Как и каждый вид искусства, строительство парков имеет свои приемы, понятия, символику — все то, что помогает настоящему художнику осуществить замысел, воссоздав его в форме пейзажа, пейзажа, картины. Когда человек знаком с такими приемами, она лучше воспринимает произведение художника, глубже чувствует совершенство его искусства. Именно тогда приходит самое ценное во всяком искусстве: намерения создателя и оценка зрителя совпадают. Вот почему необходимо остановиться на основных приемах строительства парков, прежде чем начинать рассказ о них.
Размещение растений среди парковых насаждений не случайно, а строго обусловлено запланированной композицией. Одиночные кусты или деревья, высаженные среди газонов или изолированно от других подобных растений, называются солитерами. В этой роли выступают ценные экзотические растения или декоративные кусты (возможно, даже травянистые цветочные виды): пирамидальные тополя, серебристые елки, цветущие кусты сирени или чубушника т.п.. Основное назначение солитеров — определить центр экспозиции, подчеркнуть архитектурную значимость соответствующего участка парка, сосредоточить внимание зрителя в нужном направлении. Солитерами украшают входы в парк или к отдельным, памятники, исторические места, экспозиционные центры пейзажных композиций. Удачно подобранные солитеры гармонично дополняют архитектурные формы зданий, арок, аллей и т.д.. Поэтому растения, высаженные как солитеры, должны резко отличаться от окружающей растительности окраской, формами, архитектоникой. Как правило, такие растения несут и определенное символическое нагрузки. Например, серебристые елки подчеркивают торжественность и строгость момента (к сожалению, в последние годы их стали высаживать везде без всякой меры и пропорции), плакучие ивы навевают печаль и печаль, тогда как могучие дубы символизируют непокорность и силу. В других случаях солитеры используют для акцентирования декоративных свойств самого растения: цветущие кусты роз, пестрые формы кленов, пурпурнолисти буки. Но при этом необходимо помнить, что дублирование и перенасыщение солитерных растений рассеивает внимание зрителя, перегружает цветовую гамму экспозиции и снижает художественную совершенство насаждений.
Деревья и кустарники могут быть высажены в парке в разных пропорциях. Если растений меньше десяти, такая посадка называется биогруппами. Биогруппами выращивают деревья и кусты, участие которых в составе насаждений нужно выделить, усилить. Это могут быть декоративные формы деревьев или цветущие кусты (сирени, спиреи, барбарис, форзиции), которые в массе создают интенсивную цветовую или архитектоническую группу. Компактная биогруппа хорошо смотрится на переднем плане экспозиции или на некотором удалении. Как правило, биогруппами составляют из одного вида или сорта растений, чтобы не делать ее слишком пестрой.
Если деревьев (кустов) более десяти, такую ??посадку называют куртиной, а когда растения занимают более 0,25 гектара — это уже массив. Куртины и массивы используют для оконтуривания больших полян, газонов и других открытых участков парка.
В зависимости от замысла архитектора посадка деревьев и кустарников может быть загущенной или разреженной. Разреженные куртины и массивы размещают на переднем плане экспозиции, когда возникает необходимость сделать их ажурными, «прозрачными». Очень декоративно выглядит такая куртина с белокорых берез или коллекция подобных между собой цветущих сирени. Здесь каждое растение полно раскрывает свои свойства. В загущенных массивах (куртинах) высаживают более однородные виды деревьев и кустарников: ясени, вязы, сосны, ели, дейции, чубушник, караганы (желтая акация) и т.д.. Умелое расположение загущенных и разреженных куртин (массивов) на разном расстоянии от зрителя подчеркивает перспективу и глубину пространственной картины, создает фон заднего плана и оттеняет солитеры передней части экспозиции.
Прямые линии в планировании парковых посадок используются весьма ограниченно. Излишняя прямолинейность утомляет зрителя, перегружает искусственность парковых пейзажей. Поэтому сажают растения рядами только вдоль аллей, на заднем плане, у ограды, на цветниках.
