Фото Богдана Розвадовского
Такую историю о своих родителях и о своей жизни рассказал теребовлянец Роман Чайковский. А еще он показал из семейного фотоархива интересные старинные фото.
О семье Чайковских
Папа и мама пана Романа урождены села Могильница, что в 15 км от Теребовли. Мама Иванна из семьи Музык, из которой и известна Слава Стецько (с. Романовка, в 2 км от Могильницы). А в Теребовлю семья переехала в 1947 году. Отец господина Романа – ndash; Михаил до 1946 года работал фотографом в Тернополе, затем окончил математический факультет Кременецкого учительского института и работал директором начальной школы в с. Гумниска. Далее работал в райисполкоме экономистом до 1961 года, позже директором одного из карьеров, умер в 1964 году. Интересная особенность: официально господин Михаил был с 1928 года рождения, но на самом деле – ; с 1924 года. Дело в том, что дату рождения помогли подменить братья Борачки, которые были художниками в городе и выехали в Америку. Если бы такого не сделалось, то господину Михаилу пришлось бы еще повоевать в советской армии. Мама господина Романна Иванна в годы немецкой оккупации окончила в Теребовле торговую школу, но, когда пришла новая власть, то не признала это, еще и документы об образовании забрали (господин Роман говорит, что хорошо саму маму не забрали те «всевидящие органы») . Пани Иванна всю жизнь проработала работницей.
Господин Роман еще рассказал о дедушке: « Брат деда Григорий Багрий (о нем и его братьях мама написала небольшую статью в областную газету «Вестник Тернопольщины» 19.11.1993г.) по материнской линии еще при Польше был в подполье ОУН, которое боролось за свободу украинцев с существующими властями. В 1945 году он вступил в ряды УПА, впоследствии, в октябре того же года, попал в одну из энкадебистских засад и вражеский шар оборвал его жизнь. Мама рассказывала, что те изверги-катюги в Могильнице мертвое уже тело брата деда приторочили к коню и так волочили селом «для науки» другим 8 км, а затем повезли в Буданов в лес и сбросили в глинисках (глиняный карьер), где подобных тел украинцев было много. Могила мужа до сих пор никому неизвестна. А еще двоих родных братьев его и их родителей выслали в Сибирь, как «неблагонадежных».
Старшему брату г-на Романа Оресту советская власть не дала окончить факультет иностранных языков Львовского университета в 1967 году из-за, так называемых, националистических взглядов. А дело было в простом: многие студенты не давали снять новогоднюю елку до 14 января, в том числе и Орест. Других отчислили из вуза, а Оресту посоветовали перевестись в Измаильское подобное учебное заведение, что оно с успехом и сделало и избежало гонений советской власти. Средний брат господина Романа Зиновий жил в Гусятине, позже в Очакове, а ныне временно проживает с семьей у брата в Теребовле на время угрозы жизнью от московского нашествия.
А дальше господин Роман рассказывал о себе, своей жизни начиная по обучению в школе.
Парадокс советской действительности: комсорг – не комсомолец
Именно такое произошло с господином Романом во время его службы в советской армии. Его еще в восьмом классе отчислили из комсомола за антисоветскую деятельность. А тогдашний первый секретарь райкома, под руководством которого все это произошло, ныне великий патриот и писатель, пишет «трогательные» книги патриотического содержания И пусть там… Вот, что рассказал господин Роман о своей юности некомсомольской: «Побывал я в комсомоле где-то два месяца, а потом меня из него отчислили за антисоветскую деятельность. Дело в том, что мы с одноклассником Романом Добрянским, сыном священника, на пишущей машинке его отца действительно напечатали листовки антисоветского содержания и распространили их в родном городе и Тернополе. Открытки были короткими, но конкретными: «Прочь москали из Украины! Да здравствует свободная Украина!» Слава Богу, что тогда мы были несовершеннолетние и обошлось лишь отчислением из комсомола и моральным давлением тогдашней власти на родителей наших. В тех их органах меня еще спрашивали, я это запомнил на всю жизнь. А почему-то я не разбрасывал открытки с надписью «Слава кпрс». Когда я шел в армию, на последней комиссии мне дали мое личное дело, чтобы я дальше с ней ходил. Я увидел, что на форзаце ее написано было карандашом (хорошо, что не чернилами) «Занимался антисоветской деятельностью». Итак, не все в комиссии были ярыми советниками и это мне помогло, потому что я сразу чем-то резиновым, что случилось под руки, стер эту надпись. Затем попал в «учебку», как тогда говорили, в Азейбарджан, а служил в авиации в Грузии командиром отделения, которое было немалым – 28 человек. Вот меня и выбрали комсоргом, потому что я был достаточно активным и коммуникативным со всеми. Еще замполит спрашивал меня, а где мой комсомольский билет, но я уже сознательно продолжил ту игру и ответил, что билет лежит где-то в райкоме комсомола. Когда я уже шел на дембель, то тот замполит мне сказал, — Ну ты, Чайковский, ты меня так обманул, что еще никто меня так никогда не обманывал. Но за твою доброту и отличную службу вот тебе новый билет и больше так не поступай. Да, что я был дважды комсомольцем, пусть ему грец».
Послесловие. Делай добро и жий по чести
Всю дальнейшую свою жизнь 67-й господин Роман живет честно, с большой любовью к Украине и с уважением к своим родителям. Большинство лет проработал на Теребовлянской обувной фабрике, там был активистом и профессионалом своего дела за, что его назначили бригадиром, предлагали даже вступить в компартию, но он, разумеется, отказался. У Романа есть трое детей, две дочери и сын, а внуки тоже трое. Он считает, что самым святым в жизни и наибольшим богатством есть как раз дети. В заключение произнес следующее: «Мы раньше не ценили достаточно спокойствие, мир и согласие между людьми, а ныне то вырезалось и стало на первое место из-за этой современной страшной войны с московским оккупантом. Желаю всем людям мирного неба, а нашим Защитникам скорейшей Победы над извергами!»
Роман вспомнил случай, который с ним произошел в 2013 году сразу после Пасхи. В один из дней он, будучи у себя на подворье, увидел двух мужчин, которые искали какое-то здание рядом. И чужаки также его увидели, подошли, поздоровались и сказали, что ищут кирпичный дом своего деда Бронислава Чиппа, который построил в 1939 году. Пан Роман показал им это здание, но, к сожалению, гости так к нему и не смогли попасть. Тогда Роман пригласил мужчин к себе и угостил Пасхальными блюдами. В ходе радушной беседы выяснилось, что мужчины являются братьями Дабровскими врожденные поляками, один из которых Юрек проживает в Швеции, а другой – старший Ромуальд проживает в Польше. Недавно господин Роман получил известие от Юрека из Швеции. письмо с благодарностью за приятную прошлую встречу и соболезнование от современной войны, а также небольшую посылку. Человеческой доброте нет предела и это очень хорошо! Однако, к сожалению, не все такие люди.
Беседа с паном Романом затянулась, но время летело незаметно при рассмотрении старинных фото из семейных фотоальбомов. Больше фото семейства Чайковских можно посмотреть здесь. f6a8e02.jpg» alt=»История семьи из Теребовли, что на Тернопольщине» />