Святой Троицы (День Сошествия Святого Духа, Зеленая неделя, Пятидесятница) — один из главных христианских праздников, который в православии входит в число двунадесятых праздников. В Украине Троица является государственным праздником. День Святой Троицы празднуется через 7 недель после Пасхи в память сошествия Святого Духа на апостолов и посвященный прославлению Святой Троицы. Название Пятидесятницы праздник получил потому, что сошествие Святого Духа на апостолов произошло в ветхозаветный праздник Пятдесятници, установленный в память о даровании еврейскому народу Закона при горе Синай. Он праздновался в 50-й день после Пасхи и приходилось на окончание жатвы и собирания плодов, первые из которых приносились в жертву в храме. В тот день все апостолы вместе с Божией Матерью и другими учениками Христовыми находились в Иерусалимской горнице. Был третий час дня, по еврейскому, то есть, по-нашему — девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от сильного ветра, несущегося, и наполнился им весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки, и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых не знали. Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу обжигать грехи и очищать, освящать и согревать души. Первый день Пятидесятницы, то есть воскресенье, Церковь посвящает во славу Пресвятой Троицы; и этот день в народе называется Троициным днем, а второй, то есть понедельник, — на славу Духа Святого, от чего называется Духовым днем. День Святого Духа Церковь начинает, как правило, вечерним богослужением в день Троицы. На этом богослужении с коленопреклонения читаются молитвы Василия Великого, в которых мы исповедуем грехи наши пред Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, молим помиловании; просим также Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа, на просвещение и укрепление душ наших, и, наконец, молимся об усопших отцов и братьев наших, чтобы упокоил их Господь в месте светлом, цветущем и спокойном. Издавна существует традиция украшать в этот день дома и храмы зелеными веточками и цветами. Обычай этот унаследованный от Ветхозаветной Церкви, когда в день Пятидесятницы дома и синагоги украшались зеленью в память о том, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день получения Моисеем скрижалей Закона. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, согласно обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами. В день Троицы девушки обычно гадают на здоровье и продолжительность жизни своих родных. Гадание должно происходить так: при лицевых венков проверяли, насколько хорошо он сохранился. Девушки загадывали во время вой венка, на кого он завиваются, и поэтому теперь можно четко увидеть предсказания судьбы. Увядшие венки бросают в воду и следят, как они поведут себя, если утонут — очень плохой знак, а если поплывет — все будет хорошо. старину люди встречали этот день очень торжественно. Утром хозяйки хлопотали в доме, готовили праздничное застолье. Когда все хозяйственные дела было сделано, люди наряжались в праздничную одежду, садились в доме и ждали, пока ударят церковные колокола. Ударит колокол — благая весть. Тогда все благоговейно крестятся и идут в церковь. Каждая девушка согласно праздничного обычая несла в руках свежие цветы. Идя в церковь, люди радостно приветствуют друг друга со святой воскресеньем. После обедни в старину проходил крестный ход к колодцам, чтобы освятить их, сбрызнув святой водой. В некоторых освящали таким же образом и дома, и хозяйственные постройки — для защиты от русалок, которые в эти дни оживляются и делают людям вред. Считается, что в течение Зеленой недели следует оставлять на деревьях полотно — русалкам на рубашки. Существует поверье, что русалки могут насытиться запахом свежеиспеченного хлеба. Течение русалчин недели нужно тщательно соблюдать народных «мер безопасности»: ни в коем случае не купаться в водоемах, так русалки могут повлечь за собой. Только настоящие ведьмы могут позволить себе т удовольствия и ничего не бояться. Запрещается бросать скорлупы яиц: если они попадут в воду, русалки станут сильнее и еще больше вреда сделают. После церковных торжеств молодежь собирается вместе и начинает развлечения: песни, шутки, хороводы. Праздник продолжается до поздней ночи. Этот праздник у крестьян было связано с кучей примет и обрядов. Главной приметой считалось, что до Троицы все должны были отсеяться и прекратить посадку на огородах. Так как после Троицы очень часто устанавливалась сухая жаркая погода, и не должности — уже не принималось, земля становилась сухой. Троица была для крестьян своеобразным переходом от посевной до жатвы. И первое, что начинали делать после Троицы — готовиться к сенокоса. Но прежде совершали ритуальные обряды, привлекающие дожди. Чтобы спасти огороды и поля от засухи, крестьяне следовали традиции, уходила корнями в язычество. Собираясь в храм, люди составляли из трав и цветов букеты, предварительно оплакивая их. Этот обычай заставлял их поверить в то, что орошенные слезами травы, принесенные в храм, смогут выпросить у Бога необходим полям дождь. Березовые ветки втыкали в землю, и три дня нельзя было их убирать, как и зелень в доме. Крестьяне определяли по листьям березы, какое будет лето: если березка быстро дряблая и ??листья засыхало, то лето будет сухим. Если веточки оставались до последнего дня живыми, то лето может быть сырым и неудачным для заготовки сена. Береза ??на Троицу играла ту же ритуальную роль, что и елка на Рождество. Березку не только несли в дом, но и украшали лентами на лесных полянах, вокруг нее кружили хороводы. Праздник Троицы без березы можно сравнить разве что с Новым годом без елки. Считалось, что береза ??обладает особой силой, она первая среди других деревьев распускает листья и почки, имеет сильную энергию роста, которой способна наделить и человека. Береза ??была символом стройности, длинных девичьих кос, олицетворением красной девицы, а Троица издавна считалась еще и девичьим праздником, праздником языческой Златокудрый Лады — богини весны.