Покрова Пресвятой Богородицы

Покрова Пресвятой Богородицы

Праздники
Среди календарных праздников осеннего цикла наибольшим уважением пользуется Покрова Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. С исторических источников известно, что событие, к которому приурочено это праздник, состоялась в X ст. в Константинополе. К тому времени Византийская империя вела войну с сарацинами (910 г.). Жителям Москвы Византии угрожала смертельная опасность. И казалось, шо положение защитников города уже безнадежно. Однако произошло чудо. Именно в тот день во Влахернском храме, где хранились ризы Богоматери, омофор и пояс во время воскресной всенощной святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний увидели Пресвятую Деву, которая шла воздухом. Она была озарена небесным светом, окруженная ангелами, пророков, апостолов. Сопровождали ее — Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов. Встав на колени, Мария со слезами на глазах начала молитву христиан. Подойдя к Престолу, Богоматерь продолжила моления, затем протянула над христианами честный свой ??омофор — шаль, которой была покрыта. Этим Пресвятая Дева защитила людей от видимых и невидимых врагов.

Узнав о явлении Царицы Небесной, жители города почувствовали поддержку и воспрянули духом. Это означало, что молитвам Заступницы Спаситель спасет всех от беды. И действительно, вскоре после этого врагов была побеждена.
Святой обычай поклонения Покрове Богородицы в Украине тянется золотой нитью от княжеских времен до сего дня. Так, князь Ярослав Мудрый после победы над печенегами в 1036, построив Собор Святой Софии и церковь Благовещения, отдает свое государство под опеку Богоматери; с тех пор она официально считается заступницей и Царицей нашего народа. Знаменитый князь Владимир Мономах в своих воспоминаниях признает, что победить половцев ему помогла Пречистая Дева Мария, в ее честь он составляет благодарственную молитву. А известный из «Слова о полку Игореве» князь Игорь за свое спасение из плена идет с поклоном к чудотворной иконе Божьей Матери Пирогощи в Киеве.
Можно вспомнить, например, и покровительство Почаевской Божьей Матери. Считается, что, появившись в 1240 г.. Нескольким монахам и мирянину Иоанну на Святой горе, она велела построить над Почаевом монастырь. А когда в июле 1675 Лавру окружили турки во главе с султаном Магометом IV, монахи обратились к Богородице с помощью, она своим омофором укрыла монастырь, спасши от врага. В древних рукописях есть стихотворные рассказы о чудотворной Почаевской иконе Божией Матери; «На кресте Она стала, Пули возвращалась, турок убивала, Монастырь спасала …». Не в каждом доме была в углу икона Покрова — это отмечал Павел Алепский в 1651 в своих путевых заметках, об этом писали исследователи этнографии XIX-XX вв., Это можно видеть и сейчас, особенно в западноукраинских селах.
Пресвятую Богородицу считали своей заместителем и покровительницей и запорожские казаки. Так церковь, где они усердно молились Матери Божьей, на Сечи был назван в ее честь. Во время войн церковь не раз разрушались врагами. Первую Покровскую церковь в 1709 г.. Сожгло российское войско, по приказу Петра I захватило Сечь. Следующие две церкви разрушили татары, последнюю — при гетманата Ивана Выговского. Вернувшись в 1659 на древние свои поселения, казаки, после общей военного совета на Романково кургане, решили перенести расположение Сечи в Чертомлык, выше Днепровских порогов, и там сразу же построили новую, уже четвертую, церковь и снова назвали ее в честь Покрова Богородицы . Строительство завершено в сентябре, а первая литургия состоялась на Покров — в храмовый праздник.
Существует поверье, что после разрушения Екатерина II Запорожской Сечи (одна тысяча семьсот семьдесят пять) казаки, которые пошли за Дунай, под ласку турецкого султана, в эмиграцию, взяли с собой и образ Пресвятой Покровы.
Украинская Повстанческая Армия (УПА), которая появилась во время Второй мировой войны как вооруженная сила против захватчиков, установила день Оружия именно на праздник Покрова, отдавшись под опеку святой Матери Богородицы.
Таким образом, Покрова отмечается у нас не только как религиозное , но и национальный праздник.
В Украине давно оно почитается и отмечается по народному календарю. С ним связано немало поверий, примет, поговорок, песен и пословиц. На Покров все празднуют. Работать считается тяжким грехом. Рано идут в церковь, а после обеда, отдохнув, кумовья посещают кумовьев, сваты — сватов, дети — родителей и просто соседи идут в гости на разговоры-празднование.
