Роговой Ю.Ф. Травы Некошеные: Тристишие-хоку. – Полтава : Дивосвит, 2020. – 204 с. вкл.
«Если бы он был жив, мы подружились б» – признался когда-то в одном из писем к другому известному поэту – сына классика украинской литературы Феодосия Рогового – Юрия, тернопольский писатель (светлой памяти) Петр Сорока. Но обо всем по порядку
Никогда не придавала значения стихам, написанным в жанре хока. Была убеждена, что больше тяготеет к классическим – силабо-тонических. Но неожиданно получила в подарок от полтавского писателя Юрия Рогового два поэтических сборника, а там упомянутый японский жанр пейзажной лирики. Сначала почтальонша принесла мне «Травы некошеные», а спустя немного времени – «Шитво по белому».
От самого слова трехстишие «веет» трехсветьям. Три мира всегда присутствуют в каждом из нас, ведь мы –ndash; неотъемлемая часть природы, одна из ее составляющих. Мир Неба, мир Земли, мир Человеческий. А отсюда – ndash; Трехсутья: духовный, земной, материальный аспекты. «Травы некошеные» – следовательно, живы. Название трехстишия стало названием поэтического сборника. «Крупно цветут/травы некошеные, и…/косы клепают». В этих строках сфокусирован концентрат мысли, глубина источника которой определяется одним словом – неисчерпаемость. У каждого из нас хороший случай не только «прикоснуться» глазами, но и «припасть» жаждущей душой к поэтически-питательным «вод» божественного слова. Третья строка неожиданно врывается в подсознание, ведь когда «косы клепают», то травы… умирают. Так мне казалось…Однако воображение и щемящие воспоминания детства вдруг гасят пробужденную тревогу: передо мной встает крепкая родительская фигура, он занимает «большую ручку» и –ndash; вж-ж-жи-х, вж-ж-жи-х… а вслед за – я, отец учит меня косить еще и приговаривает: «Косы коса, пока роса…». У каждого из нас свое непреодолимое «Искание» истины. Особенно оно и у автора: «Только в царстве трав/еще стоит правды искать…/Да и то, вряд ли». И тогда в голову приходит библейское: «Поколения отходят, и поколения приходят, а земля веково стоит!» (Екклесиаст 1:4) и слово правды век пребывает, как и трава. Косы не косы – она не реагирует, ей важно, чтобы невредимыми остались корни, поэтому и дальше будет расти. Такова ее природа (за Богданом Дячишиным). В этой книге большое разнотравье мощной пра-мысли (мысли, которая причастна к Вечности), где травы девственны, нетоптаны, поникающие, зеленые, ползучие, звездные, прошлогодние, цветущие, роскошные. Среди них выделены названия пшинка, лаватера, татарник, ковыль шелковистый, чертополох и тысячелистник. О последней особые ощущения: «Поздний тысячелистник/над дорогой зреет. Мо’…/Григора чека?». Невидимое прикосновение к знаменитому рассказу Тютюнника «Деревец». А мистицизм момента в том, что читала эти строки 5 декабря, в день, когда родился упомянутый новеллист, в день, когда мир отмечал его 90-летие.
