Иисусу Христу Спасителю

Иисусу Христу Спасителю

1 августа — Медово-Маковый Спас (Свято Урожая).
Начало августа у наших далеких предков назывался Спас. Это свидетельствует о том, что существовал Бог, которому посвящались Успенский обряды, доживших даже до наших дней. До сих пор было принято считать, что Спас — христианский праздник. Однако нигде в христианских писаниях не найдена такого имени святого или мученика. Дни, которые совпадают с языческими давнеукраинскими Спас, в христианстве посвященные «честному животворящему Кресту» (1 августа ст.ст.), «Преображение Господне» (6 августа ст.ст.), «Перенос с Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Иисуса Христоса» (16 августа ст.ст.). Как видим, эти христианские праздники, подробно описаны в Библии, никакого отношения к Празднику Урожая нет. Праздники Урожая, которые бытовали издавна во всех земледельческих странах, отмечались торжественно, как проявление благодарности Солнечном Бога за щедрые дары лета — плоды, ягоды, овощи, злаки, мед и др. Ритуалы освящения плодов бытовали и в античной Греции, и в Риме, и в Малой Азии, и в Египте. В наших прапредков обряды освящения плодов были известны еще во времена трипольской эпохи (конец VI — начало III тысячелетия до н.э.).

Кто же такой Спас?

Есть ли какие упоминания о нем в наших языческих источниках? Архаичность Успенский обрядов побудила многих исследователей высказаться в пользу языческого происхождения Спаса. Так, Г.Дяченко, ссылаясь на Буслаева, писал: «Спас, Спаситель — это« Избавителя »от всяких бед и несчастий. Не следует думать, что это слово одновременно явлению христианства, напротив, оно употреблялось славянами еще в язычестве: В Краледворская рукописи уже упоминается, что «славяне называли своих Богов Спас». Вероятно, у славян, так же, как и в ведической традиции, рядом с именем Бога употреблялся его эпитет, например: Всевышний Сварог. Так же в Велесовой Книге среди названий месяцев (недель или декад) находим название Спасиць (Спасич). Можем предположить, что это были дни, предназначенные чествованию Спаса.

*

Спас — время, когда духи и души Предков (усопших родственников) посещают свои семьи, появляются на землю, так же, как и в другие праздники Круги Сварожьему (например, Радуницу, Русалии). Наш народ верит, что Предки способствуют цветению и созреванию плодов, охраняют поля, сады и огороды … Поэтому в эти дни приносили жертвы Рода и Рожаницам, как семейным богам. Именно им торжественно изготавливали и зажигали Успенский свечи с нового воска,
крошили хлеб, выливали медовый напиток. До нас дошли древние языческие молитвы, которые читались в каждой свечи (а их было три — «троица»):
«Пресвятая плодородная Земля наша, нивы, сады, огороды — мир Солнца вам!
Праведная Солнце, Луне ясный, Зари свете, Небо пречистое , будьте
милостивы к людям и к скоты! Леса, воды, воздух чистый, все души
праведные, лада наши — всем вам во благо, полезно ».
Как видим, здесь прославляются древние, именно языческие Боги — Солнце, Луна, Звезды, Земля, Небо и духи предков, которыми ведает Бог Велес. Недаром в обжинковому обряде Велесу посвящаются последние несжатые колосья, которые прямо на поле торжественно завязываются красной лентой и каким приносится в жертву хлеб. Этот обряд называется Велесовой или Спасовой Бороды (иногда — Дедова Борода). Все это красноречиво свидетельствует давность религиозной традиции, которую не смогли уничтожить тысячелетия.

Спасич (Спасовка) имеет три этапа

Первый — Маковей , или Спас на воде (Мокрый Спас), что связывается с Богиней Воды Данной или Мокошею, которая одновременно является покровительницей женщин, плодородия, растительности — вообще водной стихии.
К Первому Спасa пасечники отбирают мед, соты (соты) , топят воск; хозяйки заготавливают мак и зелья, цветы, колосья для венков — все это предназначено к освящению. В древности именно в этот день происходило богослужение возле рек и источников, которым приносились жертвы из меда и хлеба.

*

Мак в Украине издавна является символом плодородия и оберегом от недоброжелательных сил. Обрядовые блюда этого праздника: пряники, печенье или бублики с маком, лепешки (печеные лепешки с тертым маком и медовой сытой), кутья (каша с необлущеного зерна с медом и маком), завиваникы с маком, вареные кукурузные початки и др. Первому Спаса изготавливался также священный напиток — мед. Существовал обычай в этот день купаться в освященной воде реки или облиться святой колодезной или родниковой водой, осуждалось христианской церковью, как и моления у воды.

