25 марта закарпатские римо-католики и 7 апреля православные и греко-католики празднуют Благовещение — третий по значению народно-религиозный праздник после Пасхи и Рождества. Так же как и в Сретение, в нем переплелись как языческие, так и христианские мотивы.
В народе Благовещения тесно связано с городивництвом, посевом и другими работами на земле и получило название «третьей встречи весны».
И хотя в сам праздник делать ничего нельзя («В этот день даже птица не вьет свое гнездо», «Кукушка поэтому и несет яйца в чужое гнездо, когда делала гнездо в день Благовещения», «Все, что посадиться в этот день — плохо расти, потому что от Благовестной теленка добра не ждать »,« Благовестной яйцо под наседку не станем ») считалось, что на Благовещение Бог благословляет землю и открывает ее для сева.
«Наиболее подходящим периодом веснування (работы на огороде — ред) есть неделя до и неделю после Благовещения. По обычаю, сложившемуся в селе, каждый порядочный хозяин, повеснувавшы в себя, шел помогать на Благовещение вдовам, бедным и сиротам, — пишет закарпатский краевед с Буштина Дмитрий Копинец в книге «Буштинский обрядовые действа и развлечения молодежи в древности» .
«25 марта (для верующих западного обряда и 7 апреля — для верующих восточного обряда, — ред) — Благовещение — его Русин за всего священнодействие держит. С сего дня очень много предвещают, которая будет овощи через год и как себя хлеб родит — пишет исследователь истории Закарпатья, этнограф и священник Юрий Жаткович в » Заметках этнографических с Венгерской русы «. — Городами лишь на Благовещение пускают пчели. Который час на Благовещение, такая будет на пасху. Как Благовещения на постный день приходится, тисний год будет. На Благовещение начинает кукаты кукушка и лизе гадина из земли. По килька пророчествовать поют лягушки из вида Благовещения, по только будут молчать по Благовещения, себ то по только пророчествовать будет мороз.В этот праздник нельзя работать «.
То, что в Закарпатье всегда очень уважали этот праздник, — подтверждает и украинский народовед Василий Скуратовский. «Многие обычаев, связанных с Благовещением, бытовало в Закарпатье, — пишет он в своем» Украинском народном календаре «. — Девушки пытались до восхода солнца расплести волосы, обойти вокруг дома и трижды замести в доме пол. Мусор вместе с веником относили к реки. Набрав там в ведерко воды, окропляли ею место, где должны сажать капусту, потому что она потом не слизнитиме «.
Особые надежды с этим праздником связывали пасечники. Некоторые бросал в мед просвиру и подкармливал насекомых, чтобы «зубастыми были». Другие в медовой сити добавляли красного перца и давали пчелам, чтобы здоровыми были. Некоторые обряды связаны также с домашними животными. Чтобы коровы давали много молока, вечером, накануне Благовещения, наполняли ведра и подойники водой; убезпечувались от ведьм, засевая маком-самосием хлева; сжигали старые лапти или шляпы, а пепел давали тем животным, которые трудно привыкали к пастбищ. Кроме того, в этот день старались не впускать в свои дома чужих женщин и девушек, «чтобы беды не принесли».
Пословицы, связанные с этим праздником, утверждают: «На Благовещение весна зиму окончательно преодолела» или «Благослови зиму разрушает», а потому внимательно следили за погодой. На Благовещение должна появиться первая ласточка у дома. Большим счастьем было увидеть ее в этот день утром, не ел. P>
Если вечером звездно, то родят конопли.
Какая погода на Благовещение, такая и на Большой день.
Хорошая погода — хороший урожай.
Туманное утро — половодье на реках.
Если на Благовещение лежит снег — лето неурожайный.
Если появятся лягушки и исчезнут, то столько еще будет холодно.
Благовещения без ласточек — холодная весна.
На Благовещение всякая гадь вылезает из гнезда.
На Благовещение зимы не ругай, а саней ни прячь.
На Благовещение аист прилетает и медведь встает.
На Благовещение птица гнезда не вьет.
Если на Благовещение петух на пороге напьется, то на Юрия (6 мая) вол напасеться.