Человек Солнца… в состоянии Солнца

Анна Гайворонская  Ключи от Солнца: поэзия. – Винница : ПРОИЗВЕДЕНИЯ, 2022. – 184 с.

С Анной Гайворонской, известной писательницей из Кременной (Луганщина) я познакомилась в Тернополе во время поэтической встречи.

Как много может рассказать о себе книга, а еще больше –; о ее авторе, если имеет такое солнечное название! Признаюсь, еще не листая страниц, еще не «ныряя» в океан словочитаний, уже имела заветные поэтические «Ключи от Солнца». Но в более глубоком понимании… Ключи те не просто от солнца – небесного светила, которое автор (недаром) написала с большой буквы, а от духовного Света, присутствующего в каждом из нас и к которому мы прокладываем путь в течение жизни. Возвеличивая Свет, поэтесса из Луганщины Анна Гайворонская акцентирует внимание читателя на главном: там, где свет – тьмы места нет. И прежде всего это касается наших душ. Ибо каковы они (души), таковы окружения тех, кому они принадлежат. Следовательно, подобное притягивает подобное.

Сборник, в котором преобладает военная тематика, пронизан невидимым, но  ощутимым(!) солнечным словом-сиянием. И это очень важный момент, ведь не дает разрастаться отчаянию и боли, наоборот, как хорошее небесное лекарство – затягивает духовно-ментальные раны, чтобы в надежде смотреть в будущее и принимать его. («От войны заживой раны, //Зарастут окопы хмелем. ибо «Оттенки радуги ищу в словах», ведь «самые нежные — утренние слова» Об этом поэтесса исповедально и буквально на одном дыхании признается перед читателем: «Слова мои, полные любви, //Без украшений и макияжа,//Разобьют русскую эту впечатление.//Тогда засмеюсь я в Слове. плачут, ведь они уже девятый год в войне, а там Лежат дома с брюхом пробитым и растрескалось солнце от огня.Сначала варвары отобрали у нее ее город Луганск, а недавно Кременную.(«До встречи, моя родная Кременная»). дин Бог знает, сколько духовных и физических сил она вложила в возрождение в упомянутых городах украинской греко-католической церкви.

Когда женщина разговаривает с Солнцем

Я спрашиваю себя мысленно, откуда у этой   женщины столько силы стального духа? И сразу нахожу ответ в ее же поэтических строфах – у них так много светоносных мгновений, ими, словно драгоценными камнями, усеяны. строки. Ее Солнце особенное. Ему она посвятила разделы «Солнечная палитра», «Отец Солнца», «Солнечный ветер». Признаюсь, еще никогда в жизни не было так много животворных прикосновений к этому небесному светилу через Слово: одухотворенное, живое («Зажмурило солнце глаз», «Вот кровоизлияние солнца угас»), действенное («Когда снова солнце выхватит меча , чувствительное («Что седина от солнца не растает», «В вашей музыке горячие солнца дюны», «В круг солнца из раскаленного подноса») . Оно у нее от боли белое, золотое, спелое, спелое, океан ласки, мертвое, мерзлое (как будто снегом солнце замело»), сочное, мокрое («На небе – солнца мокрого печать»), пасхальное, праведное (« Пусть восходят к Службе до самого солнца, ибо солнце Крестный ход свой не прекратит, и солнце фелоном засияет, солнца циферблат, уста, как солнце, солнечный круг и солнечный друг 

Разговор с ним (солнцем) ведет особым способом: «Солнце, мой Отец,//Отец  Всевышний,//Судьбу освет.//Брось хоть лучиком на бездомного – //Солнышко дай. А еще ей по силам дарить ближайшим «На подносе солнца счастье луч». «Солнца напью рано» – от прочитанного замерло сердце, как будто это я сама утолила жажду солнечными небесными «водами» и от того душа моя окрылилась, а чаша сердца наполнилась светом.

Ее стихам присущи философские размышления, а некоторые завершаются вопросом одновременно к себе и к читателю (цитирую): «Источник солнца тихий и ледяной. («В жизни этой»), «Жизнь оборвана свяж//В таинственное время круг//И ночи перейду границу,//Заметят ли те, что вокруг?» («Какое это счастье – просто жить!»), «И уже не знаешь, или это уже седовласость,//Невесомое ли чувство любви?//Или осень бабина, или ранняя уже весна?//Ибо бокал первого весеннего вина?//Поцелуй ли абрикосы на рассвете?» («Поцелуй абрикосы»), «Любить, творить, радоваться…//А где же тогда дети мне//Медуз, живущий в море, как дети,//И темные в облаках дни?» («К морю с медузами»). Эта размышленная несовершенство побуждает не просто к соображениям над вечными вопросами Кто я?, откуда я, куда направляюсь, но и дарит исключительную надежду. ощутить на своей жизненной дороге присутствие Творца и Его невидимую, но такую ​​ощутимую поддержку. Ибо у Бога нет других рук, кроме человеческих. Не мне вам говорить, что символизирует число семь, а оно присутствует в поэтическом сборнике. Думаю, что и сам автор не подозревает об этом. 70 раз в строфах она использует слово «солнце». Как глубоко символично! Между тем у каждого из нас свое самое святое и родное солнце в мире. Исключительно и у Анны Гайворонской, ибо оно – ; в шляпе (& Солнце в шляпе). Попутно вспоминаю Богдана-Игоря Антоныча – «дети с солнцем в кармане» у которого солнце ходило в крисани, а еще – ; Ивана Драча с его «Протуберанцами солнца»…  