Но Украинский свято верили в действие Успенский воды и, несмотря ни на какие запреты, осуществляли этот священный обряд языческой древности.

*

Второй праздник этого цикла — Яблочный Спас , или Спас на горе

Церковь к этому празднику приспособила свою легенду о преображении Иисуса на горе Фавор. Однако есть один из многих примеров наложения поздних мифов на древние языческие обычаи, ведь Боги Спаси почитались на высоких горах, скалах или у истоков (в местах, которые любят Боги). Здесь происходили также военные братчины, тризны, поминовения погибших воинов.

В Украине была очень сильно развита магия начала, поэтому и первые плоды Земли нуждались ритуального освящения, чтобы обеспечить достаток в течение года. А это достигалось и через жертву. Приносили жертвы воде, огню, волхвам, кумовьям и соседям, которых наделяли яблоками, грушами, медом, сотами и т.д.. Одновременно осуществлялось и поминовения предков, после братчины говорили: «С нами поели и те души, которых вспоминали». Освященные «начала» хранили до нового урожая или начале посева, их использовали в течение года для лечения, подкуривания, оберега, а по окончании летнего круга (Кола Сварожьего) — ритуально уничтожали остатки, то есть бросали в костер, на огороды, на воду. Накануне Второго Спаса (т.е. 5 августа) местами сохранилось таинственное заклинание Житника — духа нивы, чтобы земля была плодородной. На Яблочный Спас также бытовали обряды с водой: святой водой окропляли вспаханную под озимые землю.

*

Третий Спас называется Хлебного Спаса

До этого дня хозяйка выпекает первый хлеб нового урожая. С хлебом-солью спроводжае она хозяина в поле, где он засеет озимые. В языческой вере не было Успенский пост, как это есть в христианстве.

Кроме того, магия начала не противоречила временные созревания плодов, потому календарные сроки освящения даров Земли устанавливались волхвами, согласно погодно-климатическими условиями. Итак, когда созревали яблоки, их освящали и ели. В христианстве же через отставание (перенос всех праздников на 13 дней) возникло расхождение между созреванием плодов (конец июня) и разрешением их потреблять (начало августа). Поэтому представляется необоснованной запрет потреблять уже созревшие яблоки, ожидая целый месяц до «Преображения Иисуса Христоса». Чтобы оправдать эти запреты, попы придумывали различные «легенды» об умерших детях, которые якобы лишаются на том свете золотых яблочек, если их мать съест яблоко до Преображения. До нас дошла традиция трех Спасич, однако есть основания полагать, что в древности существовали и другие Спаси, связанные с постепенным созреванием различных даров лета. Так, в народе иногда бытуют названия: Грибной, Ягодный, Ореховый Спаси и др. Можно думать, что по мере созревания того или иного плода или овоща происходили обряды освящения первых даров Богов. В Украине до сих пор бытуют своеобразные заговоры перед первым употреблением «новинки». Так, на Николаевщине говорят: «Новая новинка, дай мне силки», а на Черниговщине — «Новая новинка в роток, чтобы не болела ни спинка, ни Животок» Итак, Спасич, Спасовка — древнее праукраинское праздник Урожая, одно из крупных магических праздников Кола Сварожьего. Поэтому очищайте его от чужих догм, как очищает Праздники Вода наши тела и души!

Венчик на Спаса

Украинские веночки были возрастными, ритуальными, обычными, магическими.
Один из таких венчиков — венок Спаса плетут весной, как зацветет венерин башмачок и яблони. Добавляют еще вишневые листочки.
Надевают венок лишь на Спаса (19 августа).
К венчика прив * связывались соответствующие ленты: посередине — оранжевая, далее голубые, синие, желтые, фиолетовые — цвета Спаса. Желтый — цвет солнца.

Шел Спас к Солнцу — Ярила и просил у него один лучик весны, чтобы освятить им весенние цветы с девичьего венчика. А Ярило отвечал: «Я тебе дам лучик мудрости и здоровья * я. но должен мне принести в ладонях две капельки голубой водицы (отсюда и голубые ленты), звездочки
ночи синей (синие), радость жизни (желтые) и мудрость человеческую
(фиолетовые) ».
Спас дает на это согласие и через три дня все обещанное приносит Солнцу . А Солнце вручает ресниц луч, святить дерева. Касается каждой веточки. Яблоки. Сливочками …

Надевали то венчик ребенку с трех лет. На Спаса.
Как давали яблочко и приговаривали: «Здоровому телу — здоровый дух!»