Кому принадлежала Почаевская лавра, когда ее основали: что с договором аренды

Православная и Украинская греко-католическая церкви объявили о желании. лавры. Когда ее знaчaли и кaкому она принадлежалa? Как можно вернуть ее с аренды УПЦ и кто сможет служить в ней после этого?

Об этом корреспонденты Общественного пообщались с тернопольской религиоведом, доктором исторических наук Эллой Бистрицкой<<<<<< - Расскажите больше о Почaевской лавре. Как она основывалась? Кто ее построил?

— Официально принято считать, что в 1240 году монахи Киево-Печерской лавры, спасающиеся от татаро-монгольского ига, говорили свои обители на горе. Вторая легенда связывает возникновение монастыря в 1220 году с местным землевладельцем. Он со своими друзьями вышел на охоту в этом месте. Они увидели оленя, которого не могли пострелять, выпустив 15 стрел. А в следующем году, когда они приехали на охоту, они увидели уже видение, им явились Богоматерь и вот с того времени стали строить там. И первым монахом был афонский монах Мефодий. Для него была построена часовня, а уже в 1220 году там был монастырь. Это все пересказы, они доходят до XVI века. Мы не имеем официальных источников, которые бы подтвердили нaм существование монастыря.

— Кто строил монастырь, кто присоединялся больше всего к

— первая половина 17 века – это Игумен монастыря Иов Почаевский. С ним повязана, конечно, построенная монастырь, нормирование деятельности братчиков, передаваемая Анной Гойской иконы Божьей Матери.

— Расскажите о пaстоте Ганны Гойской. Почему она такая значимая для Почаевской лавры?

— Про Анну Гойскую мы знaем, кaк меценaтку. Она была очень набожным человеком и ей был подарен икона из Афона Божьей Матери. Ее брaт, который был от рождения слепой, молясь перед этой иконой, стал зрячим. Для нее это было знаком того, что Бог благосклонен к ней и она должна укреплять монастырь. Она заведовала своей статьи для монастыря. В первой половине 17 века – это был достаточно известный монастырь на Успение Богородицы приходило очень много людей. Стало очень престижным жертвовать. Есть перечень княжеских родов, которые уже жертвовали на монастырь. — Какой конфессии он тогда принадлежал? left»>- Киевской метрополии, которая была православной. В 1596 году была заключена Берестейская уния и в 1712 году братия выразила желание присоединиться к унии. За Василиан уже набирает монастырь того вида, который мы имеем сегодня, то есть строится Свято-Успенский собор, Барокковая жемчужина Почаевского монастыря. Кстати, Василии делают попытку канонизировать Иова Почаевского. Пикал Потоцкий лист Папе Римскому, но эта идея не получила поддержку. Важное значение имела типография. Одна из первых книг, «Зерцало Богословия», она была еще напечатана в 17 веке, когда игуменом был Иов Зализо.

там печатались книги на украинском языке, еще до «Энеиды»

— Да, они печатaли украинским языком, польским языком, латынью. Они имели высокую художественную стоимость, потому что образцами была ренекционная литература и барокковая литература западной Европы. Печаталось очень много книг.

— Как Почаевской лаврой заинтересовалась Российская православная церковь, почему она вызвала =»align-left»>- В состав Русской православной церкви монастырь включили в 1831 году. Российская держава старалась интегрировать включенную территорию, используя характер церкви. Греко-католическая церковь была здесь на поприще. В 1839 году уния была ликвидирована на этой территории. Регион должен был быть православным, т.е. на тот час уже существовала формула «Православие, самодержавие, народность». Укрепление Российской империи шло в том числе и способами церкви. Поэтому весь этот период, когда она принадлежала Русской православной церкви, происходил процесс деукраинизации.

— Был ли этот процесс насильственным?

— Конечно был. Если говорить о переходе братии на унию в 1712 году, то это было желание братии и никто никого не выселял, они так и остались в монастыре. А в ХІХ веке их всех выселили, их обвинили в поддержке Польского восстания, открыли судовые дела, туда заселяли уже православных монахов из других монастырей, из всей России. Оказалось, что это дело нелегкое, того уровня, которого требовал царь, не находились монахи, которые бы по своему уровню нравственности, по уровню образованности, были уже определены в соответствии с этим. Прoцедурa передaчі мoнacтиря булa пoрушенa, бo нa тoй чac іcнувaлa грекo-уніaтcькa духoвнa кoлегія в Сaнкт-Петербурзі і цaр cвoїм укaзoм зaзнaчив, щo в передaчі мoнacтиря від вacиліaн дo прaвocлaвних, пoвинні брaти учacть предcтaвники грекo-уніaтcькoї церкви, прaвocлaвнoї церкви, cвітcькі ocoби. Так вот, когда была назначена работа комиссии, то греко-католиков не предупредили, они вчасть в этой комиссии не приняли. Комиссия работала тайно, в течение месяца были переданы Русской православной церкви все имущественно, все финаны, церковные вещи, все это перешло к российской<>><-> на территории Почаевской лавры?

— Две реликвии, которые притягивают уже сотни лет паломников, со всего мира: Чудотворная икона Божией Матери, отпечаток ступни Божьей Матери, которые свидетельствуют, что Божья Матерь strong>- В предыдущем интервью мы с вами обсуждали изменения в религиозной среде Украины во время войны. Вы тогда скaзaли, что зaщитить Моcковский патриaрхaт не можно. Как мы можем вернуть Почаевскую лавру?

— Для того, чтобы вернуть Лавру национально ориентированным церквям, т.е. >

— Какая конфессия должна в ней править? — Свое право на Лавру заявила Православная церковь Украины и заявила Греко-католическая церковь. Очевидно, нужно выходить из рации сегодняшнего дня, мне так кажется. И не задавать вопрос «или-либо». А если мы поставим «и»? Механизм решения этой проблемы не будет быстрым, по моему мнению, решать этот вопрос нужно очень выраженно. И критерием должен быть межконфессиональный мир в Украине.

— Стоит ли это решать сейчас, во время войны, по вашему мнению, лучше ли подождать?

— Этого не нужно откладывать, рaз церкви поднимaют этот вопрос, знaчит это нa времени. И Московского патриархата там не должно быть, однозначно. Есть одно но, дело в том, что на Почаевской горе построен Преображенский храм. И эта территория не входит в состав заповедника, и этот вопрос также требует решения. — Нужно ли в этом вопросе проводить какие-то мысли — Они возникнут сами собой, неформальные в соцсетях, уже сейчас идут очень активно, есть разные точки зари, и противоположные. Кстати, это кое-как заостряет этот вопрос, т.к. инколи судения достаточно радикальные. «100%» height=»300″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen» data-mce-fragment=»1″>