Исцеление деревом
Наши предки приписывали деревьям способность излечивать многие недуги. Особенно это касалось деревьев, одиноко растущих в поле или поблизости от источников. Возле них творили молитву, а иногда даже исповедовались. Сквозь дупла и расщелины в них пролезали больные, чтобы избавиться от недуга, оставив болезнь по «ту» сторону. Деревьям-лекарям приносили жертвы: на их ветвях развешивали разноцветные ленточки, лоскутки, ниточки. В места, где ветка отделяется от ствола, клали куски хлеба. Больные оставляли на ветвях свою одежду. Считалось, что когда она истлеет, человек избавится от хвори.
Чудотворные свойства приписывали деревьям, посаженным на могилах святых. К ним прикасались, чтобы избавиться от порчи, сглаза, бессонницы и прочих напастей. У них просили помощи и совета.
Одним из тотемных деревьев считали бузину, к ней обращались с просьбами в случае болезни: «Бузина! Послал меня Дажбог к тебе, чтобы ты взяла на себя мой недуг!».
Магическими и целебными свойствами славяне наделяли дерево, в которое ударила молния. Кусок такого дерева советовали держать в конюшне — чтобы лошади были «в теле». А еще верили, что если при первом весеннем громе подпереть спиной дерево или деревянную стену, то спина не будет болеть целый год.
На языке природы
Растения были не только основной пищей наших предков. Настойки, мази и отвары на основе лечебных трав долгое время использовались в качестве основных терапевтических средств. Цветам и травам приписывали не менее удивительные свойства, чем деревьям.
Рвать без нужды цветы запрещалось, не то могли выпасть волосы. Считалось, что в цветах спрятаны души детей. Они выходят оттуда, когда рождается младенец. Если у пары долгое время не было ребенка, она просила помощи у раскрытых цветков руты и колокольчика.
Покровителем цветов и трав считали святого Симона Зилота, одного из 12 апостолов Христа. Зилот наделял растения целебной силой, поэтому в день поминовения (23 мая) устраивали весенний сбор трав, копали коренья для приготовления зелья.
Летние травы собирали на Ивана Купала, праздник языческого бога плодородия Ярила. Это время совпадало с пиком вегетации растений. Приуроченность к «смерти» и «воскрешению» одного из наиболее почитаемых славянами божеств наделяла травы, собранные в этот день, уникальной силой и необыкновенными свойствами.
С помощью цветов люди не только исцелялись от многих болезней, но и выражали свои чувства и мысли. Барвинок на языке цветов означает влюблённость и брачные узы, бархатцы —верность и бессмертие, боярышник — символ чистоты и девственности, календула — символ солнца, подсолнечник — долгой жизни и стремления к Дневному Светилу. Руте приписывались многие целебные, чудодейственные и даже магические свойства. Ее использовали для приготовления приворотного зелья. Фиалка считалась символом скромности, хризантема — спокойствия, изобилия и счастья.
За названиями большинства цветов — своя история, миф или легенда. Чего стоят рассказы о маленьких голубых незабудках (немногие знают, что их украинское название — люби мене не покинь), кокетливых анютиных глазках, желто-синих Иван-да-Марьюшках! Как видим, и названия травам придумывались такие, чтобы воспитать любовь и уважение к растениям. Ивасики и миколайчики, любисток и материнка — что может быть проще, нежнее и ласковей?
Наши предки умели бережно относиться к природе. Они уважали каждый листик и каждую веточку, каждый цветочек и травинку. Культ растений не только помог сохранить древние традиции нашего народа. Благодаря трепетному отношению ко всему живому, наши предшественники оставили нам богатое природное наследие. Наша задача — сберечь его и приумножить. Ведь что может быть милее человеческому сердцу, чем пробивающийся из-под земли молодой росточек?