Наблюдательность Юрия Рогового умиляет и настраивает на участливую волну. Ведь у него «болит» не только стебель сломанного цветка, но и шмель, который «над цветком тоскует». Бо…/сломана кем-то», но и срезанные цветы, ставшие букетом. Цветы для автора всегда живы и величественны. Образы его естественных, сотворенных Богом «героев», обычно, незаметны и подзабыты: перекатиполе, лепестки, бабочка…, но за ними – глубокая суть, которую читателю автор преподносит в Слове, словно на празднично-торжественном фарфоре. И когда «радуются травы от капель прохлады, посланных кем-то», хорошо понимаешь божественное присутствие во всем, что нас окружает и реально осознаешь ее значимость. «Внукам под окна/евшанную сеятелю пусть/память не теряют» – как символично и пророчески! (К слову, говорят, что Евшан-зелье – чудодейственная трава, которая возвращает утраченную память). Впервые в жизни пожалела, что у меня нет крыльев, или, хотя бы, собственного вертолета: облетела бы всю Украину, посыпая из голубого поднебесья теми ячеистыми семенами чудо-травы. Удивительно, мо’ прозреем, спам’пытаемся… Только где его, «тое семя», столько собрать? Спросила сама у себя и услышала внутри ответ: «Пока травы некошеные». Понимаю, что те травы из далекого прошедшего детства, где «Домик маленький./Можно сказать избушка», что замков стоит. («Родина»). И так хочется-хочется, что пока буду в этом мире, чтобы и она (да и моя избушка, что на Черкасщине), была-приобреталась вместе со мной. Проникновенно и тоскливо…
Для поэзии хокку присущи лаконизм и в то же время… безграничная бесконечность. В основе поэтических текстов глубинная связь природы и человека. Поэт невольно становится аналитиком, а читатель развивает образно-ассоциативное мышление. Этот поэтический жанр способствует воспитанию любви к прекрасному. Это то, что питает душу, наполняет сердце лучшими качествами характера: состраданием, милосердием, добросердечием. Такой человек уже не обидит, не позавидует, не погорячится… К слову. Меня издавна интересует символизм слова «дорога», у каждого из нас она своя и особенная. Тем более – у поэта. К примеру, у Василия Стуса это «Дорога боли», у Ярослава Павуляка «Дороги домой» (крутая не пройденная дорога), «Самая длинная из всех дорог» у Дмитрия Павлычко, «Зачем я? Куда моя дорога? – в Ивана Драча, «Люблю черниговскую дорогу» – Лина Костенко, цикл «Дорога под яворами» у Андрея Малышко, «Все было. Дорога закричала» – Василий Симоненко, «А я иду дальше своей дорогой» – Василий Голобородько, «Эта дорога не очень длинная, но она из стекла» – Оксана Забужко, у Владимира Кравчука «Вызрела дорога». Созрела, потому что окутана жизненным опытом, солнечной мудростью. Неожиданную дорогу встречаю у Юрия Рогового: «Уперлась дорога/закорючкой в грудь…/Еще бы знать куда? Он в глубоких раздумьях, потому что предстает перед выбором: куда? Что дальше? Какое решение? Несмотря на то, через несколько страниц читаем в «Дороговказе»: «Листья опавшие/дорогой катится…/Знает куда?». Катится – следовательно они (листья) на прямой дороге. На уме мне светлеет. Однако понимание и отчаяние написанного приходит впоследствии, после следующих «Дорог»: «На скамейке сижу./Рядом дорога куда-то…/Так ноги «молчат»; «Был бы ходячим/летал бы над травами…/Чтобы не топтать»…
Шитво по белому: Тристишие-хоку, – Полтава : Дивосвит, 2021. – 208 с. + 16 с. вкл.
Самое светлое в мире «шитво», это когда мысль снится по мнению в щемящих воспоминаниях о самых дорогих – родителей, которые пошли к Богу, но оставили по себе, каждый что-нибудь свое. У Юрия Рогового – мамин наперсток, который теперь хранят пальцы внучки. А когда прочла строки «Мами», где речь о: «Телефон взял –/захотелось отозваться…/Слеза жгучая», то вспомнился сон, который на протяжении многих лет меня преследовал. В детстве мечтала о настоящем домашнем телефоне. (1970-е – размечталась!). И вот во сне звоню домой, мама берет трубку. Я при этом очень радуюсь и прошу сказать мне его номер, потому что пока звонила – забыла, но мама молчит. И так – ndash; каждый раз. Просыпаюсь – и «Слеза жгучая», в самое сердце. А какой философский «Часы» у пана Юрия: « Родилось дитя./Вдруг где-то цокнуло будто,/стрелки двинулись…». Вот оно что… Итак, когда меня спросила внучка Даша «Почему не спит часы?» – не сразу и нашлось, что ответить. Начала писать под таким названием книгу. И вдруг – такой гениальный ответ у Юрия Рогового! Действительно, как могут спать часы, когда ежесекундно на планете Земля рождается какое-то дитя. Мой отец был сельским часовым мастером и очень мечтал, чтобы я переняла его дело… На моем рабочем столе лежит его перхоть, которую очень часто прикладывает к глазу правнучка моего отца, чтобы в деталях рассмотреть цветной мир на рисунке. Как много кружевных сакральных переплетений в нашем потаенном и до конца неразгаданном мире.
