Впрочем, именно старый Киев был особенно богат на собственные обычаи, приемы и рецепты. Огромный богатейший пласт киевской городской культуры (в частности, обычаев, песенного, бытовой) со времен княжеских и до поздне-средневековых дошел до современников, кроме разве что некоторых сказок, преимущественно только в виде музейных экспонатов и научной литературы. Последние века привнесли в Киев много нового, но потомки старокиевских родов, пережили, помнят по крайней мере часть древних преданий, привычек и традиций.
В Киеве, благодаря особенностям его рельефа, в центральных частях — особенно у холмов — остались (некоторые, к счастью, до сих пор) островки старой застройки, где роды жили веками, время в домах, перестроенных или заново возведенных на старых насиженных местах. В этих гнездах, щедро обрамленных зеленью, время шло несколько иначе. В последние века бурной нашей истории они стали убежище киевской аутентичности. У киевских Гор, до верхнего Подола, можно было найти семьи, чьи фамилии происходят из еще дохристианских киевских топонимов, или упоминаются в княжеской истории, в книгах киевского магистрата, в цеховых списках … И если старые вещи редко доживали до сегодняшнего дня, то нематериальная творчество, древние рассказы, рецепты, приемы того или иного домашнего ремесла сохранились. В тех гнездах бабушки рассказывали внукам нигде не напечатаны старокиевские сказки и рассказы, детские игры и девичьи забавы содержали немало киевской архаики, а часть праздничных обычаев дожили до настоящего без принципиальных изменений с летописных времен.
Готовясь к Пасхе, киевские хозяйки, кроме разнообразной пасхальной выпечки (куличей и пирогов), обязательно делали творожные пасхи. Собственно, именно творожная пасха, которую готовили последней, считалась самой изысканной, ее старокиевский рецепт назывался «княжеская» («Князевка», «Княжна», «Лыбидь», а еще — «подпоясана»). С нежным вкусом и причудливыми украшениями, эта пасха и раньше делалась сравнительно быстро, а с современными продуктами — вообще за полчаса. Дело в том, что этот оригинальный рецепт не требует ни варки, ни отжима творога: пасха формируется из сырной массы, хорошо вымешанной со сметаной, которую сбивали с сахарной пудрой, ванилью и цедрой, хрупким печеньем (ранее использовали крошку специальных лепешек), сухофруктами и орешками, а также и шоколадом. На украшения, которые преподавали в виде креста, шли цукаты знаменитого киевского сухого варенья, выливали и шоколадные крестики, которые снимали за праздничным столом детям.
Творожную пасху выкладывали горкой на праздничном блюде, и украшали «короной» (обертывали широкой лентой пергаментной бумаги, раскрашенного пасхальными символами и сверху подрезанного зубчиками). Обернутую кулич «подпоясывали» — отсюда и одно из старых ее названий — подвязывали, делая ей легкую, едва заметную «талию» кружевом, переплетенным с венчиком цветов «Щасним» бусами.
«Несчастных» ожерелье было необменным атрибутом многих сакральных обычаев в старом Киеве. Несчастных — от слова везти, ведь этим ожерельем пользовались для вопроса девичьей судьбы, поколениями передавая от матери к дочери. «Несчастных» бусы изготавливались по старинным технологиям: керамические бусины покрывались разноцветной, часто полупрозрачной глазурью, и вручную расписывались символами жизни, любви, рождения. В конце зимы в старом Киеве девушки шли на киевские горы со своими бусами, и, становясь лицом к Днепру, бросали их вниз со склона, приговаривая: «Ожерелье, ожерелье, подай мне весть» Украшения падали вниз на склоны в снег, а весной, когда розтеплювалося, сходил снег и начинали зеленеть холмы, ожерелье следовало отыскать, но уже один. Задеть чужое ожерелье считалось поступком не только недостойным, но и опасным: ведь тогда все грехи и проблемы как хозяйки ожерелья, так и всего ее рода переходили на того, кто коснулся не своего.
Толковали же весть ожерелья следующим образом: если оно легло на траву, и через него проросли цветы — прекрасный знак на любовь, а если посчитаны ветви зеленые были парные — то еще и на брак в течение года. Если ожерелье зацепилось и повис на кустах или подлеске — суженого не ждать в этом году. Если ожерелье перепуталось кучей — на сплетни. Плохим предзнаменованием было, если ожерелье разрывалось — это предвещало смерть. Но и в таком случае девушка имела второй шанс: если ей удавалось собрать разбросанные бусины, судьба должна покориться!
Интересно, что использование Щасного бусы в гаданиях и как украшение-родовой оберег на сакральных блюдах продолжилось с языческих времен (им обвязывали свадебный хлеб) в христианские. Описанное девичья гадания в Киеве христианском начиналось перед Великим постом и завершалось в Вербное воскресенье. Поскольку несчастных ожерелье, непременный свидетель ломки брачного хлеба, теперь еще и многократно святилось вместе с пасхой, то считалось особенно ценным.
