Календарь питания Великого поста

Календарь питания Великого поста

Великий пост готовит христиан к достойной встрече праздника Воскресения Христова (Пасхи). Он начинается за семь недель до Пасхи и состоит из Четыредесятницы — сорока дней — и Страстной седмицы — недели перед самой Пасхой.

Четыредесятница установлена ??в честь сорокадневного поста Спасителя, а Страстная седмица — в память последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Длительность Великого поста вместе со Страстной седмицей — 48 дней. Пост, или говение, — это отказ не только от определенной пищи, но и от всех вредных привычек и увеселений. Это — время покаяния, раздумий и молитвы. На протяжении всего Великого поста христианская церковь призывает верующих воздерживаться от употребления мяса, молока, яиц в том числе в составе различных блюд.

В 2014 году Начало Великого поста приходится на 3 марта.

История Великого Поста давняя и богатая традициями. Она достигает апостольских времен. Пред- пасхальный пост называется Великим не только потому, что он самый, но и потому, что он строгий и самый важный в жизни Церкви и каждого христианина.

С IV века есть первые упоминания о 40-дневном пред- пасхальный пост. Первое свидетельство дает нам Никейский Собор.

Число 40, с давних времен имело символическое значение. Поэтому оно вошло и в пред- пасхального поста скорее в символическом чем в буквальном смысле. В Ветхом Завете читаем о 40 днях потопа (Бытие 7, 4), о 40-летней путешествие израильтян по пустыне (Чис. 14, 33), о 40-дневный пост Моисея пока получил он от Бога таблицы закона (Исх. 34, 28 ), о 40-дневном путешествии пророка Илии на гору Хорив (И Царь. 19, 8). В Новом Завете говорится, что 40-й день Иосиф и Мария принесли Младенца Иисуса в Иерусалимской святыни, о 40-дневном посте Иисуса Христа в пустыне (Мф. 4, 2), о 40-дневном пребывании Его на земле после своего Воскресения ( Деян. 1, 2).

В первых веках христианства в Церкви практиковалась публичная искупления за разные грехи или вины. Многие из тех, кто каялся, следуя традициям Церкви, отбывали свою епитимью во время Великого Поста. Отсюда и глубоко Покутный дух наших великопостных богослужений.

С нашими постовыми службами тесно связанные поклоны. Они бывают или по пояс, или земные, и практикуются на всех богослужениях Великого поста. Особого внимания заслуживает молитва св. Ефрема Сирийского († 373) с поклонами. Эта молитва повторяется на каждом богослужении. В ней как замыкается весь смысл и цель Великого Поста.

Киевский митрополит Георгий (1072-1073) в своем «Билечеському Уставе» приписывает для всех верующих по 300 крупных поклонов ежедневно во время Великого поста.

Св. Феодосий Печерский (к. 1035-1074) в своем Киево-Печерском монастыре, соблюдая правила св. Феодора Студита, ввел строгий пост в течение всех 40 дней. Облегчение всех постов в целом Католической Церкви пришло после II Ватиканского Собора. Следуя указаниям этого Собора также и наши украинские католические Владыки одобрили и для нашей Восточной Церкви облегчения всех постов, в том числе и Великого поста.

Несмотря на это постановление вспоминает всем верным о постоянном обязанность молитвы, поста и милосердия. «Пусть эти большие облегчения — сказано в конце упомянутого постановления II Ватиканского Собора — будут одновременно и сильным побуждением не грешить и поощрением к покаянию и чествования Бога. Пусть помнят верные христиане, что в семье, в которой утихла молитва и упадок практика поста, почти не живет христианский дух. Поэтому облегченные посты, пусть скрепят ревность в молитве и богослужениях, в даче милостыни, в труде и в частых святых исповеди и святого причастия »(Документы ИИ Ватт. Собора).

Начало поста — это время покаяния, это день спасения.

Время Великого Поста для каждого христианина — это время духовной борьбы, в которой принимают участие и душа и тело. Душа участвует через усерднее молитву и размышления, через контроль над мыслями и помыслами, практикуя христианские добродетели и делая добрые дела. Это внутреннее становление души проявляется наружу через пост и покаянные дела нашего тела. Без телесного поста нет и духовного поста. «Насколько откажешь телу, — говорит св. Василий Великий, — настолько и додаш своей душе блеска духовного здоровья ».