Как известно, в Украине построено очень много церквей в честь Святой Покровы. День их освящения — «храм» (его называют еще «праздник или» мед «) занимает большое место в жизни как общества, так и человека. В» храма «готовятся более недели, так же как к Рождеству и Пасхе. За день до «меда» квитчать в домах, вешают полотенца, режут утки, гуси, куры и т.д., напикають караваев, калачей. Неподалеку церкви, как описывает А. Крымский, возле двора церковного старосты варят мед с хмелем в котлах или горшках: кладут длинной полосой огонь и ставят по обе стороны горшки с медом.
На «праздник» сходятся люди и из окрестных сел. Праздничное утро в храмовом селе полон забот: женщины возятся у печи, а мужчины идут за село, где выглядят гостей из соседних сел. При встрече обязанности «обязательно нужно отобрать шапку у прибывшего человека или платок у женщины (каждая женщина или женщина обязательно имела при себе еще ??один платок, которую несла свернутой). А происходило это при любой погоде: то светило солнце, а то падал дождь. Цель этого обычая — как можно больше отобрать головных уборов в прибывших людей (они считались гостями этого человека, который их встретил за селом).
Придя домой, хозяин приглашает всех во двор. Отдохнув с дороги; идут в церковь, а некоторые остается в доме. В церковь раньше других идут «мироносници» (хозяйки, готовили обед на «мед») и мужчины, которые приглашали в гости людей, пришли на праздник, при этом отбирая шапки и платки. После службы Богослужение «мироносници» гостеприимно предлагают посетить совместный храмовый обед (трапезу), который проходил на территории церкви. Сначала приглашали священника, слава, певчих, а потом — всех присутствующих, кроме тех, у кого забрали шапки и платки. Гости возвращаются к той дома, откуда пришли в церковь. Они заходят в дом, кланяются и говорят: «Добрый день! Будьте здоровы с Покровом и с медом». Хозяева кланяются в ответ видказуючы: «Спасибо! Будьте и вы здоровы. Спасибо, что посетили наш дом Просим проходите и садитесь за столы. Призволяйтесь!». Сначала угощают медом, а затем — водкой, напитками. Принимая рюмку у хозяина, гость говорит: «Дай Бог здоровья! Пусть вам Бог вернет десятирицею! Чтобы вы имели в кладовке и в гобори (литературным языком» обора «- отряд для скота), и ваши дети! Прибавить Господи- Боже веки и здоровья, а представшимся душам царство небесное, им земля пером была! «. После обеда хозяйка каждому дает лепешки или хлеб. Исходя из дома, гость забирает свою шапку. Но на этом гостил в храмовом селе не заканчивается. Гостя перехватывают другие хозяева. Постепенно прибывшие расходятся. И снова хозяйка раздавала пирожки и лепешки, ярко подчеркивает также поминальный содержание действа.
На второй день, который получил название «рочистий попразник», отмечают односельчане, приглашая друг друга в гости. «Мед» отмечают один день, а «попразник» — два или три дня, а то и целую неделю.
Повсюду к празднику заранее готовили блюда, а также корм для скота. Кроме этого, обязательно нужно было завершить все земляные работы. Копать, сеять после Покрова считали большой хрих. Народная мудрость предостерегала: «Не сей после Покрова, потому что на поле будет голо». Или еще так: «Кто лежит до Покрова, то продаст, все коровы». Так крестьяне спешили завершить к празднику все полевые и огородные работы. С окончанием пахоты и сева хозяева прятали на зиму плуги, бороны и другой сельскохозяйственный инвентарь. Того, кто не успевал справиться, смотрели с осуждением — как на грешника, который навлекает недород на все поля. О таких в народе говорили: «Кто сеет по Покрове, то нечего дать корове». Или еще: «По Покрове — сев вдовья и сиротская». Это объясняется тем, что после праздника сеяла только тот человек, который был бедным или жила одна и не успевала вовремя справиться с работой.
Когда строили дом, то пытались завершить строительство до 14 октября, чтобы к празднику войти под крышу-покров: «Тогда Покрова покрывает всех в новом доме покровом, и все нечистые духи исчезнут из него, и весь год будет спокойно «, — так считали на Киевщине.
