Магическая сила коляды

Вертеп села Токи 1990-е.

Христос родился,
Бог воплотился,
< strong>Ангелы поют,
Царя приветствуют,
Поклин отдают,
Пастыри играют,
«Чудо, чудо!» – сообщают!

Наши родители и прадеды всегда верили, что колядование имеет большую магическую силу, выполняет своеобразную функцию «первого палазника», который одаривал каждую украинскую семью счастьем, радостью и добром. Поэтому в нашем крае сохранилось много легенд и преданий о чудодейственной силе колядки. В частности, в с. Большая Горянка Кременецкого района в 1733 и 1740 гг. от чумы вымирали целые семьи. Чтобы предотвратить это, крестьяне на днях били в церковные колокола, обходили с колядками среди лета каждый двор. Напасть отступила. В с. Мыльное, что на Зборовщине бытует легенда, чума призналась, что больше всего боится коляды, тогда все жители села, несмотря на позднюю осень, начали колядовать и чума опять же отступила.

Во время советского периода коммунистические атеисты, хуже чумы пытались вытеснить все, что было связано с религией. Табу налагалось на празднование всех церковных праздников, например, на Рождество все должны обязательно работать. Вместо привычных колядок составляли другие, на коммунистический лад («Новая радость стала, которая не бывала: Долгожданная звезда воли в Октябре засеяла. Где царь был зажился, с панством укоренился, Там с голышом простоя Ленин появился!») и т. п. Какими-либо средствами пытались стереть с памяти народа и Вертепное действо, Маланку, что и говорить, если даже «засевать» на Старый год было запрещено. С родителями учеников, которые ходили к родственникам засеять, или щедровать директора школ, проводили воспитательные беседы, угрожая исключить детей из школы. из партийных работников к участнику действа Вертепу (ангела) в одном из сел Тернопольщины: «Сейчас я тебе эти крылья быстро обрежу». Преследования правоохранительных органов, наконец, аресты на несколько, а то и 15 суток были, к сожалению, привычным явлением жизни при советах.

Но, Слава Богу, что на Тернопольщине не было такого страшного зверства, которое было совершено во Львовской области. Когда 6 января 1948 отряд НКВД расстрелял в с. Рождественский вертеп мальчицы. Из тринадцати его участников в живых осталось только двое. Некоторые из убитых имели в теле до 16 отверстий от пуль. Убили также хозяина Иосифа Козака, вышедшего выглядеть вертепом.

Колядники и вертеп были в то время нашим украинским оружием против коммунистического режима. На Тернопольщине тихонько, чтобы соседи и дети не слышали, некоторые хозяева колядовали и повстанческие колядки, как например:

Грустный святой вечер
В сорок шестом году,
По всей Украине,
Плач на каждом шагу…

и т.д. А за их выполнение в Сибирь уже можно было загреметь окончательно.

Магическая сила коляды

Несмотря на то, что коммунистические атеисты закрывали храмы, костюмы персонажей и вертепов, люди хранили в домах.

Например, в с. Миловцы Чертковского района, в конце 1961 г. закрыли церковь. Партийные и комсомольские функционеры считали, что таким образом традиции Маланки придут в упадок. Но произошло наоборот, Маланка в Миловцах приобрела большую популярность, в село на праздник приезжали не только из Чорткова и Залещик, но и из Тернополя, особенно студенты. Как вспоминают старожилы села, все улицы были заполнены людьми.

Компартийцы и милиционеры препятствовали во время массовых празднований Маланки, были случаи, что даже конфисковывали костюмы персонажей, но молодежь за ночь успевала изготовить новые. А во время одной из попыток коммунистов из района превратить в Миловцах церковь в музей атеизма вышла вся деревня, колхозники оставили работу взяв в руки все подручные инструменты, представители компартии сбежали.

В 1970-1980-е советские власти удивлением обнаружила, что в Украине все еще живы народные традиции празднования Рождества. Несмотря на все усилия тоталитарной системы колядки и дальше звучали по селам края.

Уже с конца 1980-х можно было свободно колядовать. В 1990-м во время Рождественских праздников на Театральной площади Тернополя впервые выступили вертепы областного драмтеатра, сел Мшанец того времени Теребовлянского, Подлесное Бережанского, Галущинцы Подволочиского районов. А 14 января 1990 г. в 1-х фестивалях народных обрядов и обычаев Рождественского цикла, состоявшихся на Певческом поле в Тернополе, приняли участие 33 вертепа.

В. К.