По легенде, после всемирного потопа верба первой из растений зазеленела на берегах. Не счесть, от чего она вспомогательная. Именно поэтому обычно матери, принеся святой вербу, непременно «били» ею детей и приговаривали:
Не я бью — верба бьет,
За неделю — Пасха,
Неподалеку — красное яичко.
Будь большой, как ива,
А здоровый, как вода,
И любой Плодный, как лоза!
В Галиции приговаривали так:
Шутка бьет — не я бью,
Отныне за неделю
Будет у нас Пасха!
Обычно молодежь также била друг друга ветвями. По этому поводу бытовало интересное пословица:
«Верба красна — бьет напрасно, ива белая — бьет за дело».
«Чувствуйте в себе Иисуса»
Освященную вербу очень уважали. Старики говорили: «Грех ногами топтать святую вербу», поэтому даже мелкое ветви жгли на огне, чтобы, упаси Боже, под ноги не попало.
— Духовное значение освящения вербы в том, чтобы, приветствуя Христа, мы не совершили, как люди в древности: один раз приветствовали Его и кричали: «Мессия», а в другой момент призывали: «распни-распни!». Событие готовит нас принять мессию, но быть готовым уметь принять и приветствовать Его как истинного Бога, — подчеркнул заместитель председателя комиссии по делам молодежи Тернопольско-Зборовской епархии отец Олег Харишин. — Еще есть такое значение: Вербное воскресенье является началом, когда Христос сознательно входит в Иерусалим, где он возложит на себя крест и распятие, обучая людей терпению. Он добровольно согласился вынести мучения и страдания ради нас. Богу очень нужно, чтобы человек был счастлив. Согласно терпение и смерть является тем выкупом за все наши грехи, которые совершает человек не раз в течение дня, поэтому важно, чтобы каждый человек приготовила себя духовно к Пасхе.
— Войдя вместе с Христом в город терпения, — продолжает отец Олег, — мы должны научиться сострадать с Богом, сопереживать момент его наибольшего унижения и понимать, что всякое терпение, которое посылает нам Бог, не является стремлением человека наказать или унизить. Всякое терпение есть школа жизни. Посмотрим на наших мучеников, которые погибали за веру Христову: они добровольно и с радостью это делали, зная, что всякое терпение является благословением Божиим. Добровольно выбирая терпение, человек добровольно принимает Божье благословение. Согласно заслуживаешь себе небо. Христос добровольно сделал большой шаг нашего спасения — без Божьего терпения, без смерти на кресте мы бы не имели воскресения.
Без вербы и калины нет Украины
Известный этнограф и исследователь Александр Знойко в своих трудах отмечал: «Верба — символ Млечного пути, прадерево жизни, символ необычайной работоспособности; оплодотворяющей, плодородной силы; пробуждение природы, весны; одновременно — горькой женщины, вдовства, национальной самобытности … Именно поэтому как символ Млечного Пути ивы сажали под путями. Прикоснуться к человеку святой вербой, значит, совместить ее с космическими силами Вселенной, предоставить возможности возрождения и здоровья. Построив дом, в Украине сажали неподалеку вербу ».
Вместе верба имела противоречивый, часто противоположное символическое значение, как душа украинская. Во многом она символизирует непокоренную душу Великого Кобзаря: не зря, находясь в Орской крепости, Тарас Шевченко посадил в пустыне иву.
В средневековой Европе ее называли деревом поэтов, певцов и ораторов. Китайцы связывали с ней женскую красоту, мягкость. В Японии ива — дерево печали, слабости, нежности. Древние греки посвящали вербу богиням Гекате, Персефоне — олицетворению идеи гибели. Также она символизировала долговечность, полноту жизни, была символом мирового дерева. Не зря в народе говорили: «Без вербы и калины нет Украины».
И именно с ним связывали множество примет. Поскольку на Вербное воскресенье нередко возвращались морозы, говорили: «Пришел Вербич — кожуха тербич», т.е. не прячьте теплую одежду.
Освященным ветвь оказывали магических свойств: они отвлекают бурю, гром, а брошенные в огонь тушат пожар. Имели и целебную и очистительную силу: отваром лечились и умывались. Когда весной впервые выгоняли скот на пастбище, пастухи брали освященные веточки ивы, чтобы к животным не цеплялась разная нечисть. В народной медицине ее вместе с целебными травами используют для лечения головной боли, лихорадки и лихорадки. Освященную вербу обязательно оставляли в доме на синагоги, сажали на огороде, считалось, если взойдет, то когда в семье есть неженатый парень или девушка, они скоро поженятся. По народным верованиям, в Вербный неделю не сеяли свеклы, потому что «будут горькие». Ивовыми веточками разжигали в печи, когда пекли караваи.