Не каждый человек способен выхватить из пространства временной реки важное мнение, или хотя бы его краешек. Это должно быть особое состояние, определенная настройка, а иногда – стиль жизни, иногда – испытание. Это не просто, это так же как вышивать по белому. И если первая книга «дышит» земными травами и ароматами, то другая – звуками, которые «слышим» от выволги, соловья, сыча, ласточки, дрозда, скворца, орла, лягушонка… А еще она наполнена грозами и дождями, отчасти – громовицами. Упоминается здесь и другой щебет – детское. «Повняться села/щебетаньем детским…/Жаль – только летом». Грустная и глубокая правда, о которой говорить – не переговорить. Оказывается, ее можно сжать до невозможного и выстрелить» тремя короткими предложениями. Читая, представляла, размышляла, додумывала, читала «между словами». Ибо каждое выписанное слово или строка – это отражение внутреннего состояния писателя (а сегодня он у него очень сложен – с физическими испытаниями и страданиями). Это определенная трансформация, своеобразное преобразование, если хотите – закаливание Духа. Поэтому и появляются философские записи, в которых вечны вопросы без ответа: «Успею сказать,/как оно «отходить»…/Такое еще не слышал»; «А все же интересно:/утром проснусь или нет?/Лимит какой-то есть?»; «Когда есть Конец –/Должно быть Начало. Как иначе?» . Или вот это: «Жить бы подольше:/хотелось бы видеть,/как гадь повезет». В этом моменте чувствуется своеобразный переклик с Тютюнником, который когда-то искренне признался о том, что не боится смерти, но очень хотел бы увидеть, что будет после него. А вот и Сковородиновские нотки: « – ловится тот, кто сам и хочет. «Что значит больше:/первая дата или вторая?/То ли – между ними?». «Люди отходят…/Для новорожденных/Душ не хватает». Есть над чем размышлять, задумываться, принимать во внимание – и действовать … После такой литературы приходит в голову библейское: «12. Ночь прошла. День приблизился. Отбросим, следовательно, поступки тьмы и оденемся в оружие света. 13. Как день, – ведем себя честно…» (Из послания к Римлянам 13:11-14:4).
По количественному признаку этот сборник поэт назвал «Тринадцатым вскриком». И об этом читатель неожиданно узнает на 105-й странице среди книги. Именно на этой странице, разделенной на две половинки, она напоминает птицу с распростертыми крыльями, которая приготовилась к (отчаянному – почему-то такое слово пишется) взлету. ;Недаром предыдущие двенадцать (!!!) книг писатель назвал поэтическими апостолами. Слово «вск» напомнило мне (светлой памяти) о диссиденте, правозащитнике, лауреате Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко Степане Сапеляке и его «Длительный рваный вскрик», собственно, за который он и получил эту премию. Какой болью и какой правдивостью дышат обе книги, которые, по выражению автора: «… Это не брань в Facebook…/ Это – Доля ЖИЗНИ ». Щедро пересыпанные цветными фотографиями, книги не хочется выпускать из рук, а постоянно держать при себе (формат позволяет это сделать). Мы точно знаем все буквы украинского алфавита, но… Что и как ими пишем? Да и пишем ли вообще? Одеваем их «в оружие Света»? «Юрий Роговой – ловец мысли, и его высшая цель или задача – поймать мысль и, как бабочку на шпильке, пристегнуть к бумаге. Он имеет убеждение: если мысль ускользнет, то это будет невосполнимая Конечно, она может вернуться,но это уже будет совсем другое мнение, ибо каждый раз она внушает отличное настроение й особые неповторимые ощущения…» трудно не согласиться с известным украинским поэтом Петром Сорокой, который когда-то так метко и мудро охарактеризовал творчество мастера хока из Полтавщины.
Международная научно-технологическая сельскохозяйственная компания Corteva Agriscience в партнерстве с Global Giving выделила грант Диканской ОТГ…
За последние годы техника BEDNAR начала работать в разных грунтовых и погодных условиях (в частности…
С заботой о будущем урожай, аграрии выбирают лучшее для своих полей. Тщательно взвешивая все решения…
Публичная презентация Ассоциации организаций водопользователей состоялась 22 ноября 2024 при поддержке Программы USAID «Урожай», собрала…
Компания «Agrodružstvo Morkovice», которая хозяйничает на 4 700 гектарах земли, является одним из наиболее значимых…
Благодаря партнерству с USAID АГРО, компания Makosh запустила уникальную инициативу «Поле инвестиций» — программу, активно…