Безграничный словоцвет души бережня Василия Савчука /></p>
<p>Фото Валентина Семеняк</p>
<p>«Поздние бархатцы» – книгу бережанского поэта Василия Савчука с таким названием  принесла мне почта еще в канун рождественского вечера. За жизненными заботами прочла ее не сразу. А когда собралась написать отзыв – началась февральская война, «накрыло» оцепенение…</p>
<p>Написать, что поражена – это ничего не писать. Ибо предложенный сборник открывается пророческим стихом «Выстоять», который написан будто вчера. Однако, дата написания 14 ноября 2020 года. Процитирую несколько строф:</p>
<p>Пусть враг молит у Господа прощение</p>
<p>За собственный грех, палаческое преступление свое.</p>
<p>Мы ждем это чудо. Пусть сбудется и ныне!!!</p>
<p>Стоит непреклонно защитников строй,</p>
<p>Готовых идти по водам и по суше,</p>
<p>И гнать зайд в их хаты. </p>
<p>Кровавит фронт и через степь, и сквозь души,</p>
<p>Так что отсюда нам не отойти и на пядь.</p>
<p>«Ни на пядь, ни на волосок! –</p>
<p>Наказывает сердцам жертвенная кровь.</p>
<p>Стоит за нами родная мать с сыном;</p>
<p>Над нами – Богоматери покров».</p>
<p>Собственно, первый раздел наполняет поэзия, посвященная майдановцам, воинам АТО (&Сынам Украины», «На вечную память Герою Украины Василию Слепаку»), светлой памяти Георгия Гонгадзе  и всем праведникам, погибшим в борьбе с красной ордой за свободу и правду.</p>
<p>Убедительно звучит в одной   из стихов Савчука («Земля кружит во всемирном вальсе») строка «Наказание Божье ждет на каждый грех».  В продолжение ему – эпиграф «И будет суд. И будет кара» (за Шевченко) к произведению «Не каял Каин в преступлении страшном». Понятно, что поэту, как и всем нам, болит судьба Украины, поэтому он с эмоциональным надрывом спрашивает: А мир заклял. Или к насилию привык?/Или фальшь сковала истины язык? Хватит!!!»… В который раз перечитываю эти строки, а перед глазами наше настоящее, отмеченное печатью темной и кровавой войны.</p>
<p>Во второй раздел сборника вошли акростихи, где первые буквы каждой строки считываются сверху вниз, образуя какое-то слово. В данном случае –ndash; имя и фамилия известных личностей. Этот литературный жанр не из легких, потому что требует особой концентрации ума, мысли и интуиции. А еще соответствующие знания и осведомленности о творчестве того человека, о котором пишется. Савчуку оказалось это под силу, у него аж 43 акростиха, которые он обозначил термином сильветки-акростихи. Как я понимаю, это авторский жанр. До этого именно такое письмо не встречала. От того и чтение приобрело особый и таинственный «чину». (Сильветка – слово французского происхождения, означает краткую и краткую характеристику личности, преимущественно художника). Первые сильветки-акростихи поэт посвятил украинским свиточам – Тарасу Шевченко, Ивану Франко, Лесе Украинке, Лине Костенко, Дмитрию Павлычко. Остальные – художникам нашего края. Среди них талантливому автору книги юмора «Ну и встреча» Юрий Заяц из Збаражчины.</p><!-- adman_adcode (middle, 1) --><script async src=

Юрба шпичатых тем возится вокруг;

Радее юморист: это же целое поле труда!

И радуется бумага, – строк растет гряда,

Й копны колючек, и целая дюна соли.

Сдается, все хорошо, как есть неурядицы. strong>Як чувствует он, что язвы прижёк,

Этоему радуется так, что даже становится еще выше. 

«Офира Ваша – высшее из посвящений» (На вечную память Поэту Ивану Федоровичу Гнатюку) – открывается третий раздел книги. Это пространное  жизненное опоэтизированное биографическое путешествие о страдальческой судьбе  политзаключенного, уроженца с. Звенящая на Збаражчине (бывший Кременецкий уезд) Ивана Гнатюка, который лучшие годы отбывал в двух тюрем, на трех пересылках и в пяти колымских лагерях. Каждое мнение, вложенное в предложение, строфу – проявление особого уважения и уважения как учащегося к Учителю. А еще – ndash; ощущение исповедальности сына перед отцом («За что Украине, Боже, это наказание:/Ни судьбы ей, ни счастья все нет?!/Москва – эта каторжанская Колима –/Раскогтилась, двуглавая злая призрака;/Над Украиной тень ее ига/Зашла, как черное зловещее облако…/). По силе энергии представленные здесь произведения напоминают концентрат могущественного украинства. Вот только услышат ли те, кому адресованы строки?

