свадебное платье

свадебное платье

Признание в любви, как свободное проявление чувств двух людей, в европейской культуре появилось достаточно поздно, ведь раньше существовала целая система обычаев и ограничений, которые строго контролировали выбор будущей пары. Решающее слово при бракосочетании принадлежало родителям. Они руководствовались не так желаниями детей, как возможностью финансовой или экономической выгоды от удачного брака. Хотя, с другой стороны, жесткий контроль родителей совсем не исключал выбора по взаимной симпатией.

Традиционное общество было прежде всего заинтересовано в продолжении рода, а потому придавало особое значение женитьбе и заботилось, чтобы никто не остался одиноким. Средства, с помощью которых древняя крестьянская община способствовала заключению браков, были достаточно действенными, хотя и не слишком деликатными. Показательной иллюстрацией является обычай валлийцев и англичан — «связанные в узел». Суть его заключалась в том, что парня и девушку, одетыми, связывали веревкой с закрепленным узлом и в таком виде заключали в постель на ночь. Если узел оставался до утра нерешенным, это давало основание считать участников испытания потенциальными невестами.
ярмарки невест
Во многих европейских странах (Испания, Швейцария, Италия, Венгрия, Румыния и т.д.) практиковались так называемые «ярмарки невест», где случайные знакомства нередко приводили к настоящей свадьбе. Еще в начале XIX в. подобные ярмарки были хорошо известны Украинский Закарпатья.

Штернберг В. Ярмарка в Украине. 1937
Так, в с. Красный Брод неподалеку от Василианского монастыря они происходили трижды в год. «В то время, — по словам очевидца, — тысячи русинов идут на богомолье к этому святому месту: здесь собираются девушки с распущенными волосами, украшенные венками, вдовы, в обмену от молодых, имеют венки из зеленых листьев, тщательно вплетенного к их главного укрытия . Когда какой-то русняк заметит девушку, ему нравится, он тянет ее в монастырь, хотя бы она и ее родители и противились назад. И когда ему повезет с девушкой достичь порога церкви, их сразу же венчают … ».

В своеобразной игровой форме ярмарки невест еще в середине XIX в. существовали во многих селах Ямпольщины на Подолье: «Во вторник на Масленицу все парни и девушки из села сходятся в корчму, и хозяин продает девушек парням, соблюдая всех способов купца. Он восхваляет свой «товар» покупателю, после очень долгого торга приобретает его цены от одного до двух рублей. Так продают всех девушек, а собранные деньги тратят на водку на Масленицу. Проданы девушки считаются как собственностью своих господ. На Пасху они должны дать им определенное количество яиц, и очень часто позже они действительно становятся их женами ».

Маковский К. Сваха. 1900
посредники
Той же цели, что и «ярмарки невест», служила деятельность различных посредников — сватов, свах, сутенеров. С распространением грамотности в некоторых европейских странах появились даже брачные бюро, начали давать объявления в газетах о поисках брачных партнеров. Существовала и особая категория писцов, которые составляли любовные письма для каждого желающего.

Колоритная фигура свахи, которая подобно врачу или адвоката имела свою клиентуру и за вознаграждение заключала «выгодные партии», характерная для быта городов и городков царской России XIX — начала ХХ в. Чаще всего ее услугами пользовались представители купеческого сословия, мелкого чиновничества и мещанства. Так ремесло свахи было всегда связано с определенным риском, каждая из них имела в своем арсенале «профессиональные хитрости» и специальные магические приемы, которые должны были обеспечить успех брака. Так, в Казанской губернии: «Отправляясь к родителям невесты, сваха одевается в бористой шубу, прикрывается большой шалью, пидперезуеться красным кушаком и обувается в валенки. Одевшись, она кладет за пазуху Рыбачий сеть и мойку или мешочек. Это делается для того, чтобы невеста была поймана, как рыбка, которую ловят сеткой и кладут в мешочек. В сенях дома невесты сваха разыскивает ступу, в которой девушка толчет лен, и трижды ступу обращает вокруг себя. Это делается для того, чтобы и хозяйка ее — невеста так же трижды была обведена вокруг аналоя (церковный столик, который используется во время богослужений — А. К.). То есть, чтобы состоялась свадьба. При вращении ступы сваха нашептывает какие наговоры … ».

Современный праздник Колодия. Девушки с колодками.
Подарки
Трудно представить ухаживания без подарков, в традиционной культуре они часто связаны с ритуальным угощением. Примером может стать один из локальных вариантов украинской обычая «колодки», записанный нами на Винниччине. На Масленицу, выбрав себе пару, ребята угощали девушек водкой, пивом, сладостями — «покупали колодку», «запивали колодку». Тогда же ребята нанимали музыкантов к танцам. В благодарность за это каждая девушка вышивала платочек, украшая ее цветами и инициалами своего избранника. Вместе с 2-4 писанками она вручала ее парню на Пасху — «возвращала колодку». Такие взаимные одаривания проявляли симпатии молодых людей и нередко завершались свадьбой. Еще с казацких времен тянется традиция вышивать для милого кисет, служивший своеобразным талисманом любви.

Одним из древнейших символов любви и брака считается кольцо. Нередко парни пытались снять ее с пальца девушки, которой симпатизировали. Это один из традиционных способов ухаживания и прелюдия сватовства: «В Волынской губернии ребята похищали у девушек кольца, платки, ленты. Возвращали же, завернув в украденное новую кольцо, серьги. Если девушка принимала от парня подарок, то это означало ее расположение к нему, и он мог просить ее руки. В противном случае подарки возвращали ».
первый шаг
В украинском, в отличие, скажем, от многих народов Востока, Кавказа, Южной Европы, активная роль в выявлении естественных чувств и симпатий не считался исключительным правом лиц сильного пола. Об этом убедительно свидетельствуют, в частности, пережитки обычая сватовства девушки к парню, встречающихся в исторических преданиях и песнях из разных регионов Украины. Ограничимся лишь одним ярким примером, а именно информации начале ХХ в. из с. Студениця на Житомирском Полесье: «Как только девушка имела желание отдаться, то на телегу или на санки ставили соломьяника (соломенный короб — А. К.).

Сани, с. Дубовичи Конотопского района Сумской обл. Фото Н.Литвинчук, 2012
У него садилась девушка, а сваты самостоятельно везли ее в дом желаемого для нее парня. Оставаясь на пути, один из сватов подходил к парубка окна и спрашивал: «подобен на долобене» (Или к любви?). Если из дома ответ был теми же словами и ударениями, что и вопрос, то это означало, что парень пришлет своих сватов к той девушки. Если же из дома решительно выкрикивали: «Не подобен на долобене», — то девушка со своими сватами пришлось забираться к другому парня ».

Интересный древний обычай финнов также удостоверяет право женщин на первый шаг в отношениях: девушка, которая хотела выйти замуж, приходила на праздник в церковь с подвязанными по пояс пустыми ножнами для ножа. Парень, который хотел ее сосватать, имел вложить свой нож в эти влагалища. Аналогичным образом могли заявить о своих намерениях и другие претенденты. За несколько дней они приходили к девушке, чтобы узнать о ее решении. Если парень видел свой нож воткнуть в дверь, это недвусмысленно свидетельствовало об отказе. Если же его чем был воткнутый в заднюю стену внутрь здания, можно было начинать свататься.