Фото из сети Интернет
Первая и Вторая мировые войны и многочисленные оккупации полностью уничтожили архитектурное лицо Тернополя, ведь почти 85% города, как утверждают исследователи, были в руинах после трагических событий весны 1944 г. До настоящего времени удалось сохранить очень мало древних камениц, и те постепенно исчезают.
>
Известный тернопольский краевед и экскурсовод, автор документальных фильмов, писатель и соавтор многих общественных проектов Тарас Циклиняк рассказал «Эспрессо.Запад» о том, как в Тернополе справляются с сохранением архитектуры и какие возникают проблемы, связанные с этим вопросом.
Фото: facebook.com/taras.tsyklyniak
— Господин Тарас, вы имеете немало интересов, но реализовали себя как краевед и являетесь специалистом по истории и архитектуре Тернополя. Откуда эта любовь к Тернополю, когда начали интересоваться прошлым города и почему это стало важно для вас? прадеда происхожу из галичан, из тех краев, где обитал Мировид (главное божество у западных славян, – ред.). А по отцу – лемко, семья корнями крепко держалась на территории современного Малопольского воеводства Польши. Пока после Второй войны деда и бабушку не депортировали.
Я родился в 1988 году в Тернополе. На месте родильного, где я появился на свет, еще с австрийских времен стояли овчарни (военные казармы, – ред.). Да и Старый замок расположен рядом. Это сооружение, судьба которого поражает. Пожалуй, еще оттуда тянется мой скрытый интерес к прошлому. За свою жизнь пробовал разную работу: музыка и барабаны, редактор на радио, продавец-консультант и еще много всего. Пока жизнь не остановила меня на краеведении. Этому делу посвятил последние 10 лет. За это время было много проектов. Многое удалось. Верю, что многое еще удастся. Об этом мог бы рассказывать очень долго.
Любовь к родному городу начала активно развиваться где-то в 2007-2009 годах, когда бывший гитарист группы «Ничлава Блюз» Юрко Луговой дал мне почитать историко-краеведческую разведку «Тернополь в течении лет». Ее автор – известная тернопольская краевед и коренная тернополянка Любомира Бойцун. Честно скажу, меня был культурный шок, потому что увидел на старых открытках совсем другой Тернополь! Потом узнал, что весной 1944 года он был полностью разрушен. Следовательно, захотел разобраться, почему это произошло, и как когда-то жили люди на этой земле. Кстати, понять лучшую тему довоенного Тернополя мне очень помогла фотография. Когда сам фотографируешь, тогда со временем становится понятной философия фотографий межвоенного периода.
Фото: соцсети
Фото: соцсети
Честно говоря, я не могу назвать себя знатоком тернопольской архитектуры. Я много лет записывал воспоминания старожилов о том, каким был город до 1939 г. Там было немало воспоминаний и о сооружениях, но это очень бытовые фрагменты из жизни города. Все это стало для меня важным потому, что бытовая живая история меняет отношение людей к местам, где они живут. Это побуждает людей к неравнодушию, созданию и реализации различных общественных проектов. В конце концов мне просто интересно делать то, что делаю. Интересно делиться тем, что знаю о прошлом Тернополя.
Фото: соцсети  ;
— Какие ваши любимые места Тернополя и чем для вас является этот город?
— Тернополь –ndash; мое место силы. Это город, которого в первоначальном виде нет, и практически нет коренных жителей. Но здесь есть неповторимая аура, которую нигде не встречал. Любимых мест на самом деле сотни. Больше всего люблю Дорошевку (участок вокруг ул. Стадниковой), Микулинецкое кладбище, часть города возле Рогатки, остатки Загребелля, Заруда, Новый свет. Для меня в Тернополе каждый уголок родной. davni-kamjanici-jaki-vcilili-planomirno-znikajut-krayeznavec-dcb1708.webp» alt=»В Тернополе одинокие древние уцелевшие дома планомерно исчезают, — краевед» />
Фото: ternopilcity.gov.ua
— Чем Тернополь интересен в плане памятников архитектуры и истории? Если посмотреть в Википедию, то там можно найти информацию, которая насчитывает 5 памятников архитектуры национального значения и 189 памятников местного значения. Но, я так понимаю, дело не в цифрах, речь об уникальности, шарме и особенностях, которые есть только в Тернополе и которые делают его привлекательным для туризма.
— Современный Тернополь, если быть откровенным, не может конкурировать с древними городами вокруг. Имею в виду Бережаны, Бучач, Чортков, Львов, Черновцы и другие. Практически все примечательное и древнее вместе с его людьми было разрушено. Это произошло в марте-апреле 1944 года, Вторая мировая война похоронила то, что мы называем древним архитектурным лицом города. А послевоенное восстановление разрушило уцелевшие остатки. К сожалению, этот процесс продолжается до сих пор. Среди туристов город известен большим количеством парков, крупнейшим в Европе искусственным прудом и огромной променадной зоной.