Василий Савчук имеет доброжелательную черту: на прочитанное быстро реагирует, имею в виду произведения, которые его «зацепили». Не безразличной оказалась его душа к творчеству украинского поэта Владимира Базилевского («Вокзальная площадь», «Холодный душ истории», «Украденное небо», «Чтение пепла»). Поэтому «Видение»  – это еще одна попытка, но Савчукова, и себе полистать, перечитать «золу» как «разноцветный пепел исторический», постигнуть-пройти Время и Пространство. Философичность мысли пронизывает все произведение и как эстафету передает дальше. читателю, будто спрашивает: «А что ты размышляешь по этому поводу?». И я вспомнила.

Во время путешествия по Индии, общаясь однажды с одним мудрецом, узнала об истинной сущности обычной для нас золы, то есть – пепла, что языком санскрита ( вибгути) означает священное, начало и конец, бренность всего сущего. Но главный посыл символа – возрождение и плодородие. Вспомним птичку Феникс… Зная об этом, понимаешь «печальные пророчества», которыми пронизан пепел, вопиющий к Богу… 

Касается автор кистьистского искусства, ему не безразлично творчество краян Михаила Дырбавки, Андрианы Пилярской, Михаила Кузива, Олега Шупляка. И вот, наконец, те самые «Поздние бархатцы», которые дали название упомянутой книге. Собственно, это завершающий раздел, обозначенный воспоминаниями о прошлом и болезненными размышлениями о настоящем. И самое важное  – о назначении на Земле Человека как поэта, так и Поэта – как Человека. А еще – ndash; о памяти родословной, его пракорені («Голос травы»). И на ум сразу приходит библейское: «Поколения отходят, и поколения приходят, а земля веково стоит!» (Екклесиаст 1:4) и слово правды век пребывает, как и трава. Косы не косы – она не реагирует, ей важно, чтобы невредимыми остались корни, поэтому и дальше будет расти. Такова ее природа (за Богданом Дячишиным).

«Жестокая и ныне светлая и тьма погоня.

Новейший Ирод убивает и теперь, –

Спадет и на него наказание из высших сфер.

Он не достигнет зловещей цели, –

Воскресший Свет встанет над мирами.

Все на свете идет, как должно идти&raquo ;.

Обнадеживающе и пророчески звучащие для читателей процитированные строки в поэзии «Обречения», давая особую «питу» для еще большего взращивания и веры в хорошее будущее нашего Отечества. Между тем в душе самого автора слышится скрытая грусть и сожаление: «Голуби ищут крошек, чтобы с’есть;/Слов окрушин хочется мне» (Сяду на лавчине в парке города); «К ней шаг или два… А мо’/по кладке той мы уже идем? » (В воображении видим, друзья, мы). Думаю, это временное явление, присущее всем творческим уязвимым натурам, в душах которых притаилась безграничная Вселенная. И именно сегодня прочла утешительное сообщение, что предыдущий поэтический сборник Василия Савчука «Росинки с дарованных троп» по итогам Всеукраинского литературного конкурса имени Екатерины Мандрик-Куйбиды (Львовская областная организация НСПУ) вошла в десятку лучших патриотических книг, которые примут участие в издании Антологии патриотической поэзии. Это еще одно доказательство заслуженного признания. Попутно вспоминаются литературные духовники Василия Савчука, которые в свое время рекомендовали его к вступлению в писательские ряды: Левко Резник, Роман Гром, как Иван Гнатюк. Эти имена говорят сами за себя.

«Его перу подвластны всякие жанры – от лирических стихов, песенных текстов – к рубаям, поэмам и даже такой сложной форме, как венок сонетов. Есть у него и книга художественно-документальных очерков о родном селе Надречное, об известных людях, родившихся в нем. Драма о сечевых стрелках «Кровавый тан», сатирическая поэма «Триесерный Геньо из Трои». Мне еще не приходилось читать такой болезненной темы о наших нынешних событиях (1996 – авт.), выраженные именно в сатирическом жанре. Эта поэма без преувеличения – настоящая творческая удача автора» – написал когда-то (светлой памяти) в рекомендации в Союз Иван Гнатюк.

Василий Савчук умеет подстеречь в малом большое, что очень важно для каждого, кто работает со Словом. Ведь не всякий может увидеть за окном «весь вселенный» и услышать «… космическое пение – пчелок хоры. Следовательно (по Александру Гордону) это еще раз подтверждает, что «Слово – космос в компасе будней. Целые города живут благодаря словам. Слово неотъемлемое от дела, оно – плоть его, его отпрыск. Кто из нас будет владельцем Слова, тот и будет владельцем Вселенной!». Только что написанное напрямую касается автора «Поздних бархатцев» из Бережан Василия Савчука.