Озеленение как средство формирования культурного ландшафта

Озеленение

Подробнее остановимся на особенностях развития садово-паркового строительства запада Украины, рассматривая его с точки зрения создания культурного садово-паркового ландшафта, который бы эстетическим представлениям современников и был в территориальном аспекте «традиционным».
Сады Средневековья. Подробное описание этого периода развития садов затруднено отсутствием памятников садово-паркового искусства тех древних и ограниченного количества исторических источников. Отдельные литературные и архивные материалы позволили выделить несколько типов садов: монастырские, замковые, прибудинннкови и публичные.

Монастырские сады. Существование значительного количества монастырей, принадлежавших к разным орденов — бернардинцев, доминиканцев, бенедиктинок, кар-Мелита, василиан и др.. — Дало толчок к развитию садов и огородов. Экономические возможности монастырей, а также их традиции были различными, что не могло не отразиться на уровне развития у них садоводства и огородничества. Считается, что самым богатым во Львове был сад монастыря бенедиктинок, созданный в виде виридария: имел он вид прямоугольника, украшенного цветами и кушамы с фонтаном посередине. Во многих монастырях были сады и огороды, где выращивались овощи и фрукты, а также гербариумы, в которых колеционувались, как правило, лекарственные растения. Гербариумы были прообразом будущих ботанических садов, которые начали создаваться несколько позже — через несколько веков. За монастырскими стенами было хорошо и со вкусом озеленена кладбище.
Замковые сады. Для польских замков этого периода характерными были внутренние декоративные сады, в которых выращивались лилии, флоксы и гарнок-витучи кусты, а также ароматические растения — рута, мята, шалфей. Когда территория позволяла, высаживали также разные деревья. Сад огораживали, внутри размещали дорожки, сооружали перголы. Часто в этих садах создавали розарии. Высокие цветы — мальвы, пионы — высаживали вдоль замковой ограды. Часто здесь устраивали скамьи с дернины и украшали цветами. Для замковых садов характерны гербариумы, лабиринты из подстриженных бордюров и обычные утилитарные сады и огороды.
Придомовые сады. В этот период были известны внуришньомиськи и пригородные придомовые сады: первые были окружены застройкой и имели небольшие размеры. У пригородных домов были широкие сады и огороды, где выращивали виноград, хмель, фруктово-ягодные деревья, а также овощи. В них и появились первые декоративные растения.
Публичные сады. В нынешнем понимании в Средневековье публичных садов не было. Например, их роль в Львове исполняли внешние сады монастырей бернардинцев и бенедиктинок.
Сады ренессанса. Характерной особенностью ренессансного сада был его связь с архитектурным сооружением, а также осевое или центрическое планирования его территории. Ренессансное устройства в основном коснулось замковых и монастырских садов.
Монастырские сады. К этому периоду относится созданный во Львове сад монастыря иезуитов (XVI в.). В основу сада положен традиционный виридарий, а также квадратный город, внутренние квадраты которого были заполнены фруктовыми деревьями и ягодниками. Внешний периметр был обсаженный высокими деревьями в виде аллеи. Внутренние квадраты разделялись между собой подстриженной забором.
Замковые сады Отличительной чертой замковых садов было квадратное или прямоугольное планирования и одна центральная ось. Использовались те же приемы, что и в монастырских садах.
В этот период развития декоративного садоводства появились так называемые охотничьи сады (зверинце), которые создавались в загородных резиденциях феодалов, где складывалось охоты или ловля рыбы. Тогда появились и рощи — небольшие участки в пригороде, которые использовались для отдыха горожан.
Придомовые сады. Богатые мещане применяли элементы итальянского сада: террасы, плоский квадратный партер. Итальянский стиль в городских условиях адаптировался к местности и возможностей учредителей саду. Вместо роскошной южной зелени итальянских садов использовали местную растительность: фруктовые деревья, зеленцы с растениями для приправ и т.п. Доминирующие в итальянских садах вечнозеленые деревья и кусты заменяли исключительно лиственными, в основном грабом и липой. Для обсаджування периметров квадратов иногда использовали самшит, из цветочных растений доминируют местные виды.
Сады барокко. Французский, или регулярный стиль, периода барокко царит в садово-парковом строительстве, как и прежде итальянский стиль доминировал в эпоху ренессанса. Главными в формировании регулярного сада были: обои, боскеты и садовые павильоны. Вместо ренесансову квадратов создаются аналоги дворцовых помещений: кабинеты, залы, театры, коридоры. В период барокко получили развитие первые публичные сады, дворцовые сады, начали створююватися бульвары, прогулочные аллеи.
Публичный сад. Появляются первые публичные сады. Примером такого сада может быть сад иезуитов во Львове, который в XVIII в. реконструируется во французском регулярном стиле и становится первым публичным садом На западе Украины характерным для него было осевое планирования. Однако ось не распределяла парк на две симметричные части, поскольку она была значительно смещена к левому краю, чтобы соединить парк с улицей, ведущей к «города за стенами».
Дворцовый сад. В регулярном стиле был создан сад во дворце По Потоцкий (по ул. Коперника во Львове). Для него характерны были планирования парковой площади перед дворцом, в оформлении которого была использована подстриженная зелень.
Бульвар. Первый бульвар в Киеве был заложен в начале XIX в. на правом берегу Полтвы на месте разрушенных валов. Вдоль реки была создана рядовая посадка деревьев в виде аллеи и стриженая изгородь из бирючины.
Сквер. Первые скверы создаются в начале XIX в. на месте бывших фортификаций. Характерно использование для формирования садово-парковых композиций аборигенных видов деревьев и кустарников, а также элементов топиарного искусства.
В формировании зеленых стен и парковых композиций ценятся прежде всего не индивидуальные свойства какой-то одной растения, а целой группы. Для создания обоев применяют главным образом граб, липу, ильм, бук, клен полевой. Арочные обои формируют из липы и вяза, низкие — с тиса ягодного, самшита, можжевельника и бирючины.
Василь Блажко

Редактор отдела – магистр агроном Национальный Аграрный университет (2014 год). Опыт работы в журналистике 7 лет, с 2014 года работаю на Суперсадовнике

Share
Published by
Василь Блажко

Recent Posts

DoAgro24: в декабре в Киеве состоится ХIV Международная конференция «Ведение агробизнеса в Украине»

Ассоциация «Украинский клуб аграрного бизнеса» совместно с агентством UCABevent 11 декабря в Киеве проведут ХIV…

9 часов ago

New Holland обновляет тракторы T4 Specialty на модельный ряд 2025 года

Обновление тракторов New Holland T4 специального назначения на модельный ряд 2025 модельного года имеет целью…

14 часов ago

Агрегаты для глубокой обработки почвы

< p>Глубокая обработка почвы имеет ряд преимуществ и может заменить вспашку. Кроме того, это эффективность,…

14 часов ago

Липосам от компании BTU вошел в топ-5 в номинации «Инновации года в В2В»

Липосам – один из самых первых продуктов компании BTU, пользующийся немалой популярностью в Украине, вошел…

14 часов ago

Как начать бизнес на переработке грецкого ореха: истории победителей конкурса бизнес-идей «Агрокебеты. Расти свое»

С начала запуска правительственного проекта «еРабота» в июле 2022 года грантовые средства на начало или…

19 часов ago

Новый LEMKEN Diamant 18: надежный полунавесной плуг для профессионалов

Серия Diamant от LEMKEN уже много лет является символом надежности и производительности в современном сельском…

1 день ago