Балийский образ жизни
Ядро балийского общества — это поселок, сплоченная религиозная община, сложившаяся вокруг группы храмов, члены которой обязаны участвовать в храмовых ритуалах и в взимании погребальных обрядов общины. Религиозная практика на Бали связана с музыкой, театральными представлениями и изысканными подношениями. Природа ритуалов требует высокого уровня социальной организации, проявляется в планировании поселка. Помещения родового дома имеют одинаковый размер и обычно располагаются по оси север-юг. В центре поселка содержатся храмы, рынок, общественные здания и (часто) «пури», т.е. дома знати. Экономическое развитие Бали был основным производителем риса в Индонезии до середины ХХ века — пока земля не начала истощаться. С тех пор правительство стимулирует расширение севооборота, особенно в отношении таких культур широкого потребления, как кофе, ваниль, гвоздика, табак и цитрусовые. Сейчас здесь все активнее развивается туризм. Альтернатив ему не много. Морские и прибрежные ресурсы никогда не были энергетически развитые, возможно, по причине более здорового климата регионов рисоводства; к освоению индустрии туризма продукцией прибрежных районов были только кокосы и соль. Рыболовство остается занятием бедняков. Настоящая индустриализация слабо затронула острова. В Южном Бали развились ремесла, в частности, в Куте — производство одежды. И хотя промысел базируется на труде местных жителей, привлекаются также и работники из других, более бедных, островов, которые готовы работать за мизерную зарплату. С другой стороны, «надомное» производство позволило экономике Бали стать менее зависимой от сельского хозяйства и избежать массового оттока аграрных работников. рисоводства Горные озера, мягкий климат и обогащенные вулканическим пеплом почвы Бали идеально пригодны для выращивания риса (Oriza sativa). Хотя часть островных рисовых плантаций сейчас используется по другому назначению, террасные рисовые поля до сих пор остаются главной особенностью сельского ландшафта, а культ и выращивания риса теперь так же значительны, как и во времена неолита. Неровная местность затрудняет применение механизации и делает проблематичным поливное рисоводство: вода стекает намного дальше пахотные земли — в глубокие речные ущелья. Решение проблемы, найденное балийцы в XIX в., Сводится к прокладке оригинальной и сложной сети ирригационных каналов, тоннелей и акведуков, которая отводит воду из высокогорных источников в районы ирригации, так называемые субак. Рисовое поле представляет собой бассейн, наполненный землей, укрепленной переплетенным корнями деревьев. Оросительная вода пропускается и сливается с каждого отдельного поля через небольшие отверстия в земляной стене, которые делаются или засыпаются мотыгой. Вода спускается каналами, впадающих в реки. Пади Бали — общее название разновидностей риса, выращиваемого на орошении. Это высокая, мощная растение, период вегетации которой составляет 210 дней. Ритуалы рисоводов На всем острове Бали, в среде потомственных земледельцев, на важных стадиях периода созревания риса принято делать подношения на полях. Эти обряды отражают первостепенное значение рисоводства в жизни островитян. Сложная ритуальная церемония проводится, когда рисовые растения начинают формировать стебель. По углам своих рисовых полей крестьяне сводят жертвенники в честь Дэви Сри, богини риса, и украшают их сделанными вручную гирляндами из пальмовых листьев. Рисовые амбары когда-то были неотъемлемой чертой домов на Бали. В сарай островитяне хранили снопы из перезрелых зерен риса. Зерно молотят вручную. В наши дни такие здания встречаются значительно реже, чем раньше. Рисовые террасы Балийские террасные рисовые поля принято называть «спланированным ландшафтом», сформировавшийся в результате «сотрудничества» природы и людей. Террасное выращивания полей дает возможность сажать рис на крутых склонах и защищает землю от эрозии. Каждая терраса орошается с помощью сложной системы каналов, водоток которых регулируется небольшими плотинами. Часто ниже рисовых террас можно увидеть речные ущелья. Рисивницький цикл 1. Семена кладут в защищенный гребень. Пока сеянцы развиваются, крестьяне готовят поля. 2. Подготовка поля заключается в его затоплении, пахоте и выравнивании. 3. Сеянцы высаживают на затопленные поля ленточным способом. Для ускорения роста растений поля может затапливают, то осушают, периодически сеянцы пропалывают. 4. Собирают урожай женщины: они срезают стебли ножом, пряча его в ладонях, чтобы не напугать рисовую богиню. 5. Высокоурожайные сорта обмолачивают непосредственно на полях, упаковывают в мешки и относят к мельнице. Перезрелый рис не обмолачивают — его стебли сохраняют связанными в снопы в амбар. 6. После сбора урожая поля поджигают для образования почвозащитной пепла.