В Украине распространен апокриф о помощи Богородицы строителем Киево-Печерской лавры. Якобы 39 дней подряд монахи клали стены монастыря, а они каждый раз входили в землю. На сороковой день, проснувшись, игумен Печерский Феодосий сказал братии: «Пойдем посмотрим, если и сегодня нет стен на земле, то покинем строить — значит Богу это не нравится». Выйдя во двор, увидели: стены на месте! А на небе Богородица, которая говорит им: «Это я молила Бога, чтобы стены в землю входили, — чтобы легче Вам было строить. Сводите крыша, делайте колокольню, а тогда и стены из земли выйдут». Так и произошло.
Еще недавно бытовало немало примет и верований, связанных с сохранением тепла в домах. Чтобы зимой не мерзнуть, женщина до Покрова должна обмазать дом — изнутри и снаружи, а человек утеплить ее соломой и письмом. Считали, что утеплять дом после праздника — то бесполезно. В основе этого верования вполне рациональный смысл: за тепла вымазана дом быстрее высохнет; лучше сохранять тепло, чем сырая и холодная. В день Покрова осуществлялась давняя магическая обрядодея. Женщины вставали на рассвете, чтобы до восхода солнца растопить печь и закрыть каглу (засова, заслонку, задвижку — отверстие в дымоходе), при этом говорили: «Нужно загнать тепло в дом! Даже когда человек был болен и жила сама, все же пыталась осуществить этот обряд. Это делалось, чтобы тепло держалось всю зиму в доме. Отсюда и возглас: «Покров, натопи дом без дров!»
Люди имеют возможность отдохнуть. В народе говорят: «Как пришли сенокос, то и женщина кородиться (жалуется на боль, болен), как пришли жатва, и женщина как живая «,» а как пришла Покрова, то и женщина здорова «.
С праздника Покрова повсюду производили вечеринки, продолжавшиеся вплоть до Пасхи (в этот период по календарю происходят два поста: Филипповский -Передриздвяний и Большой — перед Пасхой), во время которых, конечно, среди молодежи развлечений не бывает, но есть так называемые рабочие вечера-посидинкы), делая свадьбу к Дмитрию (8 ноября). Приглашали Покрова такими словами: «Покрово-Коханко , ходы к нам в домик, будешь петь и нас веселить «. Неоспоримо, что «Октябрь на свадьбу богатый». Вот и сказали, конечно, с юмором: «Пришла Пречистая — несет старост нечистая, а как пришла Покрова — заревет девка как корова». И поэтому недаром называли этот месяц еще и «свадебник». Кстати, октябрь имеет еще и другие имена. Скажем, «паздерник» — происходит от славянского «паздер», то есть костра; «грязень» (от чрезмерно болотистых (грязьких) дорог) «хмурень» (от мрачных дней) «листопадники» (период опадания листьев) «зазимник» (появление первых ощутимых морозов) и др.
Если девушку сосватали до Покрова, то можно было еще в течение трех недель отпраздновать свадьбу. Бытовала поговорка: «Святая Покрова в церкви стояла и хороших людей дымилась». Испокон веков украинцы были убеждены — кто женился на Покров, того семью брала под свою защиту (покров-омофор) Пресвятая Дева Мария.
Девушек, которые долго не выходили замуж, звали «перестарком»; их неохотно принимали в молодежной группы. Младшие сестры упрекали, так по обычаю, пока старшая сестра замужем, а не ссылали сватов к младшим. Поэтому молитва престарелых девушек была весьма эмоциональной: «Святая Покровонько, покрой мне платком головушку, мою головушку беспричинную, и дай мне, Бог, жену, такого-такого мужчину, чтобы раздобыл хлеба и дров и лучину, а то моя русая коса ежедневно чахнет , еще и до того быстро седеют «.
На Подолье свои просьбы-молитвы о замужестве девушки выражали так:» Святая Покрово, почернел мне брови, а личико белое есть, если бы еще был мне тесть «. Или: «Святая Покрово, покрой голову, хоть платком, хоть тряпкой, чтобы не осталась девушкой. Какой-никакой чтобы был, чтобы хлеба раздобыл». А в Сумской просили: «Святая Покровушка, покрой землю листочком, мою головушку цветочки-платочком».
Девушки, в доме которых не пришли сваты до Покрова, очень скучали. И возможно, песня, которую они пели на праздник (Харьковщина), и является той давней и вечной женской молитвой:
Покровонько, Покровушка! Чтобы я весело жила
Покрой мне головушку: С мужем молоденьким.
Чтобы я женщиной была, с ребеночком веселеньким.
Большое значение в жизни человека имел давний обычай поминовения предков (называли его «Ужин дедов» или «Деды»).
