В системе традиционных свадебных примет и запретов особое значение приобретал пространство дома. Например, молодым запрещали, сидя спиной к окну, вращаться к нему лицом, «чтобы не накликать беду», ведь верили, что за окном «ходит нечистая сила».
По народным верованиям, из молодых при венчании первым становился на полотенце или платок, то в будущем председательствовал в доме. По приезде же в дом молодого наблюдали, кто из супругов первым встанет на домашний порог, ведь тот в семье будет «старшим».
На Харьковщине запрещали сажать молодых на различные стулья. Поэтому для должность им обязательно готовили одну длинную скамейку — «на совместную жизнь». Считалось, что супружеские пары, которые не будут придерживаться этой традиционной установки, не прожил вместе даже одного года.
На слобожанской «свадьбе» было нельзя: проходить между молодыми в первый свадебный день, разрывать их руки, разводить пару после обряда венчания, брать что-либо у молодой — «чтоб вместе жили». Когда же в селе на один день приходилось несколько свадеб, то при встрече обе молодые закрывали лицо, чтобы не видеть друг друга, иначе, как считали, что в них будет неудачный брак.
Тесная взаимосвязь народных верований с церковным обрядом подтверждают такие приметы: если при жизни человек и женщина не обвенчались, считали, что после смерти они вместе не будут. Везде (как на Слобожанщине, так и за ее пределами), начиная с конца XIX в. и до сих пор общепринятой является запрет играть свадьбу в пост.
Свадебные атрибуты (хлеб, каравай, кольца, венок кожух и т.д.)
Особые действия с хлебом присутствуют во многих свадебных ритуалах. Во время «сватовства» в знак своего согласия молодая разрезала хлеб пополам или на четыре части. По народному поверью, девушка должна была перерезать хлеб обязательно одним нажатием ножа, «… потому шо как на половине остановишся, до половины доживешь и можешь разойтись, или что-то изробиться».
Значимое место в народных верованиях по обрядового хлеба имел свадебный «каравай», ведь в украинской традиции в совершенстве выпеченный каравай считали залогом счастья молодой пары. Если же каравай не удавалось (был комом, треснул во время выпекания или тесто в печи осело), ??жизнь супругов могло быть несчастным. Кусок каравая, принесенный со свадьбы домой, был своеобразным магическим знаком благосостояния для каждого гостя ( «свадьбянина»). Некоторые даже кормили им кур, «чтобы хорошо неслись».
Если молодые потеряли хлеб, передан сватам от родителей молодой, то считали, что это «до развода». Недобрым предзнаменованием считались и такие: выпущена из рук молодых икона, которой их благословляли родители, лошади, неожиданно розпряглися в свадебном поезде, свадебные кольца, упавших на землю. Если во время венчания свечи горели темно, говорили, что «невеселое» будет жизнь супругов, а если у кого-то из невест свеча угасала или полностью сгорала, считали, что он скорее умрет. Не будет счастья той молодой, которая идет замуж в чужом венке. Если же невеста, обута в босоножки, то «всю жизнь ходить босса», то есть не будет бедным. Обязательным предметом молодой считали носовой платок, потому что нельзя было молодым держать друг друга голыми руками — «чтоб не были голые».
В народе распространенной была мысль: «чтоб была крепка семья», надо осыпать новобрачных орехами, на долгую жизнь — рожью, на сладкое — конфетами, хмелем — к счастью, а деньгами — на богатство. Эта примета до сих пор является универсальной для украинского свадебного обряда.
Благосостояние новой семьи занимал не последнее место в системе народных ценностей. Недаром обязательным на украинской свадьбе был кожух, на который сажали молодых со стойкой мотивацией, «чтобы они жили много». Мать молодого в вывернуть кожухе провожала свадебный «поезд», свекровь выходила встречать молодых в кожухе, на кожухе благословляли молодоженов.
Как видим, традиционное слобожанское свадьбы сопровождала целый ряд оговорок и запретов. Важную роль играли время и место проведения торжеств, погода в день свадьбы, свадебные атрибуты и действия. Несмотря на то, что некоторые приметы и запреты со существенно изменились или вовсе исчезли, старшее поколение верит, что их соблюдение до сих пор влияет на будущее молодых супругов.
В этом году в хозяйстве «Полтава-Агро» начали обрабатывать поля глубокорыхлителем BEDNAR TERRALAND, выбрав его как…
Более десяти лет компания AgriLab, ведущий эксперт по анализу почв и точному земледелию, сотрудничает с…
В прошлом году AGRO TEAM совершил настоящий прорыв в мире аграрных мероприятий. Серия Дней Поля…
< /p> Верховная Совет принял закон об особенностях регулирования деятельности предпринимательской деятельности в переходный период,…
Компания ROLANA из группы JTZE обрабатывает более 1 300 га земли. Основными культурами являются озимая…