Сейчас в общем сознании еще бытует мнение, будто после прихода на территорию Руси монголов здесь образовалась пустота, вакуум, а население бывших ключевых княжеств, кроме Галицко-Волынского, бежали на территорию России. Однако, согласно Яковенко, Киевская земля была довольно зажиточной состоянию на XV в, даже переживала определенный культурный расцвет [Яковенко 2008, 2009].
Другой вопрос: под которыми культурными влияниями находилась Киевщина? Еще с первобытных времен (и это разделение сохранился доныне!) Становится очевидно, что территория современной Украины находилась под влиянием трех различных историко-культурных центров. Согласно Л.Зализняк, Северо-западный регион нынешней Украины находился в контактах с Южной Балтией, Юго-Западный — с Балканами, а Юго-Восток тяготел к азиатского мира кочевников [Зализняк 1999]. Выбранный мной регион почти всегда тяготел к Европе. Эти контакты были постоянными начиная от неандертальских стоянок Полесья. В IV и III тысячелетии до н.э. это были культуры воронковидный посуды и шаровидных амфор — те культуры, на основе которых возникли культуры шнуровой керамики, а из них, позже, выкристаллизовались кельты, германцы, балты и славяне. Во II тыс. до н.э. Южного Полесья и Волыни достигла тшинецко-Комаровский культура, генетически связанная с древнеевропейских культурами Центральной Европы. Примеры можно продолжать, но в конце концов мы придем к нашему средневековья, когда Юго-Западная Украина развивалась под влиянием Балтии, в частности — Литвы и Польши. Как видим, культурные связи являются постоянными через всю историю и до XVII века, когда Петром I и преемниками они были разрушены и Украину включили в Российской Империи. К тому же времени Украина входила в Европейский культурного пространства и переживала аналогичные с европейской цивилизацией эволюционные процессы.
Однако в плане культурных влияний судьбоносным оказалось принятие христианства, а затем избрание его греко-православной ветви. Таким образом, согласно Л.Зализняк, территория, о которой идет речь, была отделена от латино-католического европейского мероприятия в первую очередь по языковому признаку, которая повлияла направления на связь восточного славянства со всей античной культурой — по сути, античный наследство остался «в пользовании» Западной Европы. Это привело культурное отставание наших земель. Но XV в кажется мне интересным именно как переломный момент в этом отставании. Известно, что с XVI-XVII вв Украина начинает догонять западную Европу. На ее земле приходит сначала ренессанс, затем барокко … Да, с опозданием. Так, своеобразное, со своим лицом. Но приходит.
XV в — это время первых ласточек того «догон». Если проанализировать ситуацию, которая сложилась в среде русинской шляхты на территории Киевской земли, видим интересную картину. Конце XV в завершается процесс закрепления за мелкими боярами-шляхтой правa принадлежать к слою «благородных». [Яковенко 2008]. Мы видим чрезвычайное шляхтянське разнообразие — от совсем бедной и в очень богатой. Яковенко также говорит о том, что даже на территории Киевского княжества среди знати встречаются представители как православного, так и католического вероисповедания. В плане культурном, если кратко пересказать, среди правящей верхушки происходят постоянные перетасовки православных и католиков, с приобретением «популярности» именно последних (под влиянием Польши). Однако к вопросам веры относились преимущественно спокойно, поэтому нередки случаи «смешанных» браков, в которых детей крестили или за тем, за тем обрядом, в зависимости от пола и / и договоренности [Яковенко 2002].
Таким образом мы видим, что территория Киевской земли, хотя и находилась в пограничной зоне, однако со времен ВКЛ и их вась-вась с Польшей начала тяготеть к Западу. Также Яковенко отмечает: «Пестрота профессиональной палитры вооруженного люди Киевщины колоритно оттенялась его полиэтническим составом. (…) Князья широко принимали на службу (и наделяли землей) пришлых воинов, искали «рыцарского хлеба» (…)
Картинка дает нам представление о женском платье, о поясе и складки сзади, о головном уборе — http://www.taoboom.com/cat/jenskaya-odejda — здесь вы найдете любую женскую одежду от лучшей фирмы taoboom.
Вторая картинка — это гравюра с Кодекса Бальтазара БеГеМ, датированная 1502 годом (сфотографировано в Музее истории г. Львова). В Кодексе автор изобразил быт «простых жителей Кракова». На женщине — «итальянское» платье. На голове у нее тонкий туман. Видим узкие рукава, платье сшитое по фигуре с завышенной талией. Кравец кроить красно-черную материю.