Сейчас мы можем похвастаться лишь несколькими десятками памятников, но это мизер по сравнению с тем, что было когда-то. Примеров удачной реставрации (или, может, лучше назвать это просто ремонтом), к сожалению, очень мало. wp-content/uploads/2023/08/u-ternopoli-poodinoki-davni-kamjanici-jaki-vcilili-planomirno-znikajut-krayeznavec-97a55ad.webp» alt=»В Тернополе одинокие древние уцелевшие здания планомерно , — краевед» />
Фото: facebook.com/taras.tsyklyniak
Наиболее известной достопримечательностью, которая была восстановлена после войны, является Доминиканский костел, теперь – собор УГКЦ. Он был освящен в 1779 году. Я имел честь приобщиться к проекту господина Вадима Перца и целого коллектива единомышленников, которые в 2016 году создали первый в Украине уличный бронзовый макет довоенного Тернополя. Собственно на этом макете, расположенном возле бывшего костела, можно увидеть, каким город был в 1930-х гг. Кстати, часы на башне, которые остановились в 1939 г., были восстановлены также благодаря инициативе Вадима Перца.
Фото: соцсети
— Какие основные проблемы связаны с сохранением памятников культуры и архитектуры Тернополя? Есть ли в городе понимание, как это делать, заинтересована ли в этом власть и местные организации? Кто занимается этим и кто должен?
— Главная проблема, по-моему, – это то, что в Тернополе до сих пор нет единого бытового понимания, что такое памятник архитектуры и почему его надо беречь. Это не вопрос наличия охранного номера, это об ощущении города, о коллективной памяти и ответственности. Поэтому мы, к сожалению, пока не находимся даже на этапе осознания рядовым тернополянином того факта, что город древний, что он имеет ценность и нужно беречь остатки старины.
Те одинокие старые каменные дома, которые чудом уцелели во время войны, сейчас планомерно исчезают с карты города. Есть определенная группа людей, понимающих эту проблему. Однако, к сожалению, их пока недостаточно, чтобы остановить разрушительный процесс.
Наиболее показателен небольшой, но знаковый проект по восстановлению древней двери на улице Опольского. Его движителем является Людмила Дрозд и тернополяне, которые ее финансово поддержали. Второй проект – это реставрация одной из старейших дверей города франковскими мастерами. Что касается сооружений, я бы назвал это более или менее удачным ремонтом, но не реставрацией. Таких примеров немало, однако на общем фоне они единичны.
В целом я бы сказал, что ситуация в Тернополе плачевна. На мой взгляд, мы продолжаем отставать от соседей. Имею в виду львов или франковчан.
Те удачные примеры, где старые фасады достойно приводят в порядок – это только вопрос личной ответственности владельцев или балансодержателей. Если быть откровенным, то большинству жителей Тернополя откровенно безразлично к этому. Возмущение возникает, люди понимают проблему, но влиять на это хотят и могут единицы.
Нам, к сожалению, пока далеко до моды на старину, как это во Львове или Франковске. Имею в виду упорядочение вывесок, демонтаж рекламы в центре, восстановление старинных дверей и т.д. Однако следует заметить, что определенные шаги городские власти все же пытаются делать.
— В перспективе, как вы видите развитие города в плане сохранения памятников культуры и архитектуры? С чего нужно начать процесс реставрации, чтобы сделать достопримечательности узнаваемыми среди местных и туристов?
— Я считаю, что прежде всего этот процесс должен быть начат с масштабной реставрации Старого замка XVI в. и прилегающей территории. В конце концов, создание в нем современного музея города. Об этом идет речь еще с начала 1990-х. Но воз и ныне там. Старый замок – это один из 5 памятников архитектуры национального значения, имеющихся в Тернополе и частично сохранивших первоначальный вид. Проектов, планов и обсуждений по реставрации Старого замка уже было немало, но дело еще не сдвинулось с места.
Пока такие крупные проекты не начались, мы продолжаем серию Бронзовый Тернополь. Создали уже шесть моделей: макет города начала 20 века, макет Приходского костела разрушенного в 1954 г., макет Первой гимназии, Старой синагоги, магистрата и средневекового города. Некоторые из этих проектов воплощены при поддержке властей. Процесс продолжается, но довольно тяжело и не так быстро, как иногда нам этого хочется.
Фото: facebook.com/taras.tsyklyniak
Фото: facebook.com/taras .tsyklyniak
Самая большая проблема Тернополя – ndash; это вечное течение активных людей. Как-то так происходит, что город словно их выталкивает отсюда. По моему мнению, и количество инициативных жителей Тернополя, которое осталось – недостаточно.