Даже в советское время в киевских художественных салонах можно было купить такое ожерелье, правда, рисунки на глазированных бусинах уж часто становились абстрактными и условными. Автор этой статьи в детстве видела, как старшие девушки воспроизводили древний обычай, рассказывая о нем участникам действа — киевлянкам первых поколениях.
Перед освящением в центр творожной пасхи следует воткнуть зажженную свечу с маленьким салфеточный «воротничком», эту свечу зажигают и садясь за пасхальную трапезу. Режут творожную пасху толстой шелковой нитью или просто отделяют порции большими ложками. Княжеская пасха готовится с сюрпризами — в нее кладут маленькие символические подарочки (фигурки, монетки, кольца и т.д.), чтобы хватило на всех.Гранитные мастерские г.Ярославль и области на http://izgotovleniepamyatnikov.ru/gorod/yaroslavl/.
Среди всех других пасхальных блюд княжеская пасха, пожалуй, является одним из самых доступных рецептов для совместной с детьми (даже маленькими) творчества, во время которой — особенно подходящий настроение рассказать о празднике, украинские традиции и обычаи, а, возможно, и придумать свои.
То же касается и совместного изготовления пасхальных яиц. Кроме классических украинских писанок, дряпанок и яиц, в старом Киеве славились и местные оригинальные техники. О части из них более известно: например, оформленные бисером сувенирные яйца можно и сейчас купить в столице. Ранее именно их называли «райскими». Правда, сейчас традиционная киевская, очень изысканная бисерно-лаковая техника несколько упрощена, однако, встречаются и необычные вариации в продолжение старокиевской традиции. Такие яйца раньше расписывались цветным лаком, центральными элементами были маленькие образки (рисовали иглами или клеили маленькие готовы образки из бумаги, овальной формы), а узоры преподавали мелким разноцветным полупрозрачным бисером. Бедные киевляне использовали подкрашенный белок и окрашенные мелкое пшено.
Не меньшей популярностью в старом Киеве пользовались техники «Подольская Пистро», мережанки и шнуровки. Пистро называлась полушелковая тонкая ткань с мелкими цветочными узорами, которую производили на киевском Подоле. Практические киевлянки оставляли обрезки этой цветастой ткани, чтобы выклеить аппликации на пасхальных яйцах.
Вырезанные из ткани цветочки-листочки клеили на белые или рыжие яйца или яйца с помощью заваренном крахмала или белка, дополняли блестками. Для украшенных таким образом яиц делали «гнездо» — на плетеную из лозы тарелку по краю подвязывали лентой подкрашенные перышка.
Мережанки назвались пасхальные яйца, украшенные натуральным кружевом. Его вытаскивали влажным утюгом немного по дуге и опоясывали, приклеивая на белые или цветные яйца. Гнезда под мережанки тоже изготавливали специальные — плели крючком белые или разноцветные салфетки с приподнятыми гофрированными краями, туго крахмалили. Также прибегали к технике «шнуровка»: на яйца наклеивали узоры из цветных шнуров или толстых нитей. Популярными были рисунки «солнышко» (спиралька с лучиками), волнистая сварга, зигзаги.
До сих пор в Киеве продаются изготовленные по прадедовскими образцами пасхальные корзины для куличей и других сладостей: их верхние части изготавливались неплотной сеткой с использованием окрашенной лозы, в которую вплетали цветы, ленты, кружево, обязательно с ивовыми ветвями, освященными в Вербное воскресенье. Накрывали такие корзины белыми кружевными полотенцами с вышитыми золотыми шелковыми крестиками.
Сейчас старокиевские техники и рецепты возрождают и творчески развивают киевские пластуны — результаты детских стараний и фантазии можно увидеть на Пасху в киевских храмах. Изучить эти техники могут все желающие на мастер-классах . Городские пасхальные традиции, и среди них оригинальные киевские, сохранены в старокиевских семьях, обогащают украинскую духовную палитру, и могут быть основой современного творчества всех Украинских, которые не удовлетворяются попсой.
Компания «Agrodružstvo Morkovice», которая хозяйничает на 4 700 гектарах земли, является одним из наиболее значимых…
Благодаря партнерству с USAID АГРО, компания Makosh запустила уникальную инициативу «Поле инвестиций» — программу, активно…
Покупка производственных ресурсов заранее – хорошая практика, позволяющая аграрию гарантированно обеспечить посевную. Именно поэтому большое…
Международная сельскохозяйственная научно-технологическая компания Corteva Agriscience объявляет о начале образовательно-грантовой программы для женщин-фермерок TalentA-2024, которую…
В «Континентал Фармерз Групп» подходят к концу жатвы поздней группы культур, охватившие в общей сложности…
Kernel, ведущий агропромышленный холдинг в Украине, объявил о запуске новой бизнес-услуги – логистических решений для…