ВИТРАЖИ

ВИТРАЖИ

Сто лет назад, в период расцвета модерна, один предприимчивый американский дизайнер начал по-новому соединять цветные стекла витражей. Он заменил тяжелый свинцовый профиль на тоненькую медную ленту с фолии, окутывающий края витражных деталей. Экологически безопасная, она давала больше возможностей. Стало возможным изготовление маленьких витражей из миниатюрных кусочков стекла. Эта спайка была достаточно прочной и гармонично сочеталась с причудливыми модерновыми линиями. Благодаря такой новаторской технологии появилась новая продукция: витражные лампы, бра, подвески. Искусственный свет вдыхали жизнь в лампы своего изобретателя — Луиса Комфорта Тиффани (1848-1933).

Начатую американцем технику и сейчас с успехом используют в различных странах, в частности в Украине, вплетая в стеклянные переливы колорит и художественные достижения своего народа.
Изготовление витражных ламп по технике Тиффани довольно сложный и длительный процесс, который требует от мастера-витражиста ремесленной выдержки и творческого подхода к работе. Современные виды стекла с широкой палитрой цветов, с живописными эффектами, с разнообразием фактур, структур, открывают широкие возможности в руках умелого мастера. Но в каждом деле важная роль отведена обучению и практике, нужно почувствовать материал с которым работаешь, понять его особенности, чтобы потом пользоваться его возможностями при воплощении своих х идей и замыслов.

* Этапы выполнения раб и т. Технологические особенности *
1. Подготовительный эскиз Поиски композиционного решения, цветовой гаммы, формы лампы.
2. Решение пропорций и соотношений при подборе подставки или другой фурнитуры, креплений. Абажур лампы и подставка имеют составлять единый ансамбль гармонично сочетаться по стилю и пропорциями подобное.
3. Изготовление макета из гипса, папье-маше, картона или пластика в зависимости от формы лампы.
4. Нанесение линейного рисунка на макет с учетом технологических особенностей техники Тиффани, стекла и формы макета. Детали набора должны плавно окутывать сферическую поверхность макета, поэтому, учитывая это, они должны быть не очень большими и длинными.

5. Решение цветовой гаммы изделий, подбор стекла по цвету, структуре, фактуре, тоном.
6. Определение видов стекла на макете, нумерация деталей набора. Для удобства в дальнейшей работе желательно по порядку пронумеровать один вид стекла затем другой и т.д. не прерывая счет. Например желтое стекло — 1-15, зеленый — 16-36, красный — 37-45 и т. д.
7. Изготовление шаблонов для нарезки элементов набора витража. Прозрачную плотную пленку прикладываем к макету и на нее как на кальку переносим контуры деталей, которые сразу же нумеруют, стрелки указываем направление структуры стекла на каждом шаблоне, если это имеет значение.
8. Вырезаем Шалон, сортируем их по видам стекла.

9. Переносим контуры шаблонов на листы стекла нужного цвета, если стекло с фактурой на лицевой стороне, то шаблоны выкладываем на обратной стороне перевернув их на изнанку.
10. Шаблоны обводятся перманентным водостойким маркером (обычно черным). Размещаем шаблоны в таком порядке, чтобы дальше было удобно делать полоски стеклорезом. Следует помнить о направлении структуры стекла и нумерацию деталей набора.
11. Нарезка деталей. Для этой процедуры требуются: ламачи для стекла, качественный масляный стеклорез желательно с металлической рукоятью, скипидар и немалая практика. Для улучшения качества работы нужно колесико стеклореза смачивать скипидаром перед каждым резом.
12. Когда все детали нарезано, начинаем подгонять детали точно по контуру рисунка. Есть одна особенность в сборе лампы. На отличие от плоского витража, который можно собирать с любой стороны, лампу собирать сверху донизу. Край детали шлифуется на специальной машинке тех пор, пока он будет совпадать с контуром данной детали на макете.
Обработанную деталь насухо вытирают, ее край обертывают медной самоклеющейся пленкой (фолио), плотно приглажують края фолии по ребру детали и с обеих сторон. Чтобы закрепить первые детали на макет наклеивают небольшие кусочки фолии и потом к ним пидпаюють (предварительно смазав место спайки флюсом) обернутую деталь дальше к закрепленной детали припаивается другая и т. д.

13. Важно, чтобы края деталей совпадали с контуром рисунка, иначе рисунок темной паяной линии на готовом изделии не будет соответствовать рисунку на макете, что может привести к потерям в выразительности работы. Большие щели между деталями также не желательны, потому пайка будет слишком грубой и неопрятной.
14. Когда собраны все детали лампы тщательно пропаюемо все медные швы соединений, постоянно держа нужное место на горизонтальной плоскости, иначе, олово будет стекать не позволяя сделать однородный качественный шов пайки. При спаивании следует помнить, что долго задерживаться на одном месте нельзя, так как при сильном нагревании стеклянные детали трескаются, а олово сильно розплавившись следует с обратной стороны.
15. Осторожно снимаем абажур и так же пропаюемо его внутри.
16. Важной частью в данной работе является мытья и очистки спаянного абажура. При пайке клей самоклеющейся медной ленты нагреваясь частично вылезает наружу. Изделие тщательно моют с помощью моющего средства и губки, остатки клея необходимо удалить с помощью зубочистки.
17. Просушив лампу тряпками необходимо сразу нанести патину. Патина — это раствор на основе медного купороса, и в зависимости от его концентрации, бывает черного, медного и бронзового цветов. В зависимости от замысла патину можно вообще не наносить, оставив долю цвета олова. Наносится патина на 15-30 минут затем мягкой губкой и моющим средством витражный изделие тщательно моется, ополаскивается и снова просушивается.
18. Полировка готового изделия осуществляется за счет автомобильной полирующей пасты или другого специального средства. Наносим полироль и до блеска натираем сухой тряпкой поверхность изделия. Это делается для того, чтобы готовая вещь имела привлекательный вид не покрывалась с тем коррозией и налетом. Для поддержания витража в надлежащем состоянии эту процедуру время от времени повторяют.