Праздник Петра и Павла

Праздник Петра и Павла

ИСЧИСЛЕНИЕ

История не сохранила нам подробных сведений о самом календарь человечества. Одним из первых календарей, сведения о котором дошли до наших дней, был египетский календарь. По III тысячелетия до Рождества Христова здесь был создан солнечный календарь. Жителям Древнего Египта необходимо было знать заранее о начале разлива Нила, чтобы по сей день очистить каналы, отремонтировать плотины. Египетские жрецы подметили, что во время летнего солнцестояния, после самой короткой ночи, веред рассветом, появляется на небе яркая звезда Сотиус (Сириус). В тот день начиналось разлива Нила. Египтяне подсчитали, что от появления Сириуса к его второго появления проходит 365 дней. Они разделили их на 12 частей, по З0 дней в каждой, а остаток 5 дней поместила в конце года.

Из исторических источников о Древнем Риме узнаем, что во времена легендарного основателя Рима Ромула (VIII в. До Рождества Христова) существовал календарь, который состоял из 10 месяцев, насчитывавший 304 дня. Месяца не имели своих названий и зазначились под номерами от одного до десяти. Такие названия месяцев остались во многих языках и сейчас, хотя они не соответствуют теперь их порядковому числу. По Ромула все десять месяцев имели по З0 и СО дню. Преемник Ромула Помпилий, чтобы уравнять календарный год с месячным, добавил еще два месяца в начале и в конце года. С тех пор наш календарь стал с «неразберихой». Итак, с VII века до Рождества Христова римляне пользовались лунно-солнечным календарем, по которому год состоял из 12 месяцев с нечетным количеством дней в каждом (римляне боялись четных чисел) и составил 355 дней: Мартиус (31 день) (назван в честь бога войны Марса); априлиус (29) (солнечный, раскрытия почки); Маюс (31) (в честь богини Майи, матери бога Меркурия); Юниус (29) (в честь богини Юноны, супруги Юпитера); квинтилис (31) (пятый) секстилис (29) (шестой) септембер (29) (седьмой) Октоберфест (31) (восьмой); Новембер (29) (девятый); децембер (29) (десятый); януариус (29); фебруариус (23 +5).

Год почитается 1 марта. По решению верховного жреца после 23 февраля эпизодически устанавливался дополнительный месяц — мерцедоний (23 дня).. Римский календарь не знал порядковой счета дней в месяце. Отсчет велся по количеству дней до трех определенных моментов внутри каждого месяца: календы — 1-е число месяца, что совпадает с появлением молодого: нони — 5 или 7 число, день первой четверти луны: иди — тринадцатый или пятнадцатый число — полнолуние.

45 года до Рождества Христова в честь выдающихся военных заслуг Юлия Цезаря сенат переименовал пятый месяц (квинтилис) на «июль». А 46 года до Рождества Христова Гай Юлий Цезарь сделал коренную реформу календаря. По совету египетского астронома Созигеном внедрялось солнечный летоисчисление, по которому три года считались по 365 дней, четвертый — 360. В новом календаре (потомки назвали его Юлианскому) сохранился лишь один дополнительный день, который находился после 23 февраля. Начало года переносился на 1 января. Постепенно юлианский календарь был принят во всех странах, где господствовала христианская религия.

В 8 году до Рождества Христова в честь римского императора Августа шестой месяц (секстилиус) был переименован в «август». Количество дней в месяцах стала почти такой, как сейчас. Но и юлианский календарь оказался неточным. Ошибку заметили только в XVI в. (До 1582 году разница с солнечным календарем составляла 10 дней). Поэтому Римский Папа Григорий XIII издал декрет, по которому счет дней был передвинут на 10 суток вперед, и день после четверга 4 октября 1582 стал пятницей 15 октября 1582. Юлианскому календарю пользовались в Европе более 1600 лет.

Григорианский календарь сразу же был принят католическими странами. Православная же церковь его не приняла, протестуя таким образом против католицизма. Новый стиль в Украине был заведен Центральной Радой 1 марта 1918 для гражданского потребления (разница между старым и новым стилем составляла 13 дней), и таким образом после 1 марта 1918 наступило 14. А в православных церквях исчисление и сейчас ведется по старому стилю, есть отставание идет на 13 суток.

Чрезвычайная путаница царила в праздновании Нового года. В Восточной и Западной Украины русичи со времени введения христианства, как и во времена язычества, праздновали Новый год с 1 марта, но Московский собор 1492 принял праздновать его в соответствии с греческого летоисчисление с 1 сентября.

Петр, который был сторонником многих нововведений, принял указ о праздновании Нового года с 1 января 1700. Он же ввел с этого времени новое летоисчисление (7208 от «сотворения мира» стал 1700 От «рождения Христа»).

Разница между григорианским и юлианским календарями растет: для 17 в. — 10 дней, для 18 в. -11 Дней, для 19 в. — 12 дней, для 20-21 в. — 13 дней, в 22 в. составит 14 дней.

Современные естественные науки летоисчислению называют систему счета продолжительных промежутков времени (или Календарь). Свое название он получил от латинского слова «Календе» (calendae), которым в Древнем Риме обозначали первый день каждого месяца года.

Основой любого календаря являются длительные промежутки времени, определяемые по периодическим явлением природы — сменой фаз Луны, сменой сезонов года. Календари, основанные на смене фаз Луны называются лунными, а те, что основаны на смене сезонов года солнечными, а на обоих этих явлениях — лунно-солнечными.

Народный календарь украинского

Человек с начала своего существования вела определенные наблюдения за природой и на основе этого возник Календарь.

С давних времен украинский народ жил в благоприятных природно условиях, среди плодородных почв, роскошной растительности и богатого животного мира.

Природа всегда была в основе материальной и духовной культуры наших предков, постоянно одухотворювалась в их сознании и представала в народных представлениях Матерью-Берегиней. Соответственно и относились они к природе по-сыновнюю уважительно и бережно, а любую деятельность в ней согласовывали с ее законами.

Украинский народ изначально крестьянский. На протяжении веков он произвел большое земледельческую культуру, которая сказалась на его психологии, характере, мировоззрении.

Создатель ранней культуры нашего народа — народный календарь собрал за всю историю развития и хронологически систематизировал чувства, веру, стремление, жизнь и идеалы наших предков.

Народный календарь — это система исторически обусловленных дат, событий, наблюдений за окружающей действительностью, народных праздников, других торжеств, которые в определенной последовательности отмечаются в течение года. Народные традиции и обычаи адекватно отражают сущность, содержание и характер событий и явлений в природе, жизни, в частности в трудовой деятельности, быту и досуге людей.

В основе народного календаря лежит земледельческий (аграрный) календарь. Кроме этого, различают также церковный календарь, календарь погоды, семейный календарь.

Народный календарь месяц за месяцем, неделя за неделей, нередко день за днем ??предусматривает применительно к конкретным условиям данного региона все стороны и виды земледельческого труда, особенности жизни, изменения в природе (это функция календаря как прогностика).

Народный календарь — это энциклопедия знаний о жизни людей труда, их быт, образ жизни, воспитательную мудрость, природные явления.

Знакомясь с педагогикой народного календаря, учитель может овладеть глубокими знаниями истории религии, церкви, что позволит всесторонне использовать воспитательный потенциал народного календаря.

