Categories: НОВОСТИ

Двадцать творческих лет с живым и лучезарным словом

Фото Валентина Семеняк

Книги, равно как и люди, имеют свои дни рождения. Двадцать лет назад увидела свет первая книга тернопольской писательницы Марии Назар. С тех пор за два десятилетия  «родилось» еще одиннадцать поэтических книг, пять литературоведческих, четыре краеведческих. «От книг вгибается полочка, – пишет Мария. – Этот вес скромный и немаленький.

Прильнули все они непривычно к томам великого Шевченко». 

Мария Назар член Национальных союзов писателей и журналистов Украины, Научного общества Украины им. Т. Г. Шевченко, преподавательница украинского языка и литературы в Доброводовском техническом лицее им. О. Смакулы. Лавреатка областной литературной премии имени Ярослава Павуляка («Изучение творчества Ярослава Павуляка в школе» и «Кольористика лирики Ярослава Павуляка») в 2021 году.

    Мне по силам тексты философского толка, а именно таковыми и являются книги Марии Назар. Со многими из них знакома, ведь писала рецензии и отзывы. Запомнилось ее «Руслослов». Название книги, признаюсь, смутило сразу: яркое и одновременно нежное новообразование! Глубинная мудрость, отсвечивающая в нем первоисточник. Вдумаемся только: русло и слово. По зрительному восприятию «руслослов’я» напоминает источник, с которого берет начало река. А по метафорической семантике – русло, как главный стержень, все равно, что Творец вездесущего, откуда берет начало  Слово… Оно становится невидимой рекой со странным названием Слов, чтобы дотекть (добежать) до океана Языки и навеки с ним злиться.

 Философское настроение пронизывает все поэтические строки Марии Назар, и без этого никак, ведь ее четверостишия – это концентрат многих предыдущих мыслей и размышлений, которые автор тщательно «отсеяла», чтобы оставить «нектарные соты».

Поэтому  «Искусства солнечные мосты» предстают в моем воображении между двумя: на одном конце одаряющий (Творец), а на другом конце –; тот, кого одаряют (философ – художник). Постоянно автор выступает в защиту родного слова. Поэтому не удивляюсь, что для нее открылся «тайнописных слов секрет» и обычные словари – это «регистры душистые… словес живых труды и дни. Следовательно слова живые и лучистые, у них Мария Назар слышит «Тарасов

голос, как огненная птица,/Которая преодолевает милые сквозь века,/Чтобы нам не омрачать путь».    На «территории добра» поэтессы присутствуют хорошая нива, которая ежегодно рождает. Новый день автор воспринимает как «дарственную весть», а каждое мгновение – как «сердца неугасимую щедрую тайну». Неожиданно признается, что

находит в себе (в корзине лет) еще немало несказанных зерен – слов. Одновременно ее волнует сакральный вопрос: «Если их миру все отдать,/Не смеет ли душе пение?». Не смеет, наоборот, обогатится. Так что отдавайте! И то, не задумываясь. Ибо чем больше отдаешь, тем больше получаешь – и вы не можете этого не знать. Разве не об этом говорится в Ваших «солнечных мостах», которые окрыляют и вдохновляют?   

Вспоминаю ее поэтический сборник «Иерусалимскими стезями», который презентовался на факультете искусств ТНПУ имени Владимира Гнатюка. Одно время Мария Назар много путешествовала по святым местам в Греции, Грузии, Меджугоре. Обычно не любит возвращаться во второй раз в   тот же город, страну. А вот Иерусалим – ndash; единственное святое место, куда ей хочется снова и снова возвращаться. Очищающее, исповедальное, покаятельное, вдохновляющее и исцеляющее Слово Марии Назар свидетельствует о великой благодатной силе, которая дает особый заряд и пробуждает от летаргического сна самых ожесточенных пессимистов. Очень метко высказался о поэтических достижениях писательницы профессор Олег Смоляк, который организовал этот поэтический праздник души: «Мария Назар из тех поэтес, которая тщательно работает над словом, шлифует его, украшает, как ювелир свое украшение. Потому и не спешит быстро печатать написанное. Поэтому она у нее, как жемчужинка на солнце. Упомянутая книга  синкретическая в своей основе, где сложные явления не делятся на отдельные компоненты, а становятся единым целым. «Иерусалимскими путями»  – если выражаться современным языком, пошаговая инструкция к исцелению человеческой души и ее духу. Они  – и только они дают мощный посыл-импульс физическому телу для выздоровления. Именно целостность восстанавливает связь человека с его первоисточником – Создателем.