Фото: соцсети
Тернополь действительно давно занял свою нишу. Он интересен туристам уютным центром, огромной пешеходной зоной и набережной возле пруда. Однако пока многие вещи не удается реализовать. Недостает взаимопонимания и тесного сотрудничества между обществом, бизнесом и властью. Конфликт вокруг реставрации бывшего помещения Доминиканского костела – яркий пример. По моему мнению, сохранение памятников возможно только тогда, когда возникнет понимание. Пока я его не вижу.
< img class="aligncenter" src="/wp-content/uploads/2023/08/u-ternopoli-poodinoki-davni-kamjanici-jaki-vcilili-planomirno-znikajut-krayeznavec-ae5fdd4.webp" alt="В Тернополе одиноки уцелевшие древние каменицы планомерно исчезают - краевед" />
Фото: ternopilcity.gov.ua
— Что нужно сделать, чтобы улучшить состояние достопримечательностей?
— Прежде всего тернополяне должны наконец-то осознать, что они живут в древнем городе и что это налагает на них определенные обязанности. Процесс такого осознания, на мой взгляд, начинается с детского сада. У человека формируется представление о пространстве, в котором он живет, о выдающихся людях, событиях, об истории собственного города. Не просто место, где она живет, а ее жизненное пространство. У нас до сих пор нет музея города, где маленький житель Тернополя мог бы осознать себя частью большой истории. Проблема реставрации достопримечательностей – это следствие отсутствия такого понимания. Не сложно что-то восстановить, сложно объяснить, почему это нужно делать и какую из этого выгоду. Общаясь со многими знакомыми, могу заключить, что большинство вообще не мыслит категориями, что Тернополь – это древний город, который они должны беречь.
— Есть ли возможности сделать Тернополь более интересным для туристов?
– Да. Для этого даже не нужно фантастических бюджетов. Тем более сейчас во время войны, когда каждая гривна бесценна. Нам нужно учиться быть радушными. Для этого много сделано за последние годы. К примеру, наличие туристско-информационного центра Тернополя. Для того, чтобы Тернополь стал еще более привлекательным для туристов, он должен улучшить и оптимизировать собственное общественное пространство. Качественная велоинфраструктура, пониженные бордюры, качественные туристические указатели, элементарные развлечения для детей и другое.
Работая гидом, я постоянно сталкивался с тем, что люди не имеют информации и не имеют времени на ее длительный поиск. Остальные – детали. Я имею в виду тесную связь и коммуникацию между властью, гидами, рестораторами и т. д. Главная проблема в том, что у нас очень мало людей, способных масштабировать. То есть не смотреть на город как на собственную выгоду, а взглянуть на него как на живой организм, который должен развиваться. В конце концов, есть и те, кто вообще не понимает, зачем городу туристы, кто они и какая из этого выгода.
— Насколько важна информационная поддержка в сохранении памятников культуры и архитектуры? Знаю, что вы автор документальных фильмов о Тернополе, автор книг о красоте Тернополя.
-Она не просто важная, а решающая. Я был автором и инициатором создания многих сообществ, где люди объединились вокруг темы истории города. Но среди сотен тех, кто действительно понимает ценность и уважает древнюю архитектуру, есть лишь единицы, которые способны хоть что-то делать для их сохранения. Я старался делать то, что в моих силах. Участие в проекте «Бронзовый Тернополь» – одна из таких инициатив. С 2009 г. мне частично удалось навязать хорошую моду на интерес к тернопольскому прошлому. Даже рассматривание старинных открыток побуждает людей к переосмыслению городского пространства. С течением времени все это породило создание многих производных проектов. Более широкая стратегия возможна тогда, когда есть коллектив, когда есть активная община. Последняя довольно пассивна. Поэтому мы имеем такое положение вещей и такую ситуацию с сохранением достопримечательностей.
Elicit Plant, новаторская агробиотехнологическая компания, специализирующаяся на биорешениях для сельскохозяйственных культур, объявляет о привлечении 45…
Агростроительный альянс «Астра», официальный дилер таких известных брендов как FENDT, KUHN, HORSCH, BERTHOUD и MANITOU,…
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) начала распределение рукавов для хранения зерна среди фермеров из…
Сезон-2024 стал испытанием для украинских аграриев. Работая третий год подряд в условиях полномасштабной войны, они…
New Holland выпускает новый компактный телескопический погрузчик с большими возможностями по сравнению с предыдущей моделью.…
Компания BEDNAR представила новый для наших аграриев стерневой культиватор FENIX FO_PROFI, начавший работать на украинских…