Большинство из тех, кто пишет, любят «сироп», а критика – это лекарство

В мире литературного анализа появилась книга тернопольской писательницы, литературного критика Татьяны Дигай «Рефлексии». В этом аналитическом жанре ей предшествовали «Книжные импрессии», «Метроном», «Кубик Рубика», «Зеркало», «Послесловие», «Время дефиле».

В последнее время только и слышно отовсюду, что в Украине практически отсутствует литературная критика. Я бы не была такой категоричной. Так выражаться можно только тогда, когда не интересоваться литературной жизнью как таковой. Между тем, сегодня достаточно разнообразных литературных платформ в Интернете, где можно почерпнуть немало интересной информации из мира литературной аналитики. Кроме того роскошные «холст» печатают бумажные журналы «Слово Просвещения», «Культура и жизнь», «Украинская литературная газета», «Литературная Украина», художественный журнал «Звон». Попутно попрошу не путать такие понятия как критика и критиканство. Это совершенно разные вещи. Это так же, если бы говорить, что духовность и религия одно и то же. Критика – это отдельное искусство щекотливости и такта. Миссия современного критика не проста. Чтобы быть правдивым аналитиком (нравится больше это слово), писателю нужно не только читать и «держать руку на пульсе жизни» (по Джеку Лондону), но и с особой мудростью пропускать сквозь свое сердце и разум события настоящего. Так обогащается интеллект. Без него – ndash; ну, никуда. А учитывая то, что сейчас «много» некачественной литературы… Что такое высококачественная литература? Ее главный критерий – адекватное восприятие жизненной правды. Творчество – это реальная действительность, а никак не искусственная. Задание писателя – анализировать то, что уже свершилось, но еще не осознанное окружающим миром. Литература не может существовать отдельно от жизни, потому что она сама и есть жизнь. К сожалению, многие современные писатели убегают от реальной жизни. Реалистическое восприятие жизни еще никто не отменял. Это основа основ в литературе.

Книжные издания с рецензионными публикациями – это хорошие и актуальные указатели для читателей в море литературных новинок. Беда в другом – упомянутые книги печатаются небольшими тиражами за счет собственных средств, с помощью спонсоров (о меценатстве смолчу), побед в литературных премированных конкурсах. В данном случае издание осуществлено при финансовой поддержке Тернопольских ОГА и ОР (областного совета). В «Рефлексиях» Татьяны Дигай несколько разделов – ее размышления по поводу написанного прозаиками Александром Вильчинским, Богданом Грабовским, Лесей Билык, Олегом Германом, Ниной Фиалко, Олегом Смоляком и другими. Поэтами: Владимиром Дячуном, Ириной Демяновой, Александром Смыком, Владимиром Кравчуком, Раисой Обшарской, Марией Назар, незабываемым Петром Сорокой и т.д. Есть здесь раздел «Критики», где представлены труды Игоря Фарины, Петра Федоришина, Михаила Ониськива и светлой памяти – Иванны Блажкевич. Касается Татьяна и юмора и сатиры: авторы Зиновий Кипибида и Николай Базив. 

Один из украинских основателей литературной критики  Пантелеймон Кулиш (автор «Черного Совета» и приятель Тараса Шевченко) «Упорно нападался на то, что уважал читатель и подносил то, что обходили равнодушные глаза. Все время он был в исках с украинским гражданством, спорил с ним за спаш, за предел» (за Николаем Зеровым). Между тем, в переводе с греческого «критика» означает – судить, размышлять, рассматривать. В бывшем Союзе, к сожалению, это еще и была своеобразная травля по указанию сверху. Тогдашние печальные времена в литературной среде не прошли даром для многих. Мне нравятся три закона критики нашего современника Максима Ильяхова: « Не нравится – критикуй. Критикуешь – аргументируй. Если знаешь – предложи как написать лучшее. Поэтому с интересом прочла реакцию-отзывы известных украинских писателей (Владимир Базилевский, Евгений Баран, Светлана Антонишин, Петр Сорока, Владимир Кравчук, Жанна Юзва) на литературный труд Татьяны Дигай. Особенно умилял сообщение Оксаны Яблонской – доктора наук, профессора Национального университета Украины, руководители литературно-музыкального фестиваля SEVAMA-FEST (Киев): «Нынешние разрекламированные прозаики напоминают мне сериалы, которые смотришь и тут же забываешь. Их не хочется перечитывать вторично. Несут они в большинстве своем какую-то тень от воспоминаний авторов… Вы искусно ведете нас по миру книги. Заходя в книжный магазин, я уже смело направляюсь за книгами, которые мне понравились из Ваших рецензий, умело обходя те, что не нравится…». Вот оно! И это самое главное. Помочь не растеряться в водовороте книжных новинок. 

В завершение процитирую поэта, лауреата Всеукраинской премии им.. братьев Богдана и Левка Лепких (Мелитополь) Олега Гончаренко: «В общем взвешена и верна Ваша позиция автора вижу – Вы расшифровали большинство моих «ловушек», которые (чего греха таить!) люблю ставить, чтобы заставить читателя мыслить. Впрочем, Вам виднее, потому что эти «признаки» и «хронотипы» творю почти вслепую, очень боюсь сбиться на мертвое эстетствие – письмо для самого себя. Так что, дорогой мой критик, Вы мне нужны как никто… крайне нужен мне мудрый, искренний, незаангажированный потаенными расчетами, неопалимый низменностью яростью и мизерной завистью СОТРЕЧИТЕЛЬ». И от себя добавлю: госпожа Таня, Вы нам всем нужны как никогда! Потому как написала Евгения Гембаровская: большинство пишущей братии любит «сироп», а критика – это лекарство.