Всегда преклоняюсь перед теми, кто исследует историю родного края, а маленьких деревень – ; и подавно. «Наша церковь – храм души» – так называется историко-краеведческий очерк о прошлом и настоящем церкви села Доброводы, который вышел отдельной книжкой под редакцией писательницы и журналистки, просветительницы Марии Назар. Да ведь и случай какой! 225 лет храму в году, который уже прошел и стал причастен к историческому развитию нашего государства!

В творчестве Марии Назар поэзия занимает почетное место. Об этом свидетельствуют его многочисленные поэтические сборники. Недавно писательница приятно поразила, ведь

взялась за сверхсложный в литературе жанр: венок сонетов. Сонетное творчество у нее невелико, ведь этот жанр требует особой не только сосредоточенности и концентрации мысли, но и соблюдения определенной структуры сложной строфы из 14-ти строчек пятистопного ямба. И вдруг – ndash; сонетный венок! Целых три!

 «Три венка сонетов». И если традиционно темы сонетов – лирика, то в упомянутом сборнике они посвящены жизнеописанию и творчеству Леси Украинки, Тараса Шевченко, Ивана Франко. Очень уместным был выход книги накануне февральского дня рождения Леси Украинки, и мартовского – Марта. Тараса Шевченко. Если я не ошибаюсь, то в Украине никто ничего подобного не делал, по крайней мере, – не встречала.

 Потрясена! Поражена титаническим трудом тернопольской писательницы из Добрыводов, член НСПУ Марии Назар. «Три венка сонетов» – три поэтических песнопения, настоящее открытие в области филологической науки, украинской литературы в частности. И как здесь не вспомнить Ивана Франко, который в письме к Михаилу Павлику писал: «Искусство слова, как и каждое искусство, должно указывать человеку благородные цели, поднимать его дух, его духовность». Это о «Три венка сонетов» и об искусстве слова Марии Назар.

Черная печать войны перечеркнула планы многих творческих людей. Не исключение Мария. Теперь написанное сердцем записывает в «Военной тетради». Потому что Слово также Оружие. .jpg» alt=»Двадцать творческих лет с живым и лучезарным словом» />

Фото Валентина Семеняк

Василь Блажко

Редактор отдела – магистр агроном Национальный Аграрный университет (2014 год). Опыт работы в журналистике 7 лет, с 2014 года работаю на Суперсадовнике

Share
Published by
Василь Блажко

Recent Posts

Фосфор в удобрениях: какую форму искать?

Межсезонье – лучшее время, чтобы обеспечить агропроизводство необходимыми ресурсами: осенние полевые работы уже завершены, до…

2 часа ago

Планируем весеннюю защиту яровых культур при выборе семян: экспертные советы

Нынешний год был сложным для аграриев. Вдобавок к сложностям в работе, вызванным развязанной россией полномасштабной…

17 часов ago

BEDNAR представил новинку 2025 года на конференции OK Agro

28 ноября компания BEDNAR приняла участие в ежегодной конференции OK Agro, ставшей ключевым событием для…

17 часов ago

В декабре состоится онлайн-конференция «Национальный вызов: деградация почв или восстановление их плодородия?»

18% аграрных площадей Украины недоступны для использования из-за оккупации врагом. В то время как ущерб…

2 дня ago

Диканская ОТГ отремонтировала школу при поддержке GlobalGiving и Corteva Agriscience

Международная научно-технологическая сельскохозяйственная компания Corteva Agriscience в партнерстве с Global Giving выделила грант Диканской ОТГ…

3 дня ago

Двухлетняя гарантия как подтверждение надежности BEDNAR – сначала в Украине, а теперь во всем мире

За последние годы техника BEDNAR начала работать в разных грунтовых и погодных условиях (в частности…

4 дня ago