Украинские календарные традиции, обычаи, обряды являются тем цементирующим материалом, который в веках сохранял нашу национальную идентичность. Именно календарная обрядность помогла народу объединиться и сохранить его самобытный национальный дух, выжить и развиваться.

Календарная обрядность, обычаи украинского народа, с точки зрения многих исследователей, явление феноменальное. Многовековое пребывание наших земель под властью соседних государств не помешало украинским сохраниться как великой нации, еще и создать мирового уровня материальные и духовные ценности. Этническое своеобразие нации, безграничная воля к самосохранению, природные и биологические факторы помогли нашему народу найти силы для возрождения. Украинской веками закаляли и объединили народные обычные традиции. Именно они помогли сохранить национальное своеобразие и помогут самовосстановиться. Обычаи сами по себе не рождаются. На их формирование оказывают влияние природно-географические факторы. Удобное географическое расположение, умеренный климат создали все условия не только для формирования характера и психики, но и для формирования обрядов, сопровождающихся поэтичностью, мягким и кротким характером этноса. Украинского как этнос сформировались задолго до принятия христианства, на всей территории Украины была высокоразвитая обычно-обрядовая культура. Борьба христианства с дохристианскими обычаями привела к двоеверия (своеобразный дуализм) народа. Именно благодаря этому удалось сохранить колядки и щедривки, вертепы, веснушки, гаивки, праздник Купала и др.. Параллельно с церковно-вселенской сосуществовала национальная обрядность.

Календарь зимы

Как утверждает в своей книге «Мисяцелик» Василий Скуратовский, в древности начало зимнего летоисчисления именовался «студнем». В Ипатьевской летописи (1118) этот месяц называют «декабрь» — «неровный, покрытый комками путь». В разных регионах встречаются названия месяца «хмурень», «стужайло», «мостовик», «Трус» и т.п.. Поляки «, белорусы называют этот месяц -» Грудзень «, сербохорваты -» грудан «, словаки -» декабрь «. На Закарпатье месяц называли» мочавець «(влажный, мокрый) и Андрея (от праздника Андрея Первозванного — 13 декабря).

В европейских языках сохранилось древнеримское определение «децембер» (десятый месяц года).

На 22 декабря приходится зимнее солнцестояние, по которому определяют астрономическое начало Зимы. Все дохристианские верования европейских народов связывали с ним «рождение солнца», «семьи солнца». «Солнцеворот», «рост солнца». Поэтому 25 декабря праздник Спиридона называли еще и Спиридон-солнцеворот. В этот вечер наши предки прогнозировали погоду на следующий год. С разрезанной пополам луковицы отбирали 12 лепестков (начиная с внешней и до середины), символизирующие каждый месяц года, насыпали внутрь каждого лепестка одинаковое количество соли (маленькую ложечку) и оставляли до утра. Утром наблюдали как помокрие соль в каждом лепестке лука. Если соль мокрая, значит этот месяц в следующем году будет мокрый, сухой — сухая погода будет преобладать в этом месяце.

Такие прогнозы на погоду в следующем году делали в эту ночь датчане, голландцы. Они разрезали свежий огурец на двенадцать кружков и тоже посыпали одинаковым количеством соли. Прогноз — такой же.

Наши предки считали, что погода каждый следующий день от Спиридона (25 декабря) соответствует характеру погоды всех двенадцати месяцев. Поэтому в течение 12 дней запоминали погоду.

Тщательно велись наблюдения за изменением в погоде (через каждый час). Для земледельцев это было важно, чтобы предсказать погоду на весь год.

Декабрь

Декабрь считался месяцем отдыха. По исследованию демографов природный пик рождаемости в течение года тоже приходился на декабрь.

4 декабря — Введение. Третья Пречистая. Как Введение мостит мостки, а Николай (19 декабря) забил гвозди, то лютая зима будет. Как будет на Введение в следу вода, то на Юрия (6 мая) — трава. По Введение будет вода, то летом будет молоко.

7 декабря — Катерины. 3 приходом Екатерины надеялись на сильные морозы. Молодежь устраивала катания на санках. На святую Екатерину прячься под перину. Екатерина на воде, то Рождество на льду. Как на Екатерину холодно, то будет голодно.

9 декабря — Юрия. Юрьев день. День на Юрия, такова и зима.

12 декабря — Парамона. Если в этот день снег не упал — зима будет теплая, а как появился — длинной и холодной. Молодежь вечером собиралась на калиту. («Кусание калиты). Калита — прообраз Солнца, призвали его скорее подниматься в небе.

13 декабря — Андрея. На Андрея надо кожуха-господина. Девушки гадали на судьбу. На Андрея снится девицам надежда.

14 декабря — Наума. (1 декабря по старому стилю). Начинался учебный процесс для сельских детей. Это была удобная пора для получения образования. Наум наставляет на ум. Пришел Наум — пора браться за ум.

17 декабря — Варвара. (Варвары-Великомученицы). Праздновали только женщины. Ничего нельзя делать, только рукоделием заниматься, вышивать, нитки вить, девочек учить вышивать (по А. Воропаев). Какая погода на Варвары, такая и на Рождество. Деревья в инее — урожайный год. Варвары ночи украли и дня доточили на маковое зернышко.

18 декабря — Саввы. Женщины собирались на рукодильницьки вечерницы, потому что пришла пора «и Савит и варвариты, и кудель кучматиты».

19 декабря — Николая. Зимнего Николая отмечали особенно торжественно. Милосердный, защитник, заместитель, чудотворец так называл Николая украинский народ. В Западных областях Украины Николай считается прообразом Деда Мороза, поэтому и на этот праздник готовят подарки детям. На Николая не жди тепла никогда. Как упадет иней, на хороший урожай хлеба. По Николая пойдет дождь, то урожай на озимые. Как утверждает Горбань Л.И. наши предки знали о 90-дневный цикл погоды в холодный период года и ждали осадков 19 марта, а это хороший запас влаги для озимых, если на зимнего Николая снег, то на весеннего — дождь.

20 декабря. — Амвросия. В древности девушки на этот праздник организовывали интересный обряд «трясти груши».

22 декабря — Анны. Зимнее солнцестояние Пришли Анны — садись в санки. С Ганны дня женщины готовились к Рождеству — белили дома, убирали дома и усиленно кормили свиней, чтобы свежину к праздникам. Которая Ганка до полудня, такая зима до конца декабря.

25 декабря — Спиридона — солнцеворота. Это — самый холодный день декабря. Если ночь ясная, то зима будет холодная, а лето жаркое; как темная — зима теплая, а лето мрачное.

29 декабря-Тома. Холодный день. Пришел Тома — сиди дома.

30 декабря — Даниила. Если появится иней — Рождество будет теплым.

«Печальный декабря в праздник и в будни». Мудро о декабре говорят народы мира:

«Хороша снег, что в декабре хорошо лег» (Португалия).

«Декабрь холодный и снежный, хлеб будет буйный и пышный» (Германия).

А вот что говорят украинским о декабре:

Декабрь без снега, как лето без хлеба.

Декабрь год кончает, и зиму начинает.

Смутное февраля, придя студень.

В декабре тепло, как за лихим саном.

Если сухой декабря бывает, то сухая весна и сухое лето долго бывает. В декабре солнце на лето, а зима на мороз повергает.

Если на елках шишки выросли низко, морозы будут раньше, а как вверху, то холода придут в конце зимы.

Если лес шумит в безветренную погоду — к ненастью.

