Гадание на Андрея

Гадание на Андрея

С днем Андрея, который отмечается 13 декабря (30 ноября по старому стилю), связанные зимние прогнозы и погодные приметы. Так, на Закарпатье говорили: « Снег на Андрея — зима в мантии », « На Андрея кожух греет ». Наблюдали также: « По Андрея снег еще не выпал — зима будет теплой, а если выпал — длинной и холодной » и другие.
На Гуцульщине для обеспечения урожая овощей брали из девяти границ по комке земли, а через девять дней разбросали их на собственных грядках. В некоторых Буковины забивали под ворота осиновый кол, « чтобы чары в роду не принимались », кормили корове с ладони хлеба с сахаром « бы кормящих мамка на молоко хорошей была » и т. Д. Среди гуцулов и буковинцев бытовало поверье, что на Андрея волки собираются в стаи и представляют значительную опасность. Этим объяснялось соблюдения запрета на определенные виды работ, прежде всего, из числа традиционных женских занятий (прядение, шитье, стирка и т.д.), иначе считалось, что « придет волк и займет скот ».
Читайте также: Украинские вечерницы

Главной формой празднования Андрея на всем пространстве расселения украинский были молодежные собрания с общими застольями, разнообразными забавами и играми. Кое-где их называли «большими вечерницами», «праздником девушек» и другие.

Калита
По народным представлениям, святой Андрей является воплощением мужского начала, предвестником судьбы, покровителем любви и брака. Вероятно эти характеристики Андрея сначала сложились у католиков и протестантов, в которых с днем ??святого связывается период Адвента (предрождественского поста) и церковного Нового года — самое удобное время для предсказания и предвидения будущего.
Андреевские гадания были посвящены теме брака. Девушки пытались узнать, кто будет их мужем, будет ли он богатым, который будет носить характер, станут ли они счастливы вместе и тому подобное.
Один из самых характерных приемов любовной магии — «засева конопли» (иногда вместо конопли использовались лен или мак). Именно гадания основном происходило так: рано утром или поздно вечером, чтобы не увидел чужой глаз, девушка в наиболее глухом углу двора (у колодца или поленницы) засевала в землю или снег горсть конопли. После этого она сгибалась так, чтобы ее фартук или юбка касались земли, и таким образом несколько раз обходила засеянное место — «волочила конопли». При этом приговаривала:
Андрей, Андрей!
Я тебя коноплю сею;
Димкой (или юбкой) волоку, —
Потому что очень замуж хочу.

Обмазанный сажей участник вечеринок
Вероятность будущего замужества девушки пытались определить, считая дрова в охапке, принесенном в темноте с поленницы (четное число считалось хорошей приметой) или считая колья на определенном отрезке плота или забора и повторяя «вдовец — молодец». Могли также подслушивать в хлеву хрюканье свиней, выливать воск или пускать на воду половинки орехов с зажженными свечами, заглядывать в зеркало в полночь, подкладывать под голову пояс на ночь и тому подобное. Все это делалось для того, чтобы узнать перспективы замужества.
Читайте также: Топ 10 девичьих гаданий
Своеобразным символом праздника Андрея является обрядовое печенье, которое использовалось в различных играх и магических церемониях. Речь идет о андреевскую калиту, известной еще под названием «лепешки», или «колят». В его изготовлении пытались принять участие все девушки, сходились на вечеринку. Своей круглой формой «Калита» напоминала солнце. Пекли ее с пшеничной или ржаной муки, осыпали маком и смазывали сверху медом и куполом выжимали орнамент. Калита подвешивали в доме к потолку, ее охранял господин Калитинский, держа в руках кисть или пучок. Юноши, девушки и даже хозяйка дома по очереди ехали «кусать» лепешки на рогачи или кочерге. Смысл игры заключался в том, чтобы подъехать «верхи», откусить без помощи рук кусок печенья и не рассмеяться. Кому это не удалось — становился объектом шутливой казни, и господин Калитинский обмазывал неудачнику лицо сажей (глиной или мелом).
Фольклорный сопровождение «откусывания лепешки», как и названия задействованных в нем персонажей, заметно отличались в разных регионах Украины. Так, на Чернобыльщине преобладала формула: « Дед, дед, я на Ковен лепешки кусать еду », а ближе к Киеву зафиксировано тексты другого содержания:
« Едет господин Кочержинский
К господину Коржинского
Г приветствовать, лепешки хватать ».

Девушки содержат тесто на лепешки
Одним из наиболее хорошо сохранившихся в народной памяти фрагментов духовной культуры до сих пор остаются Андреевские гадания. Хорошо известными были девичьи гадания о будущей судьбе с балабушками. Об их широкое бытование свидетельствуют разнообразие их локальных названий: «шишки», «опушки», «обливанцами», «сабадашкы», «медочкы» и другие.
Лепешки — это маленькие пирожки, которые выпекали в андреевских вечеринок. Тесто для них замешивали на «непочатый воде» (вода из колодца, которой в этот день еще никто не пользовался), которую каждая девушка тайком приносила во рту из реки или колодца. Зная об этом, парни нередко устраивали засады, смешили и пугали девушек, заставляя их раз бегать за водой. Количество «балабушек» соответствовало количеству девушек, присутствующих на вечеринках. Отмеченные каждой девушкой пончики раскладывали на скамье или на полу, после чего пускали проголодавшегося собаку и внимательно следили за его поведением. Последовательность, с которой пес поедал «лепешки», определяла для каждой очередность прихода сватов и дальнейшее бракосочетания.
Читайте также: Холостяцкие дебоши
В подольских селах с праздником Андрея был связан обычай изготовления тыквенных масок. Освещены изнутри свечой (а позже — фонариком), в темноте они напоминали человеческий череп — чем не украинский Хэллоуин? Как правило, ребята пугали ими девушек «на выданье», то есть тех, которые достигли брачного возраста. В ночь на Андрея всячески демонстрировалась не только молодецкая сила, но и ловкость в различного рода затеях. Среди них особенно распространенным было снятие с ворот калитки — ее заносили или к соседям или даже на край села, пускали в дымоход воробьев. Двери дома ребята для шутки извне завязывали веревкой, подпирали колом или закладывали дровами. Отдельные хулиганы могли даже бросить на крышу дома целый воз. Исследователи утверждают, что такая холостяцкая развлечение когда-то была связана с прохождением молодежью возрастных инициаций — обрядов посвящения. Истоки этих ритуальных дебошей уже давно призабулися, превратившись в своеобразную форму досуга сельской молодежи.