Процветает, торжествует, радуется, возрождается

На страницах поэтического мира госпожа Анны оживает живая и неживая (но действительно ли неживая? К примеру, об абрикосе: «Душа ее просветлена была») природа. Она приобретает праздничные краски, сияние наполняет собой все вокруг… даже тяжелое время войны, несущее в себе зло и тотальное разрушение. Сила солнечного слова всепобеждающе шагает по пространству и растворяет (на всех планах и подпланах бытия) деструктивные программы и отрицательные вмешательства, очищает, наполняет, исцеляет, и… преуспевает, торжествует, радуется, возрождается окружающий мир. Так по капельному зерну «прорастает» и рождается будущий мир в Украине, мире. И это еще один самый главный пророческий посыл в «Ключах от Солнца». Наконец, заглянем в поисковик, что там нам говорят о ключе как таковом, когда речь идет о символике?  В народоведении символ знаний, мудрости и защиты, мощный оберег: им отгоняли все плохое и нечистую силу, и бурю, град, молнию. Ключ – это преодоление препятствий на пути познания и открытия новых знаний. Вспомним христианство. Святой Петр имел ключи как от Рая так и от ада (переход из одного состояния в другое). В Апокалипсисе ангел, вооруженный ключами от ада («бездны»), сковал устрашающего дракона («Змея древнего») и низверг его в пропасть на тысячу лет. Поэтому есть над чем задуматься.

Особенно – о душе. Это слово «шагает» с другим – солнцем. Часто – в паре. Так стихи приобретают не только солнечную краску, но и состояние одухотворения. Ибо Душа – ndash; живая и бессмертная ипостась, это часть бессмертной Вечности. Другое дело, в каком состоянии находятся сейчас души значительного количества современного люда: «»Зимно на престоле и в душе зима», «От этих скорбей душой мы смели», «Что мы получили все, что заслужили//Жили и любили на полсилы.//Нет огня в жизни – нет и тепла. //И вехола уже души замела. Однако возможности души невероятны, непросто «преодолять мрак душ» «через тернии душ и земные пузыри», тогда она замирает, солнечно греет, и оживает «беззащитно», ее воскресшая молитвенная сердцевина просит сказки и произносит вместе с поэтессой: «Пусть цветут в душах солнце-цвет. Душа беззащитна… Удивительно, но сразу после прочитанного ментально притянулись строки известного украинского поэта Петра Сороки: «И перед чудом прогибай колени//И говори души:«Душа моя тайная,//В эту пору, в действе этим праздничным как букве в слове,//Как ежу в теплом чашке,//Как солнечному зайчику в стеклышке.//И Бог услышит самую тихую исповедь,//И сеть ловца никогда нас не поймает». И уже иначе – – обнадеживающе звучит следующее: «Не плачь, душа родится//В эту жизнь опять», между тем «В небесных душ потребности//Совсем другие», а «Душа, плачущая, еще жива», ибо она «нев&rsquo 'янучая оаза». Что моей душе (извиняюсь за повтор) пришлось по душе? Вот это: «Вспомни лишь, сколько солнышку веков,//И землю, что в ранах лихолетий.//Будь просто солнцем//И улыбаются миры,//Когда душа путешествует в миры», ибо впереди уже другое время – не за горами, который «Отраживает новые небеса,//Столкнутые из новых душ». А пока душа поэтессы грустная, «Ибо грустно и больно» ее в Украине. Она «Поэзию из души черпает//И раздает все силы до останка».

В книге неразрывная связь с Творцом (Когда-то все будет хорошо, Набираюсь силы, Я ступаю с Богом по земле, О мире, мой прекрасный Божий взгляд, Божий взгляд, Церковному звонарю, «Господь у нас родных забирает», «День прожили и слава Богу»), с Матерью’ю Божией («Ракеты над Креховым», «Царицы Небесной» Найдя убежище в нашем краю, поэтесса продолжает писать «А я все жду новостей»,  «Луганщина пылает в огне», «Гром первой грозы», «Не зацветай без меня, яблонька родненькая», «Беженцам с востока», поддерживая таким образом моральное и духовное состояния односельчан: « //Голубым, зеленым и синим//И восток в Украине врастет//И мы в свой Донбасс полынем». 

«Ключи от Солнца» Анны Гайворонской всегда есть и будут ко времени, потому что они (за Франком) указывают человеку благородные цели, поднимают его дух и его духовность. И с этим сложно не согласиться.