Январь

О месяц в народе говорят; «Сколько дней — столько и праздников». Первое января начинает Новый год. Наши предки (язычники, дажбожичи) новолитування начинали с весны. С введением христианства в Киевской Руси церковь потребовала изменить дату Нового Года. Религиозный календарь заставлял перенести его с весны на осень. С 1 января 1700 Петр начал новое летоисчисление и празднования Нового года. «Студень», «просинь», «просинец». » Снеговик «,» Трескун «,» ледник «,» Щипун «,» снижець «,» Мотов «» так называли месяц в разных регионах Украины. Белорусы его называют «студз», сербы и хорваты — «сечанем», чехи — «леденем», поляки «соприкасающихся». Европейские страны пользуются латинским термином «януариус». Месяц назвали в честь двуликого Януса. Мифический бог держал ключи, которыми открывал вход к будущему и замыкал выход из прошлого; поскольку января делил год на две части — новый и старый, то его назвали именем двуликого Януса.

2 января — Игната. В этот день женщины в основном изготавливали обрядовое печенье, а девушки на вечеринках изготовляли украшения — «пауки», «ежи», их подвешивали на лошадиной волоске к потолку. Они имели висеть от Рождества до Крещения.

6 января — Сочельник, богатая кутья. Готовилась ужин из 12 блюд (поклониться 12 месяцам) растительного происхождения. В этот вечер разрешалось есть рыбу. Этой ужином заканчивался Рождественский Пост (Филиппов). Ужинать начинали и заканчивали кутьей.

7 января — Рождество. Самый большой праздник христианское. С ним связывают рождение Иисуса Христа. Уже нельзя употреблять мясную пищу. Утром мальчики колядовали. Если солнечный день — Дорида на хлеб. На Рождество идет снег — заврожаиться озимые. На деревьях иней — защедрить озимые. День Рождества, такой и на Петра (12 июля).

13 января — Меланки, Мелании. Щедрый вечер, щедрая кутья. Всеидство. «Водили Меланку» — переодетого в женское платье мальчика безусого, похожего на девочку. Водил Василий, взрослый парень, «под усом».

14 января — Новый год. По старому стилю. (Юлианскому календарю пользуется до сих пор православная церковь). Василия. По Евангельским учением, в этот день Христу сделали «обрезание», а потому старались ничего не резать. Василий считался покровителем земледелия. Поэтому в этот — день «засевали», засевали только лица мужского пола. По законам природы женщина, как и Земля, предназначенная рожать, а сеет, оплодотворяет ее муж (небо). Засивальне зерно должно быть целое, лучше необлущене. Только такое зерно дает хорошие всходы. Хозяйка засивальне зерно сохраняет до весны, чтобы посеять в огороде, как оберег, магически влияет на рост и плодовитость растений. Посивальне зерно не выбрасывали на помойку, чтобы не выбросить с ним свое счастье. Крупа, дробленое зерно не приносят счастья ни семье, где засевается, ни самим посевальщика. «Засевали» в основном зерном ржи и пшеницы. Зерно гороха считали — «на слезы». На Новый год погода — будет в поле урода.

18 января — Крещенский сочельник, голодный сочельник. Готовят третью и последнюю кутью рождественско-новогодних праздников. На Таращанщине в этот день «прогоняли кутью» и «расстреливали колядки».

— Вон, кутья, из угол, а, ты, узвар, иди на базар. Брали горшок, где варилась кутья, и разбивали о ворота, и при этом трижды стреляли из ружья.

19 января — Крещение, Иордан, Ордана. С этим связывают крещение на Иордане И. Христа. Святили воду. Вода на Иордана считается «живой водой». На Крещение день теплый — будет хлеб темный. Если хмуро — хлеба вдоволь. Идет хлопья снега — на урожай.

20 января — Иоанна Предтечи, Крестителя. 3 этого дня женщины шили и пряли. После Ивана Предтечи кто не делает, того бьют в плече. Пришел Предтеча и взял праздника на плечи.

25 января — Татьяны. Если выглянет солнце, то рано прилетят птицы с юга, а когда снежно, то дождливо по лете.

Пословицы и поговорки — это аккумуляция народного опыта наблюдений, размышлений. Вот что говорят разные народы о январе:

Снежный год — богатый год. (Германия).

Дожди в январе земли не нужны. (Вьетнам).

Кто летом спит — зимой с сумой ходит. (Азербайджан).

Зима спросит, что летом делал. (Латвия).

Летом песен поешь — зимой слезы проливаешь. (Мордовия).

А так говорят в Украине:

Год был со снегом — будем с хлебом.

Ветер в январе с востока — несет хорошую погоду.

Зимой солнце сквозь слезы смеется.

В январе трещат морозы — осенью трещать от хлеба закрома.

Когда января острый, тогда год плодотворный.

Январь не так печет, как в уши сечет.

Январь сечет еще и знобит, хозяин из леса дрова возит.

Как снегами землю покрыто, то родится в поле рожь.

Много инея на деревьях — будет много меда.

В зимы день, как у зайца хвостик.

Февраль

В феврале день увеличивается почти на три часа, поэтому в народе говорят «Февральский снег весной пахнет». В большинстве европейских народов он был последним месяцем года — «фебруарис» (с латинского — «очищение»). Наши предки называли «снижен», «лютней», «крутель», «зимобор», «бокогрей», «криводориг», «межень». Поляки называют его «Февраль», сербы, хорваты — «повелевая». У крестьян заканчивался зимний отдых. Они начинали готовиться к новому земледельческого года: вывозили на поля навоз, проверяли зерно, ремонтировали сельскохозяйственный инвентарь. Сокращались и вечерницы.

1 февраля-Макара. Который Макар, такой и товар. Если погода ясная, то и весна будет красная, ранняя, теплая.

4 февраля — Напивзимника. Если вьюга, то всю неделю будет непригоден; когда же полдень улыбнется солнце, то призовет в гости раннюю весну.

6 февраля — Оксаны-Дороти. Какая Оксана, такова и весна.

8 февраля — Напивхлибници. День, такая и весна.

10 февраля — Ефима. Если ветрено, то лето будет мокрое.

12 февраля — Трех святых. В этот день нельзя прясть, чтобы в течение года не было нарывов.

14 февраля — Трофима. Если ветрено, то лето будет мокрым.

15 февраля — Сретение Господне, громницы, зимобор. Встречается зима и весна. В церквях делали службы, святили воду и свечи. Этот день считался прогностиком. (Следили за погодой через каждый час. Если на Стритения петух напьется воды, то на Юрия (6травня) вол напасеться травы. Если на Сретенье петух напьется воды, то земледелец наберется беды. Как на Сретение капает с крыши — не найдется с лета потехи. Как капает с крыш, так капать из ульев. На Сретение вращается птица к гнезду, а земледелец в плуг.

20 февраля — Парфения. На этот день приходились «зимние деды». Отмечали в пятницу, которую называли «поминальной», «дедовой». Это дохристианские древние и высокогуманных обряды поклонения предков. В эти дни не принимали браков и не организовывали любых развлечений.

23 февраля — Прохора и Харлампия. Праздник рабочего скота. Святят воду и окропляют ею животных.