На Звенигородщине, начиная от Покрова каждую субботу почтили память предков: устраивали поминальные обеды, заказывали в церкви панихиду, приносили в мисках коливо (обязательное ритуальное кушанье при поминовении умершего, ее еще ??называли — кутья или сита), а также пряники, яблоки, орехи, которые раздавали людям, говоря: «Помяните раба Божьего (называли имя)». На Николаевщине вечером, накануне Покрова, также поминали умерших родственников. Известно также, что на Криворожье чествования предков происходило в первую субботу после Покрова. Люди так же шли в церковь с миской колеблется, несли с собой три хлеба, три яблока и три пряники.
На Покров в южных регионах Украины заканчивался срок наемных работников — «Строкача» (безземельные крестьяне, которых нанимали как дешевую рабочую силу на определенный срок или срок, от чего и происходит название) и объявлялся новый («зимнее»), продолжавшийся до весеннего Николая (22 мая по новому стилю). А когда чумаки возвращались из своих заработков, по этому поводу говорили: «Пришла Покрова — сиди, чумак, дома». А в Карпатах до Покрова пастухи со своими стадами возвращались с лугов, что всегда очень празднично отмечалось (гуляния, различные соревнования).
По состоянию погоды в этот день старались предсказать характер следующей зимы: «Какая Покрова, такова и зима»; «Если на Покров ветер с севера, то зима будет очень холодная и с метелями, если с юга — то теплая». Или: «Куда ворона возвращает головой, когда каркает: если на север, то холодная зима, а если на юг — тепла». А вот в селе Колодистом, на Звенигородщине, предусматривали, если дует ветер на Покров с юга, то это характерно для сырой зимы, то есть не будет снега, а когда будет падать дождь, то предусматривают гололед. Ветер с запада и востока — на зиму: и мороз, и снег, и дождь — будет всего понемногу. А когда будет веять с севера — ожидают лютую зиму с трескучими морозами и большим количеством снега. А еще наблюдают за деревьями: если до этого дня не опадут из вишен листья, — то это на теплую зиму, а облетит — на суровую. Говорили также, что «Покрова покрывает или письмом, или снегом». Примечали: «Когда утром туман, а днем небо покрыто облаками — на урожайное лето».
Обращаясь к Пресвятой Богородице с просьбой, говорили: «Покрово-Покровушка, постели скатерть белую, не дай долго вороне каркать и ногами по грязи болтать».
Осень берет свое, уже быстро темнеет на улице, поэтому старые люди говорят: «Прошлая Покрова — съела полдень корова». Здесь речь идет о «полдень» как время еды, который проходил между обедом и ужином (в 16 часов). В рабочие летние дни крестьянин работал дольше — и поэтому организм человека требовал усиленного питания (не три раза в день, а четыре раза). Так было введено дополнительное употребление блюд, которое получило название — «полдень», «полдник», «пидполуднування».
А еще наблюдали: «В день Покрова, в такой день Новый год и Петра». В настоящее время улетели в теплые края последние птицы.
Так отмечают украинцы одно из крупнейших календарных праздников осеннего цикла — День Святой Покровы. В нем отразились лучшие традиции нашего народа — национальное мировоззрение, мировосприятие, нравственно-эстетические ценности, умственная, хозяйственная и иная деятельность, то есть оказалась украинская ментальность.
Праздник Покрова с его обрядами и обычаями — одно из лучших достижений национальной культуры, лелеялась народом на протяжении веков . Оно включает в себя важнейшие религиозные и фольклорные факторы, которые плотно переплелись между собой, связанные с природными и погодными явлениями. Стержневым все же выступает религиозный. И это не случайно, потому что украинскому народу испокон веков присуща вера в Бога (по язычества — в Богов). Недаром Пресвятая Богородица и оберегает его, посылая свое чистое благословение любви. И поэтому понятно, почему киевские князья, казаки и новочасни борцы за государственность Украины выбрали себе хранительницей именно Покров — заступнице и покровительницу.
Украина и сейчас оберегает Богородица, народ не представляет своего будущего без Покрова Божьей: «Под этим омофором сияет солнце правды, под этим омофором — истина жизни! Под этим омофором, на попечении Непорочной Девы Марии — каждая душа найдет свое счастье. Каждый человек найдет истину своих дней, всякое горе встретится с радостью, грусть с радостью обнимутся, безнадежность обнадиеться «.
14 октября в Украине отмечается и День украинского казачества (согласно Указу Президента Украины от 7 августа 1999).