больше раз и дольше задерживает веретено Девушки, тот ее муж. Девушек это радует. Бывает так, что целый вечер веретена и клубочки падают, когда на вечеринках есть ребята, которые девушкам нравятся. В свободные от вечеринок вечера девушки бегают к бабе Евдокии погадать, помочь узнать, любит ее милый, или другая не подстерегает отобрать его у нее, засватае он ее, придется дальше девках или выходить за нелюбимого. Баба Евдокия гадает девушкам на лучину или спичках. Берет две лучины и обозначает их именами той пары, кому гадает. Нашептывая определенную поговорку, зажигает их на концах, а вторыми концами втыкает в миску с кукурузой или другим зерном и следит за их горением: будут гореть ровно — любят одинаково друг друга; одна будет гореть яснее и дольше — одно из них любит второго больше и вернее; горючи наклоняются друг к другу — будет свадьба и будут жить в паре; отклонятся в разные стороны или скрутятся — разойдутся; быстро погаснут и задымятся — измена болезненная дымом постелиться по селу; вовсе не загорятся — между ними не искренней любви. Видела я когда, как баба Евдокия гадала девушкам на фасоль. Фасоли — белые, было их сорок одна. Ловкими движениями она раздвигала их на кучки (три раза выкладывала по девять кучек) и при этом шептала: «Фасолечкы-ворожечкы, есть вас сорок один. Скажите мне правду хоть одна: какая судьба ждет ирщену Анну, или ждать ей старост, свадьбу и добрый рок у нее будет. Если будет хорошо, то выкладывайтесь на радость, веселье, на пороге гость, на столе калачи, на голове венок, а если нет, то выкладывайтесь по штыри и по две … »Следуя древних поверий, каждая девушка знает, чего ей надо остерегаться, чтобы не навлечь на себя какую беду, не отвратить свою судьбу от себя. Так вот: надо беречься, чтобы не разбить зеркало, то будет несчастье в любви. Когда кто ограни кругом тебя при заметании веником — никто тебя не засватае. Нельзя садиться за стол перед углем стола, потому что не выйдешь замуж семь лет. Нельзя вытирать руки одновременно двум девушкам одним полотенцем, потому что вы две одного парня любить. А это очень опасно для обоих и для парня. Когда замечу дом и оставишь недометену, то оставит тебя парень в танце. Девушка, которая любит облизывать макогон или Кулешир, будет иметь лысого мужчины. Нельзя же зашивать на себе одежду или кому позволить это сделать, потому что у тебя ум зашит, станешь ущербной. Никто тебя такую ??не полюбит. А если уж такое случилось, то надо взять в зубы какой малый предмет. Если плюнешь в огонь, то получишь на лице струп — огонек, который хоть раз и сойдет с лица, но лицо будет рябой, плохим — никому не понравишься. Надо очень остерегаться, чтобы не рассыпать в доме соль, ибо великое ссора. А с такой дом, где ссоры, девушку не сватают. Если какую вещь или деньги подавать кому порог, то будет с тем человеком ссора, гнев. И очень плохо, если это будет с милым. Удача в пути зависит от того, которой ногой переступить порог: правой-хорошо будет, левой — не повезут. Нельзя возвращаться, когда уже отправишься, потому что не повезет. Перед дорогой надо посидеть, чтобы дорога была легкой. Если же кто из пустым ведром или черный кот дорогу перешел, то надо возвращаться домой. Умеют девушки-горянки горячо любить, и умеют за измену беспощадно мстить. Широко отражают девичьи поверье-гадания гуцульские песни-частушки. Вот некоторые из них:
Мамка моя сладенькая, то мне эти гиче,
Ведай, меня мой миленький к ужину зовет.
Ой я сночы вечерела и мы упала лижка,
Ведай, моего миленького любишь подруга.
тех пор си вторая девушка моего любка ймила,
Видтогди я миленькому ничем не угодила.
НЕ будет мни стоить ни вол, ни корова,
не будете с ним хозяйничать, так я здорова
ли я тебе не говорила, я еще ты раз скажу:
Ты си, любку, НЕ женится, как я си наважу.
Был у меня парубочок дорогой и сладкий,
А которая го видобрала, век бы й короткий.
Ой как будешь, мой миленький, ко вторым ходить,
то я тебе такое сделаю, что не захочешь жить.
Так я тебе такое сделаю на черном потоке,
Что те будет так крутить, как в самотоци.