24 февраля — Власа. Пришел Влас — с печи слезай. Если в этот день оттепель, то морозов больше не будет. Как утверждает Л.И.Горбань в книге «Народный календарь погоды», что февральским приметам интересовались том, что они указывали, который будет май. А с маем в земледельца все надежды на будущий урожай. Морозные сухие периоды в феврале, указывали на жаркую и сухую погоду мая. 24 февраля можно спрогнозировать, какое будет лето — сухое или мокрое. Если в этот день будет иней, снег, дождь, то 24 мая на Мокия Мокрого будет тоже дождь, а если Мокий Мокрый — то и лето дождливое.

27 февраля — Мелания. Погожий день — лето хорошее.

29 февраля — Касьяна. Он выпадает один раз в четыре года, то есть на високосный год, считается несчастливым днем.

У разных народов о феврале так говорят:

Нет в феврале такой бури, не стихла. (Португалия). Забутькуватого хозяина зима разбудит. (Вьетнам).

Поздняя зима — поздняя весна. (Германия).

Трудно сено свозить, и легко зимой дергать. (Литва). Ховатимешся от летней жары — зимой замерзаешь. (Бурятия).

А вот что о феврале говорят украинском:

Спрашивает февраля хорошо обутый.

Солнце блестит, а мороз трещит.

Месяц февраль — остро кованый.

Февраль воду отпускает, а март подбирает.

Февральские приметы — метели и сугробы.

Длинные сосульки в конце февраля — длинная весна.

Большие сосульки на навесе — будет хороший урожай кукурузы.

Календарь весны

В Киевской Руси календарный год начинался 1 марта. Наши предки считали, что начало новолитування должно совпадать с весной, с пробуждением и расцветом природы. Изображенные на ритуальном кувшине, что найденный близ села Ромашки (Рокитнянского района Киевской области) и датируется IV веком, узоры и рисунки, которые повторяются ритмично, учеными расшифровываются не другое, как древний славянский календарь. Этот древний календарь тоже начинает отсчет времени с весны.

Приход весны связывали с праздником Евдокии (1 марта по старому стилю, 14 марта по новому стилю). «Какая Евдокия — такая весна», говорят народные приметы.

Первый свист сурка тоже считался у наших предков одним из признаков прихода весны. Важной приметой был прилет птиц из теплых краев. Первой частью прилетала овсянка, и поэтому услышав ее пение, крестьяне вкладывали в эту мелодию свои слова: «Брось сани, возьми воз, выбрось шубу и из печи слезь!».

Астрономическое явление — весеннее равноденствие 21-22 марта, тоже было одной из дат наступления весны. В этот период призывали весну и птиц. По народным обычаям Подолье, Киевщины, Полесья в семье пекли из теста 40 «жаворонков», «голубей» и дети просили маму: «Позволь иметь весну призывать!». Число 40 символизировало память 40-ка мучеников (22 марта по христианскому календарю праздник 40 мучеников, христиан). По народным приметам, если в этот день бросит 40 лопастей снега — то весна дружно вступит в свои права и будет с хорошей погодой.

З0 марта — Алексея по христианскому календарю, а в народе называли этот день Теплого Алексея, считался этот день естественным началом весны. Пасечники выносили свои ульи для первого облета пчел.

По народным приметам погода на Алексея прогнозирует погоду на Пасху.

Настоящим утверждением весны и пробуждением земли считалось Благовещение (7 апреля). В полещуков существовал обычай не копать землю в этот день.

Величайшим праздником весной был Пасху или Пасха. Древне — еврейский праздник Песах праздновалось на первое полнолуние после дня весеннего равноденствия. По библейским историями воскресения Иисуса Христа связано именно с этим праздником. Но историческое развитие религий внес некоторую расхождение в празднование этого праздника. Евреи празднуют его во полнолуние после весеннего равноденствия, католики на неделю раньше, чем православные. По православным обычаям Пасха не может быть ранее Благовещения (7 апреля).

Накануне Пасхи отмечалась Вербное воскресенье. Освященные в церкви веточки вербы считались большим оберегом и лекарствами.

В мае природа празднует свою молодость, изобилуют деревья и травы, птицы выращивают свое потомство.

Дохристианские верования донесли до нас обрядовые песни «гаивки», «маевки». Почти все славянские народы называли этот месяц маем.

Март

4 марта — Казимира. Если на Казимира погода, то будет на картошку урода.

9 марта — Обретение, обертиння. В этот день «мужчина к женщине обращается, и птицы вращаются с юга». Птицы начинают искать себе место для гнезд.

13 марта — Василий Капельник. «Василий с крыш капает — Землю поторапливает».

14 марта — Евдокия, Евдокия — Плющиха. Какова Евдокия, такова и весна. На Евдокию выбирали несколько ведер картофеля для первой посадки.

18 марта — Конона, покровителя лошадей. Хозяйки перебирали семена.

22 марта — Сорок Святых Мучеников. Земля вернулась к солнцу северным полушарием. Второй раз набирали картофеля для посадки.

30 марта — Теплого Алексея. Если тепло, то весна ранняя.

31 марта — Кирилла. Прошел Алексей, а Кирилл говорит: «Еще не сей».

Солнце греет, солнце сияет — вся природа воскресает. Март время снегом сеет, время солнцем греет. Мартовских дождей земля цветет. В марте кожух и без пуговиц теплый. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — на холодное лето. Весенний день год кормит. Сошел в марте снежок — берись за плужок.

О марте в пословицах и поговорках народов мира переплелись поэзия и красота человеческих отношений, труд и песня, щебетание птиц, буйноцвиття трав.

— Лучше в марте дождь небесный, чем ливень чудесная. (Португалия).

— Мартовское солнце цветки не со вялит. (Вьетнам).

— Как в марте снег падает, то беда и сада, и винограда. (Германия).

— Март так не оставит, чтобы своего не сделать. (Грузия).

— Март, поет, выгоняет всех в поле. (Литва).

— Весенний день на восьми подводах едет. (Карелия).

— Мартовский мороз коровий рог не сломит. (Россия).

В марте часто можно наблюдать венцы вокруг солнца и луны. Возникают они вследствие преломления света при прохождении его через мельчайшие капельки воды и ледяные иглы, образующиеся в низких неплотных облаках. Такие венцы — верный признак непогоды.

Апрель

1 апреля — день обманов. Обычай обманывать в день первого апреля существует почти во всей Европе и Азии. Начало этого обычая теряется в сумерках старины.

7 апреля — Благовещение. Это большой праздник, так велико, что нельзя работать, даже птица не вьет свое гнездо в этот день. Благовествует на весну. Все живое оживает. В этот день в лес ходить нельзя, все живое вылезает из норы.

8 апреля — Благовестника архангела Гавриила. Народ верил, архангел Гавриил — обладатель молнии. Праздновали Благовестника — «чтобы Гавриил дома не сжег».

9 апреля — Матрены. Завершается прилет ранних птиц.

14 апреля — Марьи. Если в этот день наводнение, то родит густая трава.

18 апреля — Федула. «Пришел Федул — тепло раздул».

21 апреля — Родиона. Руфа. Главной приметой этого дня, по народным верованиям, является то, что на Руфа нельзя ходить в лес, потому что там «ползают змеи, и они очень Кусливый в этот день, потому что это. Ишь, их день». Если в этот день добра погода — будет погожее лето, а если непогода — холодное и дождливое.

25 апреля — Зенон день или Василия Парийського. Весна землю парит.

30 апреля — Зосима. Покровитель пчел. В апреле утренний туман предвещает ясную погоду.

