Язычество и христианство тесно переплелись в православии, создавая причудливые и интересные праздники с самыми различными традициями и приметами. 14 августа православные отмечают медовый или маковый спас, чья история начинается еще в дохристианские времена. Века изменили значение медового Спаса от языческого праздника урожая до христианского религиозного праздника, связанного с событиями из Библии.
Медовый Спас очень похож на языческий праздник урожая. С древних времен на Руси любили мед и мак, изготавливая из них самые различные лакомства и напитки. Считается, что именно в этот день нужно собирать урожай пасечникам, иначе чужие пчелы «своруют» весь мед. Однако сейчас Медовый Спас — это первый день Успенского Поста в православном календаре.
«Официально» на Первый Спас празднуется Изнесение древ Креста Господня. Эта дата была установлена в девятом веке в Константинополе: в те времена в честь праздника выносили часть Животворящего Креста для исцеления многочисленных заболеваний в самый жаркий месяц года.
Однако на Руси у князей такой реликвии не было, а потому большой праздник достаточно быстро приобрел дополнительный русский оттенок. В этот день было установлено празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в XII веке: врагов князя испепелили огненные лучи от святых реликвий.
Но и это не все… 1 августа по старому стилю (14 августа —по новому)—дата Крещения Руси. Медовый спас—время малого освящения воды в честь великой годовщины. Наконец, из-за одного из вариантов названия этого дня — Маковый — стали по созвучию отмечать память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских.
Угощения на Медовый Спас
Количество возможных угощений в этот день не поддается исчислению. Однако главные элементы праздника Медового Спаса —всевозможная постная выпечка с маком и медом. Особенный шик — соединение меда и мака в маковом молочке. Оно представляет из себя маково-медовую массу, в которую обмакивают блины.
На самом деле, Успенский пост —великолепное раздолье для выпечки: «Рад Яков, что пирог с маком». Пусть тесто и постное, не возбраняется добавлять какао, кофе, изюм, орехи, корицу, кориандр, растительное масло, а потом щедро сдабривать полученное медом и вареньем. Простейшее и вкуснейшее лакомство — медовая меренга. Это «печенье» делается из смешанной пшеничной муки с сахарной пудрой и корицей с добавлением соды и меда. Полученное тесто раскатывается в нетолстые лепешки и запекается. В эти же дни принято собирать не только мед, но и ягоды: малину, черемуху, княжнику. Они прекрасно разнообразят и без того не бедный летний стол.
Питной мед — главный напиток Медового Спаса
Питной мед — ну кто не слышал об этом древнейшем напитке народов Руси и Европы? Тысячу лет назад наши предки его с удовольствием потребляли, пока с началом массового производства водки питной мед не ушел в историю. Даже сами рецепты были на долгое время утеряны, потому что передавались они чаще всего устно.
Созданные позднее «меды», «медки» и «медовухи» не имеют никакого отношения к классическим медам средневековья. По какой же причине исчез этой великолепный напиток? Причина проста —на приготовление хорошего меда уходило 10-15 лет. Лучший мед мог настаиваться до 40 лет. Это установил российский историк и кулинар Вильям Васильевич Похлебкин, который сумел восстановить оригинальные рецепты меда.
«Ставленный» мед готовился из двух третей меда и трети ягодного сока. Эта смесь подвергалась естественному брожению, после чего многократно переливалась и выдерживалась в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самый «сырой» мед в таком случае получался после 5-8 лет. Понятное дело, что это слишком медленно даже для десятого века. Для ускорения созревания в смесь стали добавлять медовый уксус и хмель. Такой напиток был готов на третий год выдержки. Затем пробовали ускорить приготовление меда с помощью варки, пивных и винных технологий, пока это всем не надоело и не стали делать водку.