жиляники
В первую неделю Великого поста строго постились: не ели масла (только Приправляют борщ), ни готовили квашу, а не варили вареники, не пекли пирогов и пышек, не ели рыбу. Меню было бедным: борщ с фасолью, а не сдобренным каша, картофель с квасом или хреном, редькой, капустой, огурцами, хлеб или пресные лепешки с вареньем (солеными овощами). Для ощущения сытости и витаминизации блюд щедро приправляли перцем, чесноком, луком, много ели в пост редьки и хрена. Шутили, что во время Великого поста даже колокола в церкви вызванивают: «Хрен и редька, редис и хрен!». В середине XIX в. во время поста вместо чая заваривали душистые и целебные травы и пили их без сахара, ведь считалось, что употреблять его в пост греховно. Для этого придумали историю, как будто сахар изготавливается из пережженных костей дохлых животных. Впрочем, уже на рубеже Х1Х — ХХ вв. этот предрассудок было забыто, и сахар разрешили употреблять в пост.
Каждую субботу в Великий пост следовало поминать своих усопших родственников. В церковь вместе с панихидный хлебом всегда несли коливо и мед. Поминовение в Великий пост усопших родственников считалось самым сильным и, по представлениям, должно было обеспечить им Царство Небесное.
Важнейшей из поминальных суббот считалась первая суббота поста, ведь грамотки умерших родственников, которые подавали этого дня, сохраняли в церкви в течение семи недель до проводов. В субботу также несли в церковь хлеб и коливо (канун). Хлеб оставляли на панихиду, а коливо раздавали присутствующим. Кроме того, носили в церковь на раздачу за помин души блины на масле или растолченным и просеянной конопляным семенем. Когда хлеб пекли, то первый хлеб, которую вынимали из печи, разламывали еще горячей, чтобы она сходила парой, и клали на подоконник или на стол на полотенце, ведь верили, что духи предков питаются горячим паром.
Свечи в церкви
На вторую неделю поста меню добавляли рыбу и грибы. Рыба, грибы и бобовые — это продукты с высоким содержанием белков, которые давали возможность продержаться долгий период без существенных потерь для здоровья. Больше всего в это время страдали бедные люди, которые не имели запаса белковых продуктов: «Приправляют луком с чесноком или и так едят« боссу блюдо »; «Так постились, что« курица »(куриная слепота) вчиплялася» (Львовская, XIX в.). Особенно популярными среди малоимущих слоев населения были ферментированные блюда или блюда с содержанием солода — ржаной, ячного, пшеничной: кисель, размазня, путря, зубцы.
Страстная воскресенье (Страшная воскресенье) — последняя неделя Великого поста. Его еще называют подпиточной неделей (так в это время режут свиней, готовят блюда на Пасху) и Белым или Чистым неделей (ведь готовясь к величайшего праздника, моют, чистят, мажут, белят, убирают дом и двор). В четверг и в субботу хозяйки пекли куличи, пирожки, хлеб и другое печенье на весь Пасхальную неделю. В субботу жарили поросят, делали голубцы, жаркое, варили борщ и т.д., чтобы в день Светлого Воскресения не заниматься будничной работой — приготовлением пищи. На второй день все приготовленное нужно было только поставить в печь и разогреть. У гуцулов в среду или четверг пекли ржаные буханки — кукуцы. Дети ходили под окнами и кричали хозяина: «Грейте деда, грейте деда! Дайте хлеба, дайте хлеба! Чтобы вам овечки, чтобы вам овечки, чтобы вам телочки ». За это им давали кукуцы. Верили, что после этого действительно будут хорошо размножаться овцы и коровы.
Читайте также: Почему Украинцы постятся?
Седьмой, последнюю неделю Великого поста был так же загружен дополнительными пищевыми запретами, как и первый, а может и больше. Еще больше сокращался пищевой рацион: не употребляли масла, рыбы, некоторые четверга не принимал горячих блюд, а в Страстную Пятницу ели только хлеб и пили воду. Правда, этих ограничений полностью придерживались преимущественно пожилые люди: «А то есть старики — в четверг поедят, и аж на Пасху разговляются, а в субботу и в пятницу ничего не едят: в грехах своих не едят»; «Последние три дня Страстной недели так же не готовят обеда, наслаждаясь хлебом, капустой, огурцами, а старые женщины, ничего не ели весь пост по пятницам, содержатся и в эти дни от еды, потому что недалеко красное яичко», — писал на рубеже XIX-XX века украинский этнограф Василий Милорадович.
Таким образом, время семинедельного Великого поста был для Украинской испытанием духа и тела. Особенно строгими считались первую и последнюю недели, когда практиковались жесткие пищевые и социальные запреты.
Международная сельскохозяйственная научно-технологическая компания Corteva Agriscience объявляет о начале образовательно-грантовой программы для женщин-фермерок TalentA-2024, которую…
В «Континентал Фармерз Групп» подходят к концу жатвы поздней группы культур, охватившие в общей сложности…
Kernel, ведущий агропромышленный холдинг в Украине, объявил о запуске новой бизнес-услуги – логистических решений для…
Неприхотливая и капризная Ячмень — достаточно неоднозначная культура и с чисто агрономической точки зрения. Считается,…
Elicit Plant, новаторская агробиотехнологическая компания, специализирующаяся на биорешениях для сельскохозяйственных культур, объявляет о привлечении 45…
Агростроительный альянс «Астра», официальный дилер таких известных брендов как FENDT, KUHN, HORSCH, BERTHOUD и MANITOU,…