В начале апреля гром — к теплому лету. Если закумкалы лягушки — можно сажать кукурузу.

— Март с водой, апрель — с травой, а май — с цветами.

— Апрель с водой, октябрь — с едой.

— Ранние ласточки — счастливый год.

— Как терн апрелем побелеет — тогда крестьянин ячмень сеет.

— Где ласточка не летает, а в апреле домой прилетает.

Об апреле народы мира говорят:

— Одна ласточка не создает весны, как один палец — руки. (Португалия).

— Летают ласточки низко — обильный дождь будет, летают высоко — обильный, но недолго. (Вьетнам).

— Дождь в апрельскую погоду — по душе крестьянину. (Германия).

— Туманный апреля дает молоко коровам и овцам. (Ирландия).

— В апреле матрацы растворяются. (Литва).

— Апрель не с телегой сена приезжает. (Латвия).

— Что март не захочет, то апрель сделает. (Латвия).

Май

2 мая — Ивана Старопечерника. Женщины выносили полотно для отбеливания.

5 мая — Луки. В этот день сажают лук.

6 мая — Георгия Победоносца. Юрия. В этот день почти на всей территории Украины выгоняли скот на пастбище. На Подолье обыкновенно, в этот день, до восхода солнца сажать тыквы, кабачки, патиссоны, огурцы.

8 мая — Марка. Если яблони не зацвели — на неурожай.

15 мая — Бориса и Глеба. В народе его называли соловьиным днем.

18 мая — Ярины (Ирины). Высаживали рассаду капусты.

19 мая — Йовы. В этот день сеяли бобы, горох, огурцы.

22 мая — Николая весеннего. Часто в этот день похолодание. На Киевщине в открытый грунт по сей день не высаживали рассаду помидор, перца, баклажанов.

24 мая — Мокия. Мокий мокрый — все лето будет мокрым.

27 мая — Исидора. Теплый сидр — теплое лето.

28 мая — Пархома теплогрия. Пришел Пархом — радуйся теплом.

31 мая — Федота. Если на дубе уже появились листочки — на урожайное лето.

— Если в мае на севере молнии — ветер близок, а с юга вернет — задождит наверняка.

— Придет май — в землю суй (сей), а придет июнь — хоть сей, хоть плюнь.

— Как в мае дождь и гром — будет радость людям всем.

— В мае женился, возраст сокрушался.

— Если начало мая холодный, то в конце месяца будет тепло наоборот.

— Многие жуков — сухое лето.

— Дождь в меня — хлеб на семью.

— Цветущий май — настоящий рай.

— Сухой март, мокрый май — будет всякую, как роща.

— Если во имею птиц, то не будет гусениц.

— Когда в меня два дождики не выпадет, то и золотой плуг ничего не распахивать.

О мае говорят народы мира:

— В мае работай за пятерых, а в октябре — по десять. (Вьетнам).

— Майской ночи не успел лечь — уже и утро, а октябрьского дня не успел улыбнуться уже и вечер. (Португалия).

— Сухой и теплый май — скупой будет урожай. (Германия).

— Весной время дорого — работай стар и млад. (Литва).

— Майский дождь — золото, июньский — серебро, а июльский — огонь. (Латвия).

— Чем сильнее в имею дождь, тем возраст короче. (Болгария).

Календарь лета.

Крестьянина всегда интересовала летняя погода. От того, какого она будет, во многом зависела судьба урожая; засуха навлекла недород, а часто дожди или град — вымокание и избиения зерна. Вот почему в течение зимы и весны люди тщательно следили за погодой в отдельные дни и поэтому народный прогностик усеян многочисленными предсказания, последнее весенним прогностиком на летаю погоду был день Святого Мокия — 24 мая. Почти на всем территории Украины им предполагала, какой будет погода в течение лета. Если в этот день пойдет дождь, то мокрых жди жатвы. «Мокий день мокрый, все лето будет мокрым». «Если ва Мокия идет дождь, то будет сорок дней падать». Монастырские земледельцы пользовались прогнозом мартовских дней с утренним инеем — через 90 дней в июне будет дождь. Какой март — такой июнь. Если март был сухой, без инея и густых туманов, а на Мокия и всю неделю Мокий тоже было сухо — жди засухи.

Июнь

Июнь вбирает в себя много примет, а отдает мало, поэтому его народные приметы неяркие.

Имя первого летнего месяца ушло от массового цветения цветов, свежести земляники, черешен, от яркого и самого длинного света солнца, когда вдвое превосходит ночь, от сбора личинок червенця для окраски нитей и ткани.

В Древней Руси первенец лета называли Кресник или Кресна. Июнь называли также гедзнем, кезднем, будни, у гуцулов — гнилец, у белорусов — июнь, у поляков — червец, чехов — червен.

На июнь приходится Троицу (Троица), которыми язычники поздравляли буйное пробуждение природы, благодарили природу за буйнозеленисть (за девственность природы).

Июнь называют полуднем года (22 июня — день летнего солнцестояния) и первенцем лета.

2 июня — Талагия. «На Талагия большая надежда», говорили, наблюдая за погодой, которая должна прогнозировать урожай овощей.

3 июня — Елены. В этот день тщательно наблюдали, который будет день — солнечный или дождливый — то так пойдет и на осень.

7 июня — Иванов день. Начиналось сбора лекарственных трав.

11 июня — Феодосии. Начинают колоситься зерновые. Ходит Феодосии и смотрит колосья.

14 июня — Харитона и Устина. Если идти дождь, то до конца месяца, а когда солнечно, то на хороший налив колосьев. Эту примету необходимо рассматривать вместе с фактором погоды 24 января (на Григория), который указывает погоду на лето. Иней в этот день через 142,5 дня прогнозирует дождь в период с 13 июня по 16 июня.

16 июня — Луки. Южный ветер — для яровых хорошо, а когда с северо-запада — на слякотного лето. Если идти дождь, то вродяться грибы.

17 июня — Митрофана. В этот день на Полесье сеяли гречку и лен.

21 июня — Федор летний (Страбилит). Гроза на Федора — плохо для сена.

22 июня — Кирилла. На Кирилла солнце отдает всю силу. День астрономического летнего солнцестояния. Зацвела липа — на тепло и солнечное лето. Щедрым будет медосбор.

24 июня — Варфоломея и Варвары. «Варфоломей и Варвара дня урвали, а ночи доточили» — с этого времени начинает укорачиваться день.

25 июня — Петра сонцеповорота, Онуфрия. Солнце на зиму, а лето на жару.

Если в этот день сухо, то сено соберут сухим, а когда дождь — мокрый покос сена. Замолкают песни птиц. Поэтому говорили: «На Онуфрия соловей ячменным колосом подавился».

26 июня — Акулины-гречкосеями. Заканчивали в северных районах Полесья сеять гречку. Сильная активность коровьих слепней (оводов).

29 июня — Тихона. С этого времени перестает ковать кукушка, «потому путешествием подавились».

30 июня — Мануила. Если погода дождливая, то зима будет снежной.

На июнь приходится христианский праздник Троицы. Троица, Зеленое воскресенье, Троица не выпадают в числе их празднуют седьмого воскресенье после Пасхи. Белорусы называют это воскресенье Сьомиха. Троица, после Рождества и Пасхи, считалась в народе одним из самых больших праздников. В старину наши предки, связывали эти праздники с буйством и живосиллям природы, в которую они верили. Триединство праздников связана с Богом-Отцом (воскресенье), Богом Сыном (понедельник), Богом Духом Святым (вторник).