В честь ивы — вестника весны — сельская молодежь устраивала праздник. «Выбрав из своей среды найудатливишу девицу, — писал этнограф Василий Скуратовский, — девушки прихорошувалы ее котиками и розпуклимы ивовыми ветвями, напевая веснянку:« Ой верба, верба, Вербица! Пора тебе, Вербица, розвиться! ». Взявшись за руки, водили хороводы … Тем временем дети на разные голоса призывали весну сделанных из ивы свистульки. Такое зрелище поражало своей поэтичностью и красотой »(Скуратовский В. Берегиня. — С.268).
Другой причиной почитания вербы была ее вологолюбнисть. В древности люди с благоговейным трепетом относились к воде, а это дерево всегда росло только там, где была вода, она бы держала связь с животворной влагой. Поэтому колодцы, священные для Украинской места, копали под вербой. «Где сриблие Вербица, там здоровая водица», — гласит народная пословица. Люди заметили, что ива — прекрасный фильтр, очищающий воду, придавая ей особый вкус, «ивового духа», образованного смолистыми веществами. Также культ ивы обусловлен особенностями его древесины. Издавна наши предки заметили, что древесина ивы вызова и голосистая, поэтому из нее делали замечательные кобзы и бандуры. Также это дерево служило для изготовления домашней утвари: маслобойни, ложек, корзин, лодок довбанок. Полищуки огораживали свои подворья плетеными заборами. Колыбели для новорожденных — цвета рода украинского — делали из ивы и дуба — именно эти деревья способствовали здоровью и силе.
Семинарист трижды играл Иисуса
В христианстве верба — проклятое дерево, ибо, по мифам, из нее были сделаны гвозди, которыми сбивали крест для распятия Иисуса Христа.
Сейчас семинарист 6 курса Тернопольской высшей духовной семинарии им. Патриарха И. Слепого Ярослав Шевчук уже трижды исполнял роль Иисуса, по сути, пройдя весь стражницький путь Спасителя: в 2008 г. он воссоздал образ Иисуса Христа, когда тот въезжал в Иерусалим, в следующий раз, в Великую пятницу Страстной недели 2009 -го, во время воспроизведения театрализованной дороги терпение в Марийском духовном центре с. Зарваница, когда сына Божьего Синедрион осуждает к распятию на кресте. Году во время Крестного пути в Тернополе Ярослав читал монолог Иисуса, отвечающего на вопросы простого человека. Насколько Иисус повлиял на жизнь юноши?
— Очень повлияло, — признался Ярослав Шевчук. — Трудно осознать великие действия Христа в жизни каждого из нас. Действие Божия всегда настолько глубокая, насколько мы способны постичь Христа. Чем отличается игра театрального актера от той роли, пришлось выполнять мне? Актер просто передает черты, он просто играет. Моя суть была иной: передать не театральное мастерство, а представить самого Бога, так речь шла о визуализации, ведь все равно люди хотят видеть зрелище. Вместе акцентировалось внимание на события и переживаниях Иисуса, когда он еще находился на земле.
— В своих будничных делах мы не всегда ощущаем Его присутствие у нас. Но Его любовь всегда у нас, Его действие всегда присутствует в нашей жизни, — продолжает Ярослав. — Это можно видеть в различных поступках, ведь не раз замечаем определенные моменты или различные ситуации, когда проявился Божий провод, нужно чувствовать Христа в своей жизни и понять, что он хочет нам подсказать. Когда я ехал на осле, видел глаза детские и взрослых людей: они искренне сочувствовали и переживали те события, каждый по-своему старался осознать чувство Иисуса. Когда я висел на кресте, был момент, что я чуть не сорвался и испугался, что упаду, а потом почувствовал я в руках Господних и ничего плохого со мной не случится. Так и произошло, — говорит Ярослав. — Ведь исполнение роли Иисуса не было моей прихотью, это произошло достаточно спонтанно. Я не хотел этого, тем не менее, это почему-то выпадает мне. Все происходит по воле Божией. Я обычным человеком, я также немощным. В некоторых случаях мне приходится довольно трудно, но чем дальше, тем больше хочешь стать более духовным человеком, пройти этот мир с самым идеалом — Иисусом. Один святой сказал: «Человеческое есть впасть в грех, дьявольское — оставаться в нем, но Бог христианский спешить с него подняться». Это и есть высшая цель.