Аллейные посадки, как правило, создают из деревьев или кустов одного вида, чтобы избежать пестроты. Очень декоративны вдоль аллей шеренги пирамидальных тополей или дубов, шаровидные формы робиний (белой акации) или кленов, четкие контуры конусовидных елей. В условиях юга, где возникает необходимость затенения аллей густыми кронами деревьев, высаживают платаны, тополя, софоры. В умеренных широтах, где солнечное тепло требуется более такие аллеи засаживают пирамидальными или конусовидными деревьями.
Плотные посадки кустов вдоль забора или аллей называются обоями (высотой более 0,7 м) или бордюрами (высотой менее 0,7 м). Такие ряды кустов систематически подстригают, падая им четкой геометрической формы. Иногда стрижкой формируют бордюры, которые симметричным кантом окружают цветники или аллеи. Такие обои и бордюры — типичный элемент древних парков регулярного стиля. От этих же парков перешли нам в наследство и боскеты. Это небольшие полузамкнутые участки, окруженные бордюрами или обоями от остальной части парка, в центре иногда размещают цветник, фонтан или скульптуру. Такими боскетами издавна славится Версальский парк. Боскеты создают интимную обстановку для беседы и отдыха.
В центральной части многих парков находится большая открытая для осмотра участок. Ее называют партером. Партер несет элементы геометрического планирования: симметричные цветники и бордюры, стриженые кусты и газоны и т.п.. Партер часто устраивают у входа в парк или перед сооружениями и зданиями, чтобы подчеркнуть их архитектурные формы. Иногда партер внезапно открывается с густыми массивами деревьев преподносит его декоративные особенности в контрасте с притененном участками древесного палатки.
Широко употребляются в строительстве парков различные сооружения: водоемы, альпинарии, каменистые сады, беседки, скульптуры и другие малые архитектурные формы. Они не только украшают парковый ландшафт, но и делают его более конкретизированным, символическим.
Водоемы практически незаменимы во всяком парка. Они источник прохлады в период летней жары, важный элемент планирования паркового ландшафта. Благодаря водоемам пейзаж насаждений как раздвигается, создавая отдаленную панораму. Широкий плес воды отражает двойное изображение зеленых массивов и архитектурных сооружений, усиливая их декоративный эффект. Особенно запоминаются виды водоемов Тростянецкого, Петергофского и Павловского парков. По архитектурным решением водоемы могут быть проточными и стоячими, геометрическими и ландшафтными по форме. Их украшают мостиками, каскадами, фонтанами, островками, беседками и т.п.. Очень часто в водоемах разводят декоративных водоплавающих птиц (лебедей, гусей, уток) и коллекции водных растений (лилии, ирисы, лотосы). В небольших по размерам прудах и бассейнах содержат золотых рыбок.
Альпинарии — это миниатюрные «горы», созданы искусственно для украшения парка. Среди декоративно возвышенных вверх каменных «вершин» высаживают низкорослые кустарники и высокогорные травянистые растения. Их так и называют «альпийцы». Эти растения обильно цветут, создавая миниатюрные калмычкой и подушки. Дополнены каскадом сбегая вниз воды, альпинарии всегда привлекают посетителей поэтичностью и необычностью. Достаточно подобные каменистые сады. Они несколько больше по размерам и отличаются горизонтальными формами. Главный признак каменистого сада заключается в пропорциональном размещении камней или каменных плит среди низкорослых декоративных растений. Такие сады часто дополняют небольшими бассейнами, каскадами и карликовыми сооружениями (мостиками, скамьями, фонарями).