Накануне Троицы крестьяне рвали душицу, чабрец, полынь, аир и украшали зельем горницы — обтикувалы стены, скамьи, окна, образы, посыпали пол. (Клечання).

На Троицыну субботу шли босиком в лес чтобы запастись ветвями клена, липы, ясеня и украшали двор, ворота, забор, сарай, косяки, крышу дома и дом.

На Зеленые Праздники цветет рожь и по народному верованию просыпаются умершие, выходят из воды русалки. Русалии.

Русалок. Невская воскресенье. Их отмечают в первый четверг после Троицы. В народе жило множество легенд и поверий о реальном существовании русалок и нимф. В этот день не пускали детей и молодежь в лес, луга, в поле, купаться в реке.

Петровка. Петров пост. Розигры. Начало Петровки приходится через неделю после Троицы и заканчивается на Петра и Павла (12 июля). В Петровку день как год. Захотелось ему в Петровку льда. Петровка — на хлеб голодовка. Люблю тебя, как ветер в Петровку. Кто в Петровку сена где косит, то зимой — у собак есть просит.

Июнь — румянец года.

В июне на поле рядом, а в амбаре — пусто. В июне первая ягодка в роток, а вторая — в козубок. В июне люди рады лету, как пчелы цвета. Июнь с косой, а июль с серпом. Июньский дождь начался при восходе солнца — прекратится только под вечер. В июне ворота подпирать, то зимой голодный держащего. Дождались Луки (16 июня) — ни хлеба, ни муки.

Об июне народы мира говорят:

— Сколько бы в июне не ад — все равно будет дождь. (Португалия)

— Ветер в июне приносит как дождь, то ураган. (Вьетнам)

— Маленький дождь в июне утолит большую бурю. (Германия)

— Капля в июне не дождь, но полезная. (Грузия)

— Для косы в июне лучше дождь, а для граблей — погода. (Литва)

— Чем теплее лето, тем злее зима. (Латвия)

Июля

Считают, что название месяца происходит от периода цветения мелколистной липы, цветение которой в основном совпадает с началом месяца.

У сербов и хорватов — июль, у словенцев — Липан, у чехов — ЛИПЕН, поляков — Липец, белорусов — ЛИПЕН.

Западно название месяца «Косенев», «сенокос».

2 июля — Мефодия. Если на Мефодия идет дождь, то он может идти с перерывами сорок дней.

6 июля — Аграфены купальни. Этот день считается одним из лучших для заготовки лекарственных трав.

7 июля — Ивана Купала. Древнее языческое праздник красоты, молодости и самоочищения. В этот день полагалось искупаться. Большая роса на Купала — будет урожай огурцов и орехов. Купальная ночь звездная — родят грибы. Дождливый день — ва неурожай.

10 июля — Самсона. Его называли синогрий. Если идти дождь, то негодитиме семь недель — до бабьего лета.

12 июля — Петра и Павла. Начинались жатвы. С первого ячневая муки нового урожая пекли обрядовый хлеб и несли его в церковь на посвящение. То год Петра. На Петра и душа тепла. От Петра красное лето. На Петра колос, на Илью — жатва. По Петра жара, то на Рождество — мороз.

13 июля — Пивпетра, или Петрова отца. Чествовали пастухов и животных.

— Счастливая дом, где скота много.

— Круг скота походишь, то сам себе угодишь.

— Как корова в хлеву, то есть пищу на столе.

14 июля — Кузьмы и Демьяна. «Кузьма и Демьян потеряли жупан» — начало летней жары, ведь по старому стилю это полдень лета.

15 июля — Фатима. Заканчивали сенокос. Если появлялись желтые листочки на деревьях — на раннюю осень и зиму.

18 июля — Кирилла и Афанасия. Если месяц яркий, то на щедрый урожай.

20 июля — Евдокии, Евфросинии, преимущественно дождливый день Как собрал сено, то не страшна и Евфросина.

21 июля — Прокопа. Жатва. На Прокопия ржи копа. На Прокопа уже есть на поле копа. Прок навязал семь коп. На Прокопия приготовь плечи к снопа.

23 июля — Антония. Громовой праздник. Если гремит и сверкает, то где-то в поле копны горят.

25 июля — Прокла. Считается, что в этот день бывают обильные росы. На Прокопия все промокла.

26 июля — Гавриила Архангела. Если сильный ливень с грозой, то на дождливую осень.

29 июля — Валентины. Этот день считается праздником «именного снопа».

31 июля — Ивана Багатостраждальника. В этот день женщины, которых оставили мужчины, отправляли в церкви службу Божью.

— Июль не только полдень лета, но и года.

— Как в июле цеп загупае, сразу капуста извивается у головки.

— Июль — вершина лета.

— Пока зерно в июле в колоске — НЕ засиживайся в тени.

— Кто в июле жары боится, то зимой нечем погреться.

— В июле солнце идет на зиму, а лето на жару.

— Июльский пот зимой греет.

— Июль говорить привык — ловится сом.

— Жаркий июль, то декабрь будет морозный.

— Кто работает в июле — работает на себя.

— На лягушек является март, на цыплят — июль.

Наблюдая по временам года народ подмечал:

— Умный неба не ругает, когда в июле солнце припекает или дождь не утихает. (Венгрия)

— Как лягушки в луже и розкумкались — не беда, вновь будет в луже вода. (Вьетнам)

— Июльское небо — слуга зимы. (Грузия)

— Июльский день — шаг, зимний пять. (Литва)

— В июле дни бегут вприпрыжку зимой бредут потупившись. (Карелия)

— В июле день воз хлеба дает. (Мордовия)

Август

Августу принадлежит особая роль в году, поскольку в течение года земледелец работал на последний месяц лета. Хлебороб работал с утра до позднего вечера, а передышкой были праздники, которыми и регулировали труд с отдыхом. Название месяца происходит от орудия, которым жали зерновые.

В чешской, польской и словенском языках восьмой месяц года соответственно именуется «СЕРПАН», «август», «большие СЕРПАН». В первой половине месяца заканчивались жатва, пасечники второй качали мед: «Спас (19 августа) свежий медець запас». Последнему снопа на жатве уделяли значительное внимание. Его украшали перевеслом из полевых цветов и лентами, проносили по деревне, прятали в кладовку и на Рождество заносили а дом на покуть. По народным приметам и жнея, которая вязала последний сноп, родит ребенка в течение года.

Если ласточки в августе высиживают второй выводок, то осень скоро наступит.

1 августа — Мокрины. Указатель осени, идет дождь — будет мокрая. Сухо — будет много солнечных дней.

2 августа — Ильи — пророка. Громовой праздник, связанный с аграрной магией. Старались не работать. Илья на поле копны считал. На Ильи — новый хлеб на столе. Когда рожь созревает Илии, то оно лучше для семян. В этот день должно если не гремит и не льет дождь как из ведра.

4 августа — Марии Магдалины. Считается заступницей от холеры. Большие росы — лен будет серый.

6 августа — праздник Бориса и Глеба. Наступает время осенних зарниц. Везде созрел хлеб. Пришел Борис и Глеб — успел в поле хлеб.

