обряды праздникаПо православному календарю 7 июля церковь отмечает Рождество Иоанна Крестителя. У восточных славян и народов Прибалтики этот праздник по времени совпало с языческим праздником летнего солнцестояния, поэтому появилась еще одно название — Ивана Купала. О дохристианские и христианские корни и обряды праздника — дальше!Читайте также: У славянских народов со времен язычества в начале июля (в конце июня) был день летнего солнцестояния. В этот день отмечали праздник солнца, плодов и урожая. По народным представлениям, в этот день солнце имеет особую жизненную силу, а после восхода солнца вода приобретает чудодейственные свойства, поскольку оно в этой воде искупалось. Поэтому считается, что чрезвычайно полезно искупаться ночью перед Купала или утром в реке или даже в росе — это прибавляет здоровья и красоты. Также в этот день люди разводили костер, который был символом солнца. Его раскладывали на берегу рек или озер, через него прыгали сначала ребята, потом девушки, а затем парами: парень и девушка, взявшись за руки. Считалось необходимым трижды перепрыгнуть через огонь, чтобы очиститься. А и пара, прыгала через костер и не разорвала руки, будет назажды связана. Впоследствии этот праздник стали связывать с именем языческого бога Купала, который был богом земельных плодов. С тех пор главными атрибутами праздника стали Купало и Марена. Согласно славянским мифом, Марена — зимнее божество, которое морит землю стужей, а человека болезнью и голодом. Купало — символ плодородия и изобилия. К этому празднику молодежь заранее старательно готовилась: делали чучела — Купала из ивовой ветки, которую украшали цветами и лентами, а Марена — чучело из соломы, одетое в женскую рубашку. Затем вокруг этих чучел водили хороводы и пели купальские песни. Вдоволь натанцевавшись вокруг «Купала» и «Марены», молодежь торжественно их сжигала или топила. После этого девушки убегали от парней, чтобы гадать. Плели веночки, к которым пристраивали свчкы и пускали на воду. Согласно народному поверью, если венок плывет хорошо и красиво горит свеча, то девушка выйдет замуж, а если он крутится на месте, — то еще дивуватиме, а как утонет — замуж не выйдет вообще. Если венок уплывет далеко и прилепится к какому-то берегу, то значит, что туда девушка выйдет замуж. А ребята, прекрасно знают, что этой ночью девушки на суженого гадать, а часто подстерегали каждый свой венок, чтобы собственноручно «возвестить судьбу» любимой. Наиболее упорные влюбленные парни даже готовили заранее лодки, чтобы в случае необходимости нужный венок догонять. А на следующий день самое приятное — это похвастаться перед любимой добытым венком. Существует легенда, что этой волшебной ночи в полночь распускается огненный цветок папоротника. Считается, что тот, кто этот цветок увидит, найдет старинный клад, а тот, кто ее сорвет, начнет понимать язык животных и птиц. Старые люди говорят, что сорвать этот цветок почти невозможно — такое непродолжительное ее жизни, но если уж это удастся, то следует подбросить ее в воздух — она ??упадет прямо на то место, где закопан клад. Возможно, эта легенда возникла потому, что никто никогда не видел цветок папоротника, а это обусловило наделение растения загадочными свойствами. После принятия христианства 7 июля православные христиане начали отмечать Рождество пророка Иоанна Крестителя — крупнейшего святого после Девы Марии. Это о нем Иисус Христос сказал: «среди рожденных женами НЕ стоял (пророк) больший Иоанна Крестителя». Среди других святых Иоанн Креститель наиболее почитаемый — в течение церковного года в его честь празднуется шесть дат. Среди них — праздник Зачатия, Рождества, Усекновение главы, Первое и Второе обретение его главы, Третье обретение главы и Собор Иоанна Крестителя. Рождество Иоанна Крестителя — самый большой праздник в его честь. С III века праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами — его называли «светлым торжеством» и «десницей Солнца правды». В начале IV века праздник был введен в христианский календарь.  Иоанн Предтеча был посланцем Бога, чтобы известить людям о приходе и живом присутствии Мессии на земле. Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, он начал проповедовать в Иудейской пустыне, а затем в окрестностях реки Иордан. Он сурово обличал пороки общества и призывал к покаянию, возвещая о скором пришествии Мессии. Проповедь Иоанна была настолько сильной, что скоро вокруг него стали собираться ученики, основавшие общину его последователей. Внешним знаком покаяния и духовного обновления Иоанн выбрал крещение — омовение в воде и погружение в нее (отсюда и имя — Креститель). Принять крещение пришел и Иисус, добродетели которого как Мессии возвещал в своей проповеди Иоанн (Мф. 3:14-15). Этот святой учил, проповедовал, крестил, разоблачал грехи, отстаивал справедливость. Его жизнь — это непрерывная жертва. За Христа и христову науку святой доблестно принимает мученическую смерть. По приказу Ирода Антипы обезглавили. Народ, не до конца понимая религиозную суть праздника, да и учитывая сочетание языческих и христианских элементов в украинской культуре, начал называть день Иоанна Крестителя днем ??Ивана-травника, Ивана-колдуна. Впоследствии к этому названию добавили еще слово «Купала» в честь языческого бога, которого почитали в эти дни. Церковь долгое время пыталась развенчать мифы о празднике Ивана Купала и объяснить, что это название не имеет отношения к христианскому календарю. Поэтому не стоит посылочной называть праздник Рождества Иоанна Крестителя праздником Ивана Купала. Лучше в эти дни просить праздник Иоанну придавал силы и мудрости быть примером христианского служения, которым когда-то был он.