Кто получил, Золотой мяч ,в 2015 году

Кто получил, Золотой мяч ,в 2015 году

золоСундук был неотъемлемой частью традиционного жилья Сумщины. Она выполняла роль привычной нам шкафы, где держали одежду, полотенца и т.д., а еще сохраняли приданое девушки.
В течение XIX — первой половины ХХ в. скринництво занимало особое место в системе производства мебели. Недаром и самых ремесленников-столяров, что вготовлялы сундуки, называли Скрынник.

Делали сундук из деревянных досок — дубовых, липовых, кленовых и др. Внешне она напоминала большой ящик с плоской или слегка выпуклой крышкой всегда запирался на ключ. С обеих сторон ящика для удобства транспортировки нефти делали железные кованые ручки. Сундук имела плоское, иногда с дополнительными ножками дно, сверху ее обычно покрывали тканым ковром или покрывалом. Иногда форма и размеры ящика позволяли использовать ее как стол или кровать.
Сундуки красили в основном в красный цвет различных оттенков. В разных городах Сумщины существовала практика сложного декоративной отделки сундуков с помощью художественной росписи, поэтому они назывались «рисованные сундуки». Обычно такое убранство делали сами ремесленники-столяры. Художественно-эстетической мастерством отличались сундуки Слободской Сумщины, на которых рисовали различные растительные орнаменты. Цены на такие сундуки «с узорами» были достаточно высокими, с расчетом на состоятельных людей. Старшие люди рассказывали следующее: «На базар ездили купувать сундуки … Были сундуки с узорами, они дорогше — это уже богатые покупают, а без узоров — уже беднее. Без сундуки Пагано совсем, потому что все в сундуке лежит » (с. Гуты, Сумская обл.). Ценились также кованые сундуки. Сундук оковував железом преимущественно сам столяр, а сложные кованые декоративно-отделочные элементы мог изготовить и кузнец.

Сундук кованый; Сумской краеведческий музей
Для хранения мелких вещей, как: деньги, бумаги, украшения — в середине сундука был небольшой ящичек — прискринок. Нередко в прискринкив сохраняли детский пупчики, который отпадал вскоре после рождения младенца. Его хранили завязанным, а когда ребенку исполнялось семь лет, и она уже имела идти в школу, пупчики просили решить. Считалось, что малыш, который быстро справился с такой задачей, будет разумным.
Сундук был основным компонентом традиционного свадебного приданого невесты, поэтому рисованная и кованый сундук указывали на богатство ее семьи.
Одинаковое с сундуком функциональное назначение было сундук. Оба столярные изделия время использовались одновременно в разных местностях региона. Однако уже в начале ХХ в. сундук постепенно вытеснял сундук с бытового потребления. Разница между наиболее распространенной «простоя» сундуком и сундуком, которыми пользовались до середины ХХ в. полегла в том, что сундук имел выпуклую крышку, а сундук — плоскую, сундук обковувалы железом, а сундук — нет.
С середины ХХ в. бытовые функции сундука и сундука постепенно принял на себя новее столярное изделие — шкаф. Однако сундук или сундук еще в течение определенного времени в различных местностях Сумщины хранились как важный ритуальный предмет, связанный со свадьбой. В частности была свадебная традиция «сбора сундука»: пока молодая ходила по селу прощаться с дружками, ее родные собирали сундук с приданым и везли к жениху.

Сундук рисованная с утварью, нач. ХХ в .; Роменский краеведческий музей
Этот обряд сохранился в регионе достаточно хорошо, старожилы охотно рассказывают о том, как надо «везти сундук» к жениху: «Везут, значит, сундук крестный и крестная. И обязательно, чтоб было парно. Ну, пусть мужчина и женщина, пусть из одной семьи, ну, чтоб было пара. Вдовцив, ну, значит, кто еще Дева, незамужняя — нет, надо, чтоб женаты были, и чтоб была пара … Брали с собой обязательно топор, потому заносят в дом сундук: «В сена не влезает». Косо поставят: «Не влезай!». Вынимают топор: «Сейчас будем косяк рубить. Косяки рубить, не влезает сундук ». Как нальет по рюмке всем, дадут закусить — все, прошла сундук. И это так, пока внесут тот сундук, скок дверей, вот стики им и рюмок наливают. Брали же с собой топор, чтоб налякать же же хозяев, шо сейчас будем рубить. Небольшая может топорик. Брали обязательно молоток, гвоздки. Где им хотелось полотенца, не так, как висели у хозяев. Все это снимали они, а свое все вешали так, как хотелось молодой. Это свое все вешали … » (с. Реки, Сумская обл.).
Сундук и ее вместилище указывали на то, что молодой является ловкой девушкой, приобрела себе приданое и готова к семейной жизни: «А в сундуке, значит, обязательно в нее должно было натканный ряден тоненьких таких, как простынь сейчас, чтоб застолий. Чтобы десяток было. Ну, старались девушки одна перед другой, чтоб все же красивое было, чтоб повишивани те полотенца были … » (с. Реки, Сумская обл.).
Даже в 50-е гг. ХХ в., Когда скринництво как ремесло уже погас, сохраненную материнскую сундук нередко использовали во время свадьбы. Более того, даже при наличии во второй половине ХХ в. современной мебели фабричного производства, сундук время продолжали использовать по его основному назначению. В основном в ней хранили такие же старинные вещи, как и она сама.
Традиционные сундук и сундук еще можно встретить в отдельных селах и городах Сумской обл. до сих пор, хотя и ими и не пользуются, но и избавиться не могут, ведь сундук — памятная часть прошлого и истории семьи.