7 августа — летние Анны. Матери Пресвятой Богородицы. Холодное утро — зима будет ранняя и холодная. Капуста завывает вилки. Какая погода до обеда, такова и зима до декабря, а какая после обеда, то такая после декабря.

9 августа — Пантелеймона. Пали копа. Пытались не работать, особенно свозить снопы с поля. На Закарпатье с этого дня начинали брать белые конопли.

12 августа — Силы. Рожь, посеянная на Силу, родит сильно. Веками проверено: лучший день для посева озимых.

14 августа — Маковея и первого Спаса (медового). Проводы лета. Качали мед. Собирали лук и мак. Святили букетик из лекарственных растений (мак, бархатцы, васильки). С Маковея начинается двухнедельный пост — Спасовка.

15 августа — Стефана. Сеновал. Который сеновал, такой будет и сентябрь.

16 августа — Антона. По этому дню прогнозировали погоду в октябре. Антон на октябрь смотрит.

19 августа — Спас яблочный Второй Спас. Преображение Господне. Одно из крупнейших земледельческих праздников. Праздник урожая. Несли в церковь на посвящение овощи, фрукты, грибы, мед, хлеб. Пришел Спас — бери рукавицы про запас. Спас — всему час. Пришел Спас — ушло лето от нас. Добра антоновка — к хорошему году. (Хлеб родит).

21 августа — Емельяна. По этому дню предполагала января.

23 августа — Лаврентия. Если в прудах вода тихая, то и осень будет спокойной, а зима без вьюг.

25 августа — Фотия. День праздника огня у гуцулов.

27 августа — Феодосия. Если буря этого дня, то на непогодных сентябрь.

28 августа — Успения Богородицы и Успение. Начало молодого бабьего лета. Конец Спасовки. Сеяли озимые во всех природных зонах Украины. После праздника девушки ждали сватов. Смотрины, помолвка. «Старосты на Пречистую, в доме чисто:» Как придет Пречистая — состояния девка речистая «.

29 августа — Третий Спас. После праздника Успения. Вылет ласточек. Успение рожь засевает, а вторая — помогает. После Успения пришло — солнце на осень пошло. Отлет в этот день журавлей предвещает раннюю зиму.

— До августа растение зреет а после него увядает.

— В августе серпы греют, а вода холодит.

— В августе спина млеет, а зерно зреет.

— В августе земледельцу три работы — косить, пахать и сеять.

— Как в августе заботимся, так зимой нет.

— Грозовой август — на долгую и теплую осень.

— Что в августе звез ??в кладовую, то зимой внесены в дом.

Об августе такие пословицы говорят народы мира;

— В августе южный ветер землю сушит, а хлеб — теряет. (Португалия)

— Кто в августе бездельничает — зимой голодает. (Литва)

— В августе одна забота — закончить полевые работы (Россия)

— Хочешь в августе иметь дыню — уклонись грядке. (Азербайджан)

Календарь осени

Сентября

После первых холодных дней осень приходит роскошная, желтая и тепла. Сентябрьский время — семь погод у вас. Так говорит народ о первом месяце осени. В сентябре укоротились дни, приривнюючись до ночи. 22 сентября — день осеннего равноденствия. Сгустились туманы, засверкало паутины. Полдень по-летнему тепло, даже иногда жарко. Древнее название сентября — «руен» связана с желтым цветом осени, «ревун» — с дождями и Недогода, «рюин» — с гоном, ревом оленей, «хмурень» — с уменьшением солнечного месяца осени непосредственно связана с буйным цветением вереска. У белорусов — «вересень», поляков — «вжесень», «месяц вереска» (с литовской), в латышской — «месяц цветения вереска».

1 сентября — Андрея Стратилата. 3 этого дня начинали собирать овес.

8 сентября — Наталья овсяница. Заканчивают собирать овес.

11 сентября — в народе — Головосек. Православный праздник Всичення головы святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В этот день не работали, особенно нельзя ничего круглого резать ножом или сечь топором. Постный день. Последние грозы — до Головосек.

14 сентября — Семена. Симеона Столпника. Начало настоящей осени. Новый Год до 1700 г. Вечером зажигали посвя. К Семену старались посеять озимые. 3 этого дня начинается старое бабье лето продолжается до 21 сентября, ко второй Пречистой. Девушки ждали сватов. С этого дня начинались вечерницы и посиделки, выполняли работу в домах при огне. На Семена ясно — осень будет погожим и теплой. Собирают дыни, арбузы, картофель. Веками сохранился обычай сажать верхом на лошади мальчиков. На Семена «дитя постригают, на коня сажай и на охоту в поле уезжай».

17 сентября — Христодулом, иконы «Неопалимой Кулина». Считается защитницей от пожаров и молний, ??Крестьяне молились, прося защитить дом и скот.

19 сентября — Михаила Чудотворца. Старались не работать.

21 сентября — Рождество Богородицы. Вторая Пречистая. Сватовство. Помолвка. «Пришла Пречистая — принесла старост нечистая». Пришла первая Пречистая — одела природа ожерелье, пришла вторая Пречистая — взяла комара нечистая, а пришла третья Пречистая — стала дубрава безлистный. Пришла Пречистая — на дереве чисто, а придет Покрова — на дереве голо.

27 сентября — Воздвижение, Воздвижения. Все приметы этого дня так или иначе связаны со словом «двигатись». На Воздвижения земля движеться к зиме. Крестьяне звали, что этого для все змеи, ужи ползут к своим норок. Поэтому в этот день ходили а лес. Свитку на Воздвижения снимай, а кожух одивай.

30 сентября — день Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Женский день. Женщины не начинают в этот день важной работы.

— Сентябрь — румянец года.

— Сентябрь свадьбами богат.

— Сентябрь визжит, что уже осень

— В сентябре одна ягода и та горькая — рябина.

— Сентябрь слушает погоду января.

— Сентябрь студеный, но сыт.

— В сентябре ложка воды делает два болота.

— Чем теплее и суше сентябрь, тем позже придет зима,

— Сентябрьский дождь, который начался утром, долго не будет идти.

Народы мира так говорят о сентябре;

— Почитай хлеб: дыни едим сейчас, а хлеб — весь год. (Германия)

— Дождь в сентябре — пивголоду, а засуха целый голод делает. (Россия)

— Кто хочет жать чистую пшеницу, то в сентябре должен знать троицу-правдицю: что первая — перелог пахать, что вторая — перелог перепахивать, что третья — чистым зерном засевать. (Белоруссия)

Октябрь

Название известно во времена Киевской Руси. Ходили и религиозные названия: «грязень», «зазимник», «свадебник», «октябрь па свадьбу богат». После окончания основной аграрной деятельности крестьянин позволяет себе расслабиться и отдохнуть. Массовые вечеринки, свадьбы, храмовые праздники. «В октябре в день — семь погод: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет, а снизу метет».

1 октября — Ярины. «Журавлиное лето». Если на Ярины улетят журавли, то через две недели жди морозов, а как задержатся — зима раньше себя не покажет.

2 октября — Трофима. Ребята выбирали друг друга. «На Трофима не проходит счастье мимо — куда Трофим, то и оно за ним». С 2 по 10 октября пасечники переносили ульи на зимивку.

3 октября — Дениса. Северный ветер — на холод, южный — к теплу, западный — на мокречу, а восточный — холодно, но солнечно.

6 октября — Зачатие Ивана Предтеччи. Девушки брались за рукодильництво — пряли, ткали, вышивали.

