Японский сад в европейских реалиях

Японский сад в европейских реалиях


Японскими садами ныне «болеют» и садоводы-любители, и жители целых городов, именитые ботсады, в которые приглашают из Страны восходящего солнца ведущих «делателей садов» (так в дословном переводе с японского называют специалистов, создающих сад от чертежа и проекта до посадки и ухода). Основной принцип японского сада звучит так: «Берем природу во всем ее многообразии, в своем сознании уменьшаем ее, и получается сад». Однако постичь сад всеми органами чувств, как это умеют японцы, у нас вряд ли получится. Только один штрих: в японских садах различают 138 видов камней — не по породе, а по виду, предназначению, философской роли. Расстановка камней — это особое искусство сутэиси, такое же отдельное и многоликое, как, например, театр у нас. Тем не менее, соблюдая ряд самых важных канонов, может и славянин создать японский сад или чарующую фантазию на тему японского сада.
Без цветов можно, без камней — никак
Сад может быть без цветов, но не может быть сада без камней — это один из канонов любого японского сада (исторически сложились три основных их типа: пейзажный, символический и чайной церемонии). Для многих олицетворением японского сада является сад камней, а самый известный его образец — легендарный сад монастыря Рёандзи в Киото, в котором на песочной площадке установлено 15 камней. Поверхность песка напоминает волны моря. Почти со всех точек обзора одновременно можно увидеть лишь 14 камней. (В Японии существует поверье, что человек, который увидит все камни, будет навсегда счастлив).
При сооружении европейских японских садов используют в основном 5 типов крупных камней. Высокий (больше 90 см) вертикальный камень — это главный элемент композиции, места остальных камней определяются по отношению к нему. Низкий (меньше 90 см) вертикальный камень — это поддерживающий элемент; торчащий камень — поверхность у него с наклоном, одна сторона заметно выше; лежачий камень с выраженной горизонтальной поверхностью или слегка выпуклой олицетворяет полную пассивность. Плоский камень — его используют для некоторых композиций, но чаще для дорожек. Камни располагают группами с нечетным количеством: три, пять, семь и девять.

Черепаха, Журавль и море
Рассмотрим создание японского сада символического типа на примере популярных композиций — «островов» журавля (из 5 камней) и черепахи (из 7), они символизируют достаток. Поэтому их делают во внутреннем дворе и так, чтобы эти острова были видны из окон или в проем двери. В Японии «журавля» размещают слева от точки обзора, он обычно несколько длиннее «черепахи», которую размещают справа. Для панциря (центрального камня) черепахи берут низкий плоский камень, приближающийся по форме к квадрату. Для головы также подбирают квадратный камень, который создаст впечатление приподнятой мордочки черепахи, для ног — короткие камни с наклонными боковыми поверхностями, для хвоста — самый маленький камень. Камни размещают на ровной земле, учитывая, что гравийная засыпка скроет примерно 10 см высоты камней. Камни укладывают на расстоянии друг от друга.
«Остров журавля» начинают выкладывать с крыла, при этом низкий вертикальный камень устанавливают напротив места осмотра, подчеркнув ключевую особенность — треугольно-приподнятую форму камня. Затем за первым и немного в стороне от него (на расстоянии примерно 30 см) укладывают второй камень-крыло, такой же треугольно-приподнятый. Длинный и низкий камень-шею укладывают между крыльями. Слева от крыльев размещают камень-туловище, который приподнимают не более чем на половину высоты крыльев. Камни шеи и хвоста еще ниже. Самый низкий — камень-голова треугольной формы. Как правило, голову и хвост отодвигают от остальных камней, что визуально удлиняет общие очертания «острова журавля».
Количество растений вокруг композиций-островов должно быть сведено к минимуму: «журавля» оставляют вообще без насаждений, а вокруг «черепахи» рядом с камнями размещают несколько низких почвопокровных растений. А вот на дальнем заднем плане за «островом журавля» должно быть достаточно зелени. Это может быть подсыпанный холм, засеянный травой, или вечнозеленые кустарники. Для создания «моря» поверх геотекстильного покрытия площадку вокруг «островов» засыпают слоем гравия толщиной минимум 8—10 см. Одной тонны гравия достаточно, чтобы засыпать 8—10 м2. Но если делать на гравии прорисовку, толщину слоя нужно увеличить. Площадки с гравием обязательно ограничивают бордюрами.
Рисунок на гравии делают специальными тяжелыми деревянными граблями, которые, скорее всего, придется смастерить самостоятельно. Зубья должны быть мощными (ширина зуба не менее 3,5 см, длина не короче 10 см), V-образной или перевернутой U-образной формы. Варианты рисунков — прямые, равномерно волнистые, неравномерно волнистые (извилистый поток) линии, зигзаг, концентрические круги (символизируют каплю воды). Рисунок наносят, отступая назад и волоча грабли за собой. Важно правильно проложить маршрут, чтобы не затоптать рисунок. Считается, что свеженанесенный рисунок излучает хорошую энергию.

