И мир невидимый — одухотворен

И мир невидимый — одухотворен


В старину считали, что простор, заполненный воздухом, по размерам больше, чем земля, что на него «опирается» небо, а земля — «отдыхает». Наши предки выделяли четыре основных элемента природы: воду, огонь, землю и, конечно, воздух. Известный символ тризуб олицетворяет три из этих стихий: землю, воду и воздух. Образ «воздушных» стихий присущ и языку. Бытуют выражения: ищи ветра в поле, валиться от ветра, ветер в голове, ветром подбито, вихри враждебные; ветры времени и переменные ветры фортуны.
Отец ветров
В мифологии культ воздуха предстает в ипостасях, от него производных. Это, прежде всего, ветер — вихрь, дух, дыхание, душа… Именно эти близкородственные понятия и дают возможность нам ощутить и уяснить, что есть воздух. Употребительны также выражения — Дух святой, чистая душа, не идет на душу, хлебный дух, испустить дух, падать духом и поднять дух и др.
У ветра был и свой предок — отец ветров Стрибог. В записи давнего предания, относящейся к середине 19 в., повествуется о старом ветре, у которого губы закованы кольцом. Его страшное лицо видели на хорах Мгарского монастыря. На Лубенщине были уверены, что если старик подует в щелки между губ — быть буре. А «если бы ему губы расковать, и он подул бы во весь рот, — сдул бы все на свете, горы и долины сравнял, конец света был бы…» Заканчивался этот рассказ о мгарском старике-ветре неизбежным предвидением: «Говорят, что когда-то раскуют ему губы…»
В былые времена причину появления ветра приписывали четырем таинственным существам, которые дуют с четырех концов земли по распоряжению главного «витродмуха».
Полагали, что:
Ветер, скорее всего, выходит из моря, но каков он — никто не знает (об этом же и пословица «Бігти за ним, та не знаєш, за ким»).
Ветер родится от «дмуханья» ангелов, которые находятся в разных концах земли над морем.
Ветер — отец, а вода — мать.
Ветер — это мужчина и женщина с поцарапанными ногами, которые приходят за помощью к людям.
Слабый, приятный ветерок — дуновение Бога.
Порывистый ветер — это попытка ветра, прикованного исполинскими цепями за руки и ноги к каменной стене, сорваться с цепей и разорвать кандалы.
Ветер — злой дух, и если надо его призвать, то следует свистеть, как свистят дьяволу.
В народе о ветре примечали:
Ветер с севера приносит холод, снег и, в конце-концов, зиму.
Сильные ветры — к дождю.
Переменный ветер — признак приближающейся бури.
Ветер южный — бедным отец.
Северный ветер — сухая холодная погода, южный — теплая, западный — к дождю, восточный — к ясной погоде.
Восточный ветер в октябре — к холодной зиме.
Если в октябре ветер с запада — будет длинная зима.
Сильный северо-восточный ветер в ноябре — к дождю или мокрому снегу.
Вихри враждебные
В традиционных мифологических верованиях украинцев вихрь никогда не соотносили с ветром. С виду вихрь — черный человек с крыльями, длинными ногтями и хвостом, тело его покрыто шерстью. Живота у него нет, поэтому и видны все внутренности.
Как разновидность нечистой силы, вихрь незнаком с человеком-ветром. А порождается вихрь сатаной во время его свадьбы, бывает он и во время гульбищ ведьм, и когда бьются черти…
Поле или скала — жилище вихря, но проследить направление его действия невозможно, ведь он постоянно в движении. Обычно вихрь очень подвижный перед бурей, поэтому лучше это время пересидеть дома. Особенно остерегались вихря, который внезапно возникал в жаркие солнечные дни.
Каковы же были «правила обхождения» с вихрем?
Увидев вихрь, надо перекреститься и сказать: «Сгинь, сатана!»
Нужно сесть наземь и креститься. Помогает в таких случаях и молитва.
Необходимо знать, что есть предметы, которые нужно бросать в центр вихря: нож, топор, вилы (лучше, если нож не простой, а тот, которым режут свяченую паску).
Если кинуть нож или топор, то можно ранить или убить сатану, тогда на этом месте останется лужа смолы. Но такая попытка небезопасна, — если кто неудачно ударит, то черт может поломать ему все кости.
В таких случаях помогало (и ничего удивительного в этом нет) только сало: «Как иногда вихрь набежит на человека, то нужно сказать: «На, сала», — он и убежит, так как боится сала».
Народная защита
В фольклорных источниках есть своеобразные жанровые «сценки», где главный «антигерой» — вихрь (он же и черт). «Герой», естественно, бывалый и знающий человек.
«Однажды шел человек по степи, а впереди вдруг сорвался вихрь. Человек и бросил в него нож. Вихря не стало. Пришел человек домой, слышит — что-то стонет на печи. Глянул — а там сидит черт, а в ребрах у него — нож.
— Ну, — сказал человек, — одним чертом меньше стало! — Перекрестился, а черт — в дымоход и был таков…»
«Ехал чумак и во время езды полдничал, а нож в руке держал. Неожиданно впереди закрутился вихрь, да так, что нельзя ехать дальше. Чумак терпел, терпел, да и не вытерпел: разгневался и бросил в него нож. Пыль на дороге улеглась, лежит зарубленный черт весь в крови».
Наихудшей считалась ситуация, когда вихрь «подвеет» человека. Тогда хворь будет непременно. Симптомы ее таковы: общая слабость, боль в мышцах, ломящие боли в конечностях, даже частичный паралич. На Полесье различали («ветер» и «витрыцю»). И если болезнь «от ветра» можно было вылечить, то «от витрыци» — никогда. (Кстати, вихрь именовали еще так: «пидвий», «завий», «завийныця», «витэр», «витэрка», «спличный»).
На Слобожанщине, в южных и центральных регионах Украины с «вихрем» связывали эпилепсию и ряд психических заболеваний. В таких случаях лечили болезни иорданской водой, выкатывали яйцом (преимущественно в первый четверг месяца).
В реестре магически-защитных действий числилось и очищение новой одежды от последствий вихря, который мог крутить полотно во время беления. Для этого новую сорочку «переводили» через огонь. В некоторых же местностях вообще не шили рубашки из полотна, покрученного вихрем, опасаясь, что «тило крутытымэ».
Сила Духа
Дух — это и воздух, и запах, и тепло, и дыхание человека и, конечно же, его внутренняя сила. Воздух был той средой, где происходило перевоплощение души, а вообще пристанищем чистых душ было небо.
По древним представлениям, душа — как легкий ветерок, как дым или пар — оставляет тело человека в момент кончины.
Чтобы душе было легче покинуть тело, просверливали дырку в стене, разбирали стриху, клали умирающего на землю, просили пономаря звонить в церковный звон по «умершему».
Обращали внимание и на пар, который поднимался над рождественским или поминальным борщом, а также на дух, исходящий от свежевыпеченного хлеба, — верили, что пришедшие на ритуальный обряд души отведывали этот пар.
Так, в народном восприятии и воздух, как одна из стихий, и дыхание, и душа человека, и ветер — некая одухотворенная сила, были связаны между собой и взаимозависимы. Эти мифопоэтические представления — альтернатива бытовому, будничному сознанию. Как неотъемлемая часть общечеловеческого опыта, она помогает всем идущим — сквозь стихии и время — осознать самих себя в согласованном устройстве Вселенной.