братки полевые

братки полевые

Братки полевые (братья, брат-и-сестра, брат-и-сестричка, вводов сапог, полуцвит, Иван-и-Марья, фиалка трехцветная, трехцветная, сироты). Эта сине-желтый цветок является олицетворением мифологических представлений о беззакония брата и сестры — Огня и Воды, которое должно свитотворче значение. Древнеукраинская легенда гласит: «Царь Огонь и царица Водица мир сотворили». Во многих украинских легендах и песнях рассказывается о парня и девушку, которые полюбились, не зная, что они — брат и сестра. Когда влюбленные узнали о своей кровное родство, они решили умереть, не желая жить в грехе. «Пойдем, сестра, в темный лес: да нас зверь поест», — поется в песне, но звери их не трогали и земля не принимала. Тогда они превратились в необычные цветы, цветущие сразу синим и желтым цветом, люди назвали то растение «братками»:
Пойдем, сестра, оврагами —
розсиймося цветами.
Ой ты будешь синий цвет,
а я буду желтый цвет.
Будут люди цветы рвать —
будут с нас грехи снимать.
В основе народно произведений о цветах-братки, как отмечает О.Таланчук, лежит инцест, мотив, особенно популярен в купальских песнях. Праздник Купала рассматривают как момент мироздания, которое произошло вследствие брака божественных близнецов — Огня и Воды. Сотворение мира — единственный случай кровосмесительной брака, положительно оценивается в народном сознании.
Впрочем, браки между братом и сестрой у древних народов не были чем-то исключительным. Особенно в царских семьях. От таких браков ждали влияния на плодородие, а затем надеялись на благосостояние вообще. Есть мнение, что сестру и брата — брачную пару — когда-то приносили в жертву в честь праздника Солнца и Воды. Они были избранниками, которые посвящались божествам и одновременно закрывали их. Действо приобретало значение сакрального космогонического акта.
Позже инцест был запрещен в обычной жизни. Браку огня (Купало-дух-жизнь-миг-Иван) и воды (Марена-материя-смерть-вечность-Мария) посвящалось праздник Купала. Здесь мы видим и костры, через которые перепрыгивают, чтобы очиститься, и купание или обливание водой.
Уже позже, вероятно, сложилось представление, будто нарушение закона каралось умерщвлением одной только девушки. Ведь для купальских песен характерным мотивом является потопление сестры с последующим преобразованием («С моря вода, то моя красота, белая береза ​​- это мое тело, красная калина — то мое личико»).
Братки в наше время украинская часто сажают на могилах умерших родственников. Скорее всего, причиной этого является память о первопредков — брата и сестру, от которых родился мир.
В одной народной песне этим цветком вращается мать с дочерью. Одна молодая вдова родила двух сыновей, дала им сама имени Ивана и Василия, положила в корабль и пустила на море. На восемнадцатом году пошла вдова по воду и увидела, что к берегу приплывают два молодых дочери. Вдова понравилась одному и пошла за него замуж, а дочь отдала за другого. Узнав, что дочери ее сына, она стала синим цветом, а дочь желтым. Васильки выросли из парня Василия, которого заманили русалки и защекотали (Нечуй-Левицкий).
Если эти цветы положить в каждый угол дома, вор ни за что не войдет в дом, испугается голосов, думая, что это хозяин с хозяйкой говорят, а то будут голоса брата и сестры. В древности эти цветы вместе с другим целебным зеленью весной использовали для парения в банях, чтобы смыть с себя зимнюю болезненность. Верили, что купель с братков охраняет семью от ссоры. Поэтому этот цветок стал еще эмблемой богини мировой гармонии.