Скульптуры и малые архитектурные формы сооружений в большинстве незаменимы при строительстве парков. Широко известны скульптурой Летний сад, «Софиевка» и другие парки. Но использование скульптуры требует от архитектора особенно тонкого вкуса и чувства меры. Гнетущее впечатление оставляют после себя накопленные в некоторых парках традиционные дельфины (что бы они должны были символизировать — сказать трудно), медведи, покрытые серебром или аляповато позолотой, вездесущие «спортсмены» с поломанными руками или ногами. В отличие от этих искажений «псевдоискусства» необходимо отметить, что за последние десятилетия во многих парках в Крыму, Прибалтике, а также в Киеве, Львове и других городах распространилась деревянная скульптура. Талантливые работы настоящих художников удачно вписываются в парковые композиции, наполняя их новым содержанием и символикой. Не менее важен эстетический уровень малых архитектурных сооружений: беседок, ротонд, пергол, ряды, мостиков и др.. Они должны гармонировать с насаждениями, НЕ затенять их. Поэтому важно не только сохранить пропорции в форме этих сооружений, но и определить их цветовое нагрузки, чтобы они не вносили диссонанс в пейзаж парковых насаждений.
Продолжая рассказ о «живое искусство», нельзя обойти вниманием и такую ??важную проблему, как умение правильно воспринимать живописность и символику парковых посадок и сооружений. Ведь парк — это результат творения человеческих рук, и его, как и всякое другое искусство, надо понимать. Например, в естественном лесу мы ценим высокое и стройное дерево, крона которого поднята до самой вершины. В парке мы не выращиваем деревья как товарную продукцию. Поэтому и оценка растений здесь другая. Чем необычным будет такое дерево в парке, тем привлекательнее и эстетичнее оно будет выглядеть. Поэтому в парках ценятся широкополые, старые деревья. Они — его гордость. Издавна садоводы пытались специально предоставлять деревьям причудливых форм, обрезая и зщеплюючы отдельные ветви. И теперь можно увидеть в парках Карпат такие деревья-химеры яблони на «трех ногах», сплетенные между собой ветвями буки, «ризноповерхови» нащеплени дерева и т.д.. Вопрос формы дерева и возраста особенно важно при уходе и реконструкциях, когда без достаточного для этого основания вырубают старые и искореженные деревья, забывая о специфике оценки парковых растений.
Широкая экспозиция виду, открывающемуся зрителю в отдалении и воспринимается им как единое целое, называется панорамой. Панорамы просматриваются с повышенных участков парка или с берега водоема. Часто для созерцания панорам в парках создают специальные смотровые площадки с беседками, ротондами или рядами. Физиономическими картина панорамы должна быть равномерно насыщена объектами: растениями, сооружениями, водным гладью. В ней должна быть центральная группа (симметричная или асимметричная), которая координирует внимание зрителя, и фоновый комплекс. Точка, с которой лучше просматривается панорама, называется доминантой. В парках такую ??точку соответствии оформляют смотровой площадкой, чтобы подчеркнуть оптимальный ракурс панорамы. Для раскрытия ее композиция должна иметь четко выраженные переднюю, среднюю (промежуточные) и заднюю части экспозиции. Это создает пропорциональность и глубину панорамы, называется в парковой архитектуре перспективой. Характерным признаком перспективы является постепенное уменьшение объектов по мере их удаления от зрителя. Подобным образом уменьшаются дерева на расстоянии, если смотреть на них вдоль аллеи. Перспектива подчеркивает контрастность архитектоники, цветов и линий всей панорамы пейзажа.
Многие своеобразный колорит вносят в понимание парковых композиций сами растения. Ведь кроме эффективного внешнего вида, они имеют и определенное символическое нагрузки. Уже отмечалась торжественность серебристых елей, журливисть плакучих ив и непокоренный сила дубов. Сюда можно добавить чистоту и девственность березы, вечное обновление орешника, воинственность гледичии, самовлюбленность пиона, предостережение волшебных невест — цветущую гортензию, долговечность тиса и многие другие символических представлений, которые связаны с отдельными растениями. Сочетание таких видов создает целый диалог, понять который сможет только глубоко знакома с символикой растений человек. Недаром в парковой и цветоводческом культуре многих народов символику еще называют «языком» растений.
Понимание и осмысление парковой архитектуры — сложный и многогранный процесс. Как и все другие виды искусств, он требует специальной подготовки и постоянного внимания человека. Большое значение имеют исторические факты и даже легенды, связанные с возникновением тех или иных парков. Вспомним, сколько их рассказывают посетителям экскурсоводы «Софиевки» или «Тростянец»