Вода, звук и цвет
Водопады в японских садах чрезвычайно многообразны, выделяют, по крайней мере, десять их возможных форм. Среди них скользяще-падающий — стекает по поверхности скалы; падающий, как сплошное полотно; падающий нитью; падающий двумя струями; падающий с одной стороны. Несмотря на столь трепетное отношение к воде, в японском саду вполне можно без нее обойтись, используя имитацию — «моря», «сухие русла». Единственный тип сада, где без воды никак, — это сад для чайной церемонии. Тут традиционный элемент — каменные чаши с водой. Смысл размещения чаши заключается в необходимости склониться над ней, а это имитация позы смирения. Чаши бывают двух типов: тьоцубаси — высокие вертикальные, их ставят только рядом с верандой; и цукубай — приземистые (высотой 20—50 см), по форме напоминающие бочку, это символ чистоты и непорочности, их размещают всегда на фоне густых кустарников. Композиции для цукубай стандартны: дорожка из камней заканчивается специальным, немного большим чем другие, камнем, перед которым на расстоянии вытянутой руки расположена чаша на плоском, выступающем из-под нее камне. На цукубай кладут бамбуковый черпак или шиши-одоши (в переводе «оленье пугало») — это качающаяся бамбуковая труба, в один конец которой наливается вода, и он под ее тяжестью опускается, вода выливается, а другой более тяжелый конец падает и, ударяясь о камень, издает четкий громкий звук.
Это ритмичное постукивание бамбуковой палочки по камню — важный элемент звукового оформления сада, так как звук в японском саду в большом почете и используется весьма изощренно. Его гипнотическую ауру создают не только водопады, но и журчание ручья, шелест стекающих по жестким листьям потоков дождя, монотонный стук капель о листья вечнозеленых растений.
Цветовая гамма японского сада очень спокойная — это все оттенки естественных красок природы: голубой и его тона — от неба, черный и коричневый — от земли, зеленый — от растений. Непрерывное цветение просто неприемлемо в таком саду, поскольку цветок — символ быстротечности и мимолетности на фоне камня, олицетворяющего стабильность и покой. Отсюда и выбор растений: бесспорный приоритет принадлежит деревьям, в первую очередь хвойным и кустарникам — сосны, можжевельники, магония, тисс, самшит, клен манчьжурский, зеленокорый, краснолистный, скумпия, дерен белый. Все деревья формируют обрезкой, следя, чтобы каждая веточка росла в нужном направлении.

И немного мимолетности
Для созерцания кратковременного весеннего цветения японскому саду подойдут: магнолия звездчатая, яблоня, слива, вишня-сакура, рододендроны, керрия японская, калина, спиреи Вангута и Тунберга, форзиция, пион древовидный. Только не все это сразу, как у нас в садах, а что-то одно, ну два-три растения, причем в разных уголках сада. Осенная мимолетность красоты может быть представлена хризантемами и багрянцем листвы кленов, барбариса, винограда, бадана. А вот без летнего цветения японский сад вполне может обойтись. Впрочем, в садах пейзажного стиля цветущие растения используют достаточно широко. Традиционными считаются: астильба, лилейник оранжевый, роджерсия, лабазник, бузульники, и, конечно же, ирисы — сибирский, мечевидный, гладкий, желтый. И все же при цветочном, да и вообще растительном, оформлении японского сада нужно очень строго соблюдать меру. Из декоративно-лиственных подходят хосты, ревень, папоротники и злаки, особенно овсяницы. Не обойтись также без низеньких почвопокровников, мха, лишайников.

Василь Блажко

Редактор отдела – магистр агроном Национальный Аграрный университет (2014 год). Опыт работы в журналистике 7 лет, с 2014 года работаю на Суперсадовнике

Recent Posts

Инновационное партнерство: ТАС Агро стала лучшим партнером BEDNAR в 2024 году

ТАС Агро продемонстрировало статус технологического лидера 2024 года, выбирая инновационные решения BEDNAR для эффективного и…

55 минут ago

ПУМБ предоставил «НИБУЛОНУ» генеральный кредитный лимит на пополнение оборотных средств

Первый Украинский международный банк (ПУМБ) предоставил одному из крупнейших операторов зернового рынка Украины компании «НИБУЛОНА»…

21 час ago

Ежегодная дилерская конференция BEDNAR: успех, инновации и признание

На этой неделе завод BEDNAR FMT в Чехии стал центром встречи официальных дилеров из Украины…

1 день ago

Выгодные предложения от компании Лимагрейн Украина.

• Адевей (ФАО 290) который дает возможность получить высокий результат урожайности по любому каких условий, а также…

1 день ago

«Сингента» договорилась с ПУМБ о специальных условиях для клиентов-аграриев

«Сингента», одна из ведущих мировых агротехнологических компаний, и Первый Украинский Международный Банк (ПУМБ) вместе предложили…

1 день ago

10 000 хлебов получили жители прифронтовых территорий

Международная научно-технологическая сельскохозяйственная компания Corteva Agriscience в партнерстве с GlobalGiving выделила грант инклюзивной пекарне Good…

2 дня ago