7 октября — Сергия Радонежского.

8 октября — Ефросиньи. Этот день называли «капустники», нашинкованную в этот день капуста долго сохранялась.

9 октября — Иоанна Богослова. Завершали все полевые работы. Кто не посеял в Богослова — не стоит доброго слова.

14 октября — Покрова. Массово начинались свадьбы и вечеринки. Какая погода на Покров, такой будет зима. По Покрове — то и по тепловые. Пришла Покрова — натопи дом без дрова. Покрова покрывает траву листьями, землю снегом, воду льдом, а девушек — брачным венцом. Пришла Покрова — заревела девка, как корова. Покровушка, Покровушка, покрой мне головушку платком, чтобы не остаться девкой.

20 октября — с этого дня уже ждали зимы. Если земля покроется снежком, то через месяц будет настоящая зима.

22 октября — Иакова. После Якова осень уже заплакала. После Якова — тепла никакого.

— Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь — капустой.

— В октябре греет цеп, а не печь.

— В октябре распахивать мелко, весной посеешь редко, то родит черт.

— Октябрь как с дождем, то со снегом.

— Если до середины октября листья с березы не осыпались — снег ляжет поздно.

— Если первый снег упал днем ??- быстро растает, ночью — лежать долго.

— Первый снег в октябре — зима наступит через 40 дней,

— Гром в октябре — малоснежной, мягкую и короткую зиму.

Народные пословицы о октябрь;

— Туман на вершине — дождь в долине. (Португалия)

— В осеннее время семь погод у нас: сеет, веет, мутит, крутит, припекает, то метет, то поливает. (Россия)

— Ворона каркает — зима зовет, гусь Гелич — лето зовет. (Казахстан)

Ноябрь

Ноябрь замыкает ворота осени. Природа настраивается на зимний покой. В Киевской Руси этот месяц называли декабрем, а современный декабрь — студнем. И за основу современного календаря был взят западно разделение времени. Есть региональные названия месяца напивзимник «,» ворота зимы «,» грудкотрус «,» листопад «. Ноябрь — сентябрю внук, октябрю — сын, а зиме — родной брат. С начала ноября для крестьянина наступала пора относительного отдыха.

4 ноября — Казанская Божья мать. Если Казанская плачет, то быстро зима прискачет.

5 ноября — Якова. Если пойдет град или снежная крупа, то на Матрену (22 ноября) наступит настоящая зима,

8 — ноября — Дмитрия. Осенние деды. К Дмитрию еще разрешалось засылать сватов. К Дмитрию девушка хитрая, а после Михаила (21 ноября) — хоть помыкали. Если на Дмитрия день без снега, то еще не будет зимы. Замерзшая земля и дует холодный ветер — снега не будет до Нового года. Выпал снег — весь ноябрь будет холодным и морозным. Если на Дмитрия дождь, то на Введения (4 декабря) для снега будет по колено. Если оттепель, то на теплую зиму и раннюю весну; этот день со снегом — весна поздняя; холод и снег — на позднюю и холодную весну.

10 ноября — Параски. Женский день, женщины прядут, НЕ шьют, НЕ золят. Если день солнечный, то жди теплой зимы, облачно — в середине декабря — будут сильные морозы.

14 ноября — Кузьмы и Демьяна. День встречи зимы. Если тепло, то и зима теплая.

19 ноября — Павла. Замерзают реки и озера. Идет снег — жди снежную и хорошую для озимых зиму.

21 ноября — Михаила, «приезжает на белом коне». После Михаила заканчивались свадьбы. По Михаила ветер с юга, то будет зима снежная и красная.

22 ноября — Матрены. Может быть покрытой снегом земля. Если Мотря на белом коне приедет, то острую зиму господин привезет.

27 ноября — Филиппа, заговенье, запусти на Филипповку (пост). Готовят вкусный ужин. Остатки ужина относят бедным людям. С этого дня женщины начинали прясть кудель на полотно. Иней на Филиппа — будет овес, как липа; иней — к урожаю овса, а дождь — на Дорида пшеницы. Если облачно или снежно — май будет непригоден. Какая ночь в Филипповку, такой день в Петровку. Ноябрь стелет землю листьями, а декабрь — снегом. Ноябрьский день, что заячий хвост. Ноябрь не февраль, однако спросит, одет, или обут. Ноябрь — запев зимы и сумрак года. Какая погода в ноябре, такая и в апреле. В ноябре как зазимие, то и лягушка отнимется. После ноябрьских заморозков — декабрьский мороз. Вяжи летом перчатки — в ноябре пригодится.

Народы мира говорят о ноябре:

— Если в ноябре северо — восточный ветер дует, то остерегайся бури. (Вьетнам)

— В ноябре ветер гнет и высокие тополя. (Латвия)

— Вечерняя радуга в ноябре — спокойствие кораблям в море. (Ирландия)

— Бойся ноября — за ним зима, не бойся зимы — за ней весна. (Азербайджан)

— В ноябре как не сделаешь, а зиму на лето не сменит. (Литва)

— На чужой земле и весна хорошая, а на своей и ноябрь зеленый. (Бурятия)

Заметным отсчетом нашей жизни есть дни и недели.

Это соответствует циклу движения Земли (сутки) и Луны (через 7 дней меняется фаза Луны).

С принятием христианства на Руси недельный отсчет времени приобрел название седмицы. В церковном календаре это так называемое седмичного круг. Народное название — неделя — «тот же день», что семь дней назад. Народ расшифровывает название дней недели так:

Воскресенье — не для дела.

Понедельник — первый день на воскресенье.

Вторник — второй день на воскресенье (вторий).

Среда — середина недели.

Четверг — четвертый день на воскресенье.

Пятница — пятый день на воскресенье.

Суббота — с древнееврейского «шабат» не трудовой день, а отсюда «шабат» — конец недели.

С давних времен каждый день недели имел свою характеристику и особенности — «легкие» и «тяжелые», «мужские», «женские». Ими регулировали производственную деятельность, отдых и бытовые отношения. И это не какая-то прихоть или мистификация — за каждым таким верованиям стоит многолетний опыт, полученный из практических обобщений не одного поколения людей.

Духовный микромир наших предков состоял из таких представлений о днях недели.

Понедельник — первый в ряду будничных дней недели. С позиции первого — «как начнешь — тоже будет целую неделю». В Украине повсеместно помнили, что понедельник — тяжелый день, поэтому важные работы в этот день не начинали. Но верили, что начатая в этот день сапожная работа скоро будет выполнена. В Украине существовал обычай «понедилкуваты», по которому замужние женщины не работали, освобождались гид семейных и хозяйственных обязанностей, участвовали в сходках, посещали женскую группу и родственников. Женщины и девушки по понедельникам постились. «Который девушка постится в понедельник, до года отдастся». А замужние женщины постились ради счастливой семейной жизни. Все посты (кроме рождественского) начинаются с понедельника. Крестьяне верили, что в понедельник нельзя ничего одалживать. За большой грех считали одевать в понедельник новую рубашку (будет напасть).

В понедельник мир обосновался. По мнению М. Грушевского, верования в святой понедельник, который помогает легко умирать, потому и постились. Верили, что в понедельник рождаются прорицатели и знахари. Если в понедельник в семье поднялась ссора, то будет целую неделю. Немцы считали, что в понедельник нельзя тратить деньги, потому