Ой там в поле пшениченька растет,
зашел в нее учтивый хозяин
И собрал из нее райскии цвети …
Как отмечает К. Сосенко «учтивый хозяин» — мифическая фигура — Прадед, как высокое Сущность.
Праздничный обжинковий ржаной сноп, первый из поля, заносили в палату со словами: «Чтобы велось от хлеба до хлеба». Этого снопа освящали в церкви на Маковея или Спаса и хранили в кладовке или на чердаке. В Сочельник хозяин вносил его в дом и ставил на углу, чтобы год был счастливым и богатым. За Рождественских праздников этот сноп (Снопок, дед, дидух), который символизировал умерших родственников, стоял в углу. После Водосвячение его обмолачивали, перевеслами из него обвязывали деревья, чтобы лучше родили, солому сжигали, а зерном весной начинали засевания поля. Потому солома — это символ отжившего, старого, омертвелого, а зерно — нового, что вырастет и даст новый урожай. Засевается на новую жизнь, на счастье и здоровье, на Новый год и на долгие годы. Засевать могут только мальчики четырех-семи лет. Ведь засевать — то свойство только мужчин. А женщина, как и земля, принимает у себя зерно и порождает плод. Засевают с перчатки зернами гречихи, овса, ячменя, и больше всего — ржи. При этом говорят засивальни поздравления: «зародыш, Боже, рожь, пшеницу, всякую пашницю!» Моление о богатый урожай ржи видим и в такой свитотворчий колядке:
Что в поле, поле, около пути,
Ой там Василько орлами пашет.
Орлами пашет, стрелкой сеет.
Стрелкой сеет, лучком волочит,
лучком тянет да и Бога просит:
«И уроды, Боже, рожь густее,
Рожь густее, колосистее.
Поставим жнецов семьсот молодцов,
нажных копок, как на небе звезд,
Поставим Стожок, золотой вершок ».
По хлебных злаков, то, по народным верованиям, сразу же после создания мира ни ржи, ни пшеницы не было, а пшеница возникла уже после плевелы-травы, а рожь — с костреца. Ржаной колос раньше был вдвое больше нынешнего. Богородица, желая убедиться в милосердии людей, пришла в деревню под видом попрошайки просить милостыни. Женщина пекла блины и отказалась дать ей кусочек, видказавшы: «Убирайся, старая карго! Я лучше дам собаке! «Богородица, разгневавшись, вышла в поле, взяла колос и оборвала его верхушки, сколько захватила рука, а остальные оставила на память. Также рассказывают, что пшеница выросла из слез Адама, смешанных с землей, взятой у райского порога, а из слез Евы выросли конопли.
Чтобы посевы пшеницы были чистыми (без сорняков), сеяли в чистой одежде в Чистый четверг. Сеяли натощак (Полтавщина). Ведьму распознать и спастись от ее сглаза, положив зерно пшеницы под язык, оставшееся от Рождества. Освящение венков из колосьев пшеницы происходило в день Маковеев (1/14 августа). Зерно пшеницы освячува в церкви в канун Рождества (Закарпатье). На Закарпатье отец прикладывал пасхальный хлеб до головы дочери-невесты со словами: «Пусть люди тебя уважают, как пшеничную пасху». На неурожай указывал гром, крик птиц, который был услышан у Юрия день во время «хождения в жито» (Новоград-Волынский). Если увидишь пшеницу во-сне — станешь вдовцом или вдовицею. Заодно спелая пшеница — произойдет что-то хорошее.
У Юрия день на ржаное поле подбрасывали вареные яйце, дети их подбирали, катали по ржи, это называлось «святить рожь» (Сумская область). На св. Юрия шли на ржаное поле, чтобы вызвать дождь (Черниговщина). На Западном Полесье, чтобы рожь заколослося, трубили в трубы. Закончив жатву, ржаную «бороду» поливали водой, чтобы не было засухи. Порошком пережженного ржи присыпали сухой лишай, а ржаную муку вместе с бузины корой применяли при отеках. На Киевщине и Полтавщине свежие раны залепляли хлебным мякишем, им выкачивали опухшие железы при золотухе. Горячий хлеб прижимали к лишаев, бородавок, клали в дупло болезненного зуба. На Волыни считали, что если мать-кормилица съест кусок хлеба, который после захода Солнца бросили в колодец и вынули к восход Солнца, то у нее будет много молока. Ржаную солому после гадания в канун Рождества относила на засеянное пшеницей поле обнаженная девушка. Для защиты от птиц во время сева ржи брали в рот землю, чтобы птицы «не пили» зерно (Закарпатье). Во время созревания ржи, по поверью, во ржи живет ржаной дед старец с тремя длиннобородыми головами и тремя огненными языками (О.Афанасьев) русалки по ржи бегают, выполняют танки, делают «заломы», собирают «спор», сбивают цвет и высушивают рожь (Полесье). Верят, что рожь цветет в дни, когда Бог отпускает мертвецов на землю с «того света» (Волынь, Полесье). Неурожай ржи связывали с повисельником. Чтобы не было засухи, на похоронах вслед за гробом сеяли рожь. Свадебный каравай украшали колосками из ржи и калиной (Полтавщина), ржаной перевеслом перевязывали руки молодым (Киевщина). На рубаха с ржаной муки пекли лепешки в виде сороки и давали их корове, чтобы ведьма под видом сороки не забирала молоко (Черниговщина). Первый цвет из трех, шести, девяти колосков съедали, чтобы не болеть (Полесье).