Пятая неделя Великого поста — «Похвальное». В субботу на этой неделе — день похвалы Пресвятой Богородицы. Работать нельзя, необходимо соблюдать строгий пост. Разрешалось женщинам сеять рассаду капусты. Шестая неделя — «Вербный» или «Лазарев». Именно в субботу перед Вербным воскресеньем Иисус Христос оживил Лазаря. В наших краях в этот день шли дети и парни в ивняка ломать вербу. Ивовые «котики» расцветали на солнечных склонах, и дети, ломали ветки, были присыпанные золотым пыльцой. Люди говорили, что «Господь детей благословил ивовым золотом покров». А это примета на здоровье и долголетие. Седьмая неделя — «Страстная» или «чистый». Верующие люди придерживались строгого поста. Моя бабушка по отцу Анастасия, начиная с четверга не употребляла ничего есть и только пила воду. Первый раз она ела по воскресной литургии. Сегодня люди не соблюдают такого жесткого поста, но необходимо знать, что только маленьким детям, пожилым и больным людям разрешается употреблять молоко и другую постную пищу. Все остальные по своему усмотрению устанавливают себе пищевой рацион, безусловно, соблюдая потребления постных блюд. Особое значение имел «Чистый четверг». Этот день был днем очищения. Шли последние приготовления к Пасхе. Люди вымывали дома, убирали двор, чистили скот. В саду и на приусадебном участке сгребали прошлогодние листья, сорняки и все это сжигали, свято веря, что курят всю нечисть. На рассвете в четверг, говорят, как восходит солнце, ворон своих детей купает, чтобы были здоровыми. А еще существует поверье, что в ночь перед четвергом больному человеку надо помыться, «пока ворон воронят еще искупал». Ту воду потом берут и выливают на перекрестке дорог, чтобы «все болезни нечисть забрала». По селам до сих пор люди, идя куда-то по делам, обходят перекресток, чтобы «болезнь не вцепилась, и за ногами беда домой не принести». Под вечер в церквях правят страсти. Люди ведут себя очень смирно: не ругаются, громко не говорят, ибо время страданий Сына Божия на земле. Во время службы каждый хозяин держит собственноручно приготовленную или купленную большую восковую свечу. Она горит при отправке «страстей». Затем ее гасят и несут домой. Такое свечу называют «Страстной» и хранят как оберег в хозяйстве и семье. Используют и от защиты от нечистой силы, и при лечении различных болезней. В пятницу вечером растворяют пояса, которые выпекают в субботу на рассвете. Пекут столько пояс, сколько членов семьи. Каждой ловушке дается имя. Затем сажают в печь или электрическую духовку. Если куличи получились красивыми и пригожим, не пригорели и не потрескались — следующий год будет удачным. Если кулич треснула — это член семьи поедет в дальние края или просто «видкраеться» (отколется) от семьи. Если чья-то пасха исчезну — и человек во второй Пасхи не доживет. В субботу же варят писанки и крашенки, а полотенце, которым их вытирают, не стирают, а хранят. Говорят, если человека, у которого лихорадка, обтереть таким полотенцем и знающему человеку, то она и станет здоровой. В ночь перед Пасхой курят где-то на холмах огонь. Он должен гореть, пока в церкви не начнется всенощная воскресная служба. В с. Стильско Николаевского района Львовской области по сей день сохранился обычай курить такой огонь на месте старого капища под горой. Дрова ребята заготавливают заранее. Когда стемнеет, зажигают огонь, потом, ближе к полуночи, зажигают старые деревянные колеса от телеги и спускают их вниз с горы. Огнем очищают деревню от нечисти, «за зиму виплодилася». Корни этого обычая уходят в далекие времена, когда перед Великим днем воскресения природы проводили обряд очищения огнем.