То я тебе такое сделаю на твоим пороге,
Что те будет так крутить, как колесо в телеге …
Много обычаев, поверий и гаданий связываются с различными праздниками, потому что хоть праздники эти христианские, но в народной традиции обряды, обычаи, поверья, гадания в дни этих праздников имеют древний дохристианский характер. интересным для гадания днем — девическим и холостяцкой праздником — есть праздник Андрея. Девушка верит, что Андреевская ночь поможет ей свою судьбу познать, узнать, выйдет замуж, будет снова год девках. Вечером на Андрея несколько девушек, сойдясь в одну дома, варят вареники. Обозначив каждый свой, кладут их на пранник или магливницю и приводят к ним некормленных кота. Кот съест, растянет, разорвет или понесет куда вареник. Итак, соответственно, девушка выйдет замуж здесь, оставит ее парень, насмеется над ней или ее судьба далеко. Гадают девушки на лучину или спичках (о чем сказано выше). Поздно вечером девушки берут по две деревянные ложки, выходят на такое место, куда со всех сторон доходил бы звук, и по очереди, считая до девяти, клепают ложками. Откуда послышится мужской голос, оттуда будет судьба девушки, ее муж. Бросают девушки вечером лапоть (ботинок, сапог) через дом, и куда он будет возвращен носком, оттуда будет девушка ждать свою судьбу. Идут девушки поздно вечером в плота, в котором есть колья. Завязав девушке глаза, дают ей зловитись руками за один кругов. Уходя от него вдоль плота, она наощупь считает когда до девятого и держит его руками. Теперь решают ей глаза и, при необходимости зажигая фонарь, с интересом, шутками, смехом пристально осматривают «девятый кругов». Он может быть с корой, голый, кривой, длинный, тонкий, прямой, короткий, узловатый … Согласно ее муж будет богатый, бедный, кривой, стройный, высокий, прямой, низкий, горбатый … Девушки считают когда по очереди, меняя немного место возле плота, чтобы для каждой другим был «девятый кругов». Вечером, когда уже хорошо стемнеет, девушка вступает в подол юбки горсть семян конопли и где круг поленницы сеет его по снегу, наклоняясь так, чтобы юбка касалась земли. При этом говорит:
Андрей, Андрей, я конопли сею,
Подолом волоку, потому виддатисихочу …
И еще хочу знать, с кем буду их брать.
Затем девушка собирает семя вместе со снегом в миску, а когда снег растает, считает семя: если парное число семян, то девушка в этом году будет иметь пару — выйдет замуж, а нечетное-то нет. Затем заворачивает семя в платок, вышитую ею для подарка будущему жениху, и кладет на ночь под подушку. Кто приснится ей ту ночь, то ее суженый, будет ее муж. Поздно вечером перед сном девушка набирает в чашку воды, кладет на горшок, как кладку, стебель с веника и ставит его под кровать, на котором будет спать, в головах. ей предстоит присниться парень, переводит ее за руку кладкой через воду (реку, озеро, пруд). Этот парень — ее суженый. Богатые древними народными обычаями, поверьями рождественские праздники — Рождество, Новый год, Иордан. Начинается народное празднование Святым вечером (так называется целый день перед Рождеством). Святому вечеру все, кто работал где в бутане, на лесопилке, на разных промыслах или еще где, возвращаются домой. Никто из крестных людей не должен быть вне дома, потому что тогда весь год блуждать. Верят, что и души умерших родственников собираются домой на святвечерю. этот день нельзя ни с кем ссориться, а с кем и были в размолвке, надо помириться, чтобы мирно жилось целый год. На газдивстви все должно быть на своем месте, ничего не должно быть в чужих руках. И все, что в газдивстви является чужое, надо вернуть, — чтобы целый год был в хозяйстве порядок. Некоторые вещи нельзя на Сочельник называть их именами: например, нельзя говорить слово «мак», надо говорить «симне» или «семя» — «чтобы блихы и другая нужды не плодилась». Вместо слова «что» надо говорить «которое» — чтобы то, о чем говорится, «не защокаты» … Вся семья в этот день готовится к святой вечере. Огонь для ее приготовления должно быть новым, состоять из двенадцати поленьев, заготовленных за двенадцать дней до Сочельника. Готовится на святую вечерю двенадцать блюд из даров поля, леса, воды (реки, пруда, озера). Перед ужином ставят на угол дидух — сноп из стеблей кукурузы с початками, который осенью для этого готовится — на хороший урожай. На столе тонко расстилают отаву — символ ржи, пшеницы, всякий хлеб, что благодатно покрывает нашу землю святую. На рога (углы) стола кладут по несколько зубчика чеснока — против злых сил. Стол застилают белой скатертью и ставят на него миску с разным зерном — кукурузы, ржи, пшеницы, овса … — на богатый урожай следующего года. Под столом краю кладут острое орудие — топор, пилу, сапа …, и этих предметов хозяева и дети по несколько раз касаются босыми ногами, «чтобы ноги были такие твердые и крепкие, как железо». Теперь ставят на стол двенадцать святвечирний блюд и благословляют их. Хозяин набирает в миску понемногу каждого блюда и несет скотина. А вокруг конюшни сеет дикий мак, «чтобы ведьмы его собирали и не приступали к маржини». Существует поверье, что этой ночью в полночь скотина человеческим языком разговаривает с Богом, и плохо будет хозяину, когда скотина на него пожалуется. Со второй миской блюд и водой обходит хозяин дом «за солнцем», от восхода до заката, и трижды зовет бурю , громы, зверей на ужин, после чего, возвращаясь назад, говорит: «Как ни вижу теперь на своем подворью бури, тучи, грома, града, зверей, так чтобы-м их не видел через целый год, чтобы зверь целый год не хватал мою скот ». Заносит также пчелам сити. За столом перед святвечерею хозяин трижды набирает в ложку кутьи и бросает ее к потолку приговаривая: — Чтобы так ягнеты скакали и блеяли, как скачет пшеница в половицы! — Чтобы телета так рыкали и пидштрикувалы, как пидштрикуе пшеница кверху, и чтобы так быстро росли, как быстро идет пшеница в половицы! — Как пшеница летит кверху и там держится кучи, так чтобы пчели держались вместе, как мут роиться, и чтобы садились на землю, как пшеница падает к земле! Вся семья, помолившись, начинает ужин от углу — символа урожая. Богатые чарами, поверьями, гаданиями и Щедрый вечер и Новогодняя ночь. С шутками и выходками молодежь наряжает «Маланку», щедруют, маланкують. Девушки находят время и погадать. Гадают основном так, как на Андрея. Вечером хозяйка бросает в ковшик с водой несколько серебряных монет. Утром на Новый год вся семья умывается той водой — это «принесет счастье на деньги через целый год». В ночь перед Новым годом никто не спит. Новогодняя ночь — это ночь, наполненная магическими действиями, волшебством. Все, как умеют, пытаются навлечь добро, умиротворять злые силы и стихийные бедствия — все на разгадывание своего будущего, обеспечения добра на следующий год. На Новый год, как и в некоторые другие праздники, очень важно, человек первым в дом войдет, потому что это предвещает, каким будет следующий год. Если этот человек (желательно, чтобы это был человек) молодая, здоровая, добрая, веселая, то все в доме в следующем году будут здоровы, будет достаток, согласие, радость круглый год. И наоборот, когда первым придет женщина, да еще старая и злая, то в доме в течение года добра не будет. На Иордан по инея на деревьях угадывают урожай в следующем году: иней густой — урожай хороший. Хозяева обвязывают садовые деревья пряжей, чтобы «хорошо родили». Девушки на Иордан умываются иорданской водой, чтобы личика имели белые и красивые и чтобы ребятам нравились. После Крещения нельзя стирать на реке целую неделю, так как существует поверье, что на Крещение черти и всякая нечистая сила выпрыгивают из воды, боясь погружного в воду креста, и остаются на земле, пока какая женщина не придет на реку стирать, чтобы вместе с тряпьем прыгнуть в воду. Поэтому нужно дать время, «чтобы больше нечистой силы погибла от Водосвятський морозов на земле». Народные обычаи, поверья, гадания связаны также и с праздниками весенне-летнего периода. Очень большим весенним праздником является Благовещения. Это очень варивке праздник на всякие — ничего в этот день нельзя делать. Говорят, что даже птица в этот день не вьет свое гнездо. Верят, что на Благовещение земля, отдыхала и силы набиралась, открывается и все живое на свет выпускает. В свои права вступает весна. Зацветают первые весенние цветы, которые имеют магическую силу для девушек — на красоту и судьбу. Хозяин выгоняет на улицу скот на весну посмотреть. Гадают в этот день, чтобы склонить добро, предотвратить беду, гадают также и на урожай. В Благовисный понедельник ничего не дается из дома, потому что это бы повредило скотина. Ничего нельзя сеять, сажать, ни то другое делать в огороде, чтобы буря и град не убили сивбину и овощи. На Шуткову (вербное, бечкову) воскресенье «бьют» домашних и родных святой вербой приговаривая: «Не я бью , шутка бьет, за неделю — Пасха »- это благо и здоровье, против злых сил. Соприкасаются святой вербой и к маржини, «чтобы злая сила к ней не доступала». В предпасхальную среду вечером жгут огни «пределы маржинов», «чтобы она была так ясна, как свет, сильная, как костер, чтобы к ней не имел доступа злой дух », курят на огороде,« чтобы овощи большая росла и хорошо родила ». Очень практичную для здоровья и предотвращения всякого бедствия является перескакивание через огонь в этот вечер. В подпиточной (чистый) четверг дети ходят по домам, преимущественно в семьи и знакомых, «в живникы» (огоньки, хапанкы), где им дают лепешки, кукуцы, а где и писанка перепадет. Гадают: если первым придет мальчик, будут родиться и вестись в газдивстви бычки и барашки, а когда девочка, то овечки и телочки. Учитывая это нередко хозяева заранее заказывают себе «первого полазника». Самое, святыми атрибутами Пасхи является пасха и писанка. Поэтому они и стали в народе оберегами от злых чар, символами счастья, судьбы, благосостояния, любви, верности. В конце предпасхального недели хозяйки пекут куличи, подбирают для рукоположение писанки. Когда приходит время сажать куличи в печь, хозяйка посылает хозяина на улицу-то делать и чтобы он не допустил кого в дом, «чтобы тот не сглазил пояса». Нельзя детям рыпаться, чтобы пасхи «сели». Сажая куличи в печь, хозяйка приговаривает: «Какую тебе прекрасную и гладкую в печь кладу, чтобы-м я такую ??прекрасную и гладкую из печи выбрала». А березивска хозяйка говорит еще и такое: «Черевата месила, высокая саджела, румьена угнетала, растите, пояса, вверх», при этом делает руками жест, изображающий то пышное и высокое. Благотворительную волшебную силу имеет Пасху писанка — символ рождения весеннего солнца. Она помогает в беде, обеспечивает семейное благополучие, приносит счастливую судьбу девушке. Защищая свои изделия — писанки — от уроков, писанкарка вбрасывает в краски соль. Святой писанку кладут в миску с водой, и в той воде девушки моют личика, чтобы были такие красивые и величественные, как писанка на Пасху. В этот день девушки дарят ребятам писанки; каждая дарит назад. который ей нравится, на которого надеется, который хорошо танцует и приглашает ее на танец, и «чтобы парня от танца не болели ноги». Но бывает и такое, как в песне:
Почему мне, леґинику, не говоришь никакой добрийдень?
Дала-м тебе писаночку на Пасху.
Дала-м тебе писаночку теми «зигзагами»,
Чтобы-с меня везде видов помежи девками.
Дала-м тебе писаночку «в дрибоньки цветку»,
Аби- с меня в танец звал в кождо мнисници.
Дала-м тебе писаночку «в бараньи рога»,
Чтобы у тебя от танчика не болели ноги.
Дала-м тебе писаночку в Проводное воскресенье.
Тщетно было-м, леґинику, тебя надежду .. .
В пасхальный понедельник, «обливаний понедельник», ребята обливают друг друга водой. Это — по древнему поверью, связанным с весенним очищением водой. В день святого Юрия большую силу чародея для маржини имеют вода и огонь. Целебной является Юрьевская роса, отворотом злых чар — Юрьевский огонь (костер). Поэтому на Юрия очень рано хозяева выгоняют коров между костров на росу, «чтобы ведьмы и всякие злые чары не имели над ними силы». Существует поверье, что на Юрия начинает петь соловей и впервые кукует кукушка. Хорошо, чтобы тот, кто впервые услышит кукушку на Юрия или и после Юрия, имел при себе некий грош и хоть немного хлеба (дети это носили с собой). Но имеет или не имеет, должен ответить: «Имею деньги, имею хлеб», чтобы их круглый год. По ковке прорицательницы-кукушки девушки гадают на свадьбу. Услышав впервые кукушку, девушка спрашивает:
«Скажи мне, зозуленько, ку-ку, ку-ку,
за сколько лет я буду в венке? »
Если кукушка перестает куковать или закукует один-два раза, то это знак, что девушка в этом году или через год-два выйдет замуж. А бывает, что накукует много лет до свадьбы — на печаль и грусть девушке. Хорошо бы, чтобы предсказания кукушки этот раз не исполнилось. Одним из самых поэтических, интересных праздников в народном праздновании, с ярким разнообразием обычаев, поверий, гаданий, является день Ивана Купала. Это девическое праздник, праздник любви, гадания, чародейство … Купальская ночь — волшебная ночь. В эту ночь счастье девичья по земле ходит, и не каждая девушка его находит. Этой ночью ароматы цветов и трав Самый пьяный, журчание ручьев мелодичные, силы питье найпомичниши, чары любви соблазнительные. В ночь на Ивана и на Купала «приворотное» зелье девушка искала, сердце любка «привлекала» ровно в полночь, потому что ее милый с двумя вместе любовью хочет.
На Ивана полночь папоротник цветет,
Поэтому рай на свете будет, кто то цвет найдет.
«Ой на Ивана очень рано только становится зореты, начинает мама дочерей будить — корнеты». И идут девушки в буйные травы, в чистые купальские росы личика умывать; купаются они в ранних росах ярового ржи, чтобы были величественные, как хлеб, чистые, как роса, богатые почет человеческую, как земля; чтобы сердца их добротой наполнялись, как зелье соками, а колос зерном на Ивана наполняется и чтобы добрая судьба их не проходила. Беспокойной, обольстительной купальской ночи девушки венки сплетают и на быструю течение пускают, чтобы в судьбе спросить, суждено им пару иметь ; и если суждено, то откуда, из какой дороги. И всю купальскую ночь девушки поют, все горы и долины песнями покрывают о искреннюю любовь, о горестной разлуке, об измене болезненную, чародейство муку …
Ой на Ивана встану рано, в росе искупаюсь,
Чтобы-м была тому мыла, с которым разбираюсь.
Как я в росе скупаюсилиш станет зореты,
то мни милая не оставляет Потий будет жить.
Ой на Ивана воду-м принимала, на Петра- м си мыла,
Таки-м того вернула, что-м давно любила.
Ой на Ивана воду-м принимала дам любковы пить,
Чтобы его неповадно к другим ходить.
Ой в твоим огородике зеленеет тоя,
Сдает мы си, прекрасная милая, которые не будешь моя.
Ой, как же ты, прекрасная милая, не хочешь моя быть,
Дай мне такое зелье, чтобы те забыть.
А у меня есть такое зелье круг перелаза,
По Ивана випьешрано, забудешь сразу …
Начало осени-это время окончания уборки урожая на огородах и в садах, пора заготовки целебных трав для лечения скота, проведении различных традиционных действ на торжественное празднование радостного для земледельца события — урожая. С этим радостным временем совпадают календарные праздники Маковея и Спаса, народное празднование которых связывается с древними народными обычаями, повирьмы, гаданиями, предсказаниями … На Спаса рано готовили корзину, в который клали лучшие плоды сада: яблоки, груши, сливы, также молодые початки кукурузы; а кругом корзину обтыкала цветами: ноготками, васильками и иншими.Бралы также пучки колосьев ржи, пшеницы и головки мака. И несли в церковь святить. Вернувшись домой, семья садилась за стол и потребляла посвященные фрукты с прибаутками и пожеланиями: «в саду обильного, в поле буйного», чтобы фрукты хорошо родила. Многие люди до Спаса НЕ ипы фруктов, потому что это считалось грехом. Следовало также молодую кукурузу впервые попробовать на Спаса — «на хороший урожай». Освященные пучки зерна и мака вешали в доме на балке, а цветы затыкали за оскорбления как обереги дома от злых сил. Когда наши предки несколько посвященных фруктов сушили, чтобы добавить для приготовления компота на Святой вечер, а освященные мак и пшеницу из колосьев — до святвечирний углу, это «на счастье, на здоровье, на добро». А также витереблене с колосьев зерно сыпали в первую борозду при посеве, «чтобы хорошо родило и от бури и тучи и злой силы защищено было». Праздник Маковея — очень варивкий на всякие день. Нельзя шить, потому что от того делаются на руках болячки — «волокно» или «занигтиця», которые тяжело вылечить. На Маковея собирают дикий мак. Он очень помощник для маржини. В такие дни, когда на нее подстерегают ведьмы, его рассеивают вокруг места, где находится скотина, чтобы ведьмы его собирали и не могли до маржини доступиты. … Осенняя пора — это сезон сватовства и свадеб. И в этих наиболее торжественных, праздничных, радостных в жизни каждого событиях гуцулы свято соблюдают дедовских традиций, обычаев, поверий, гаданий для счастья, здоровья, благополучия, согласия, продолжения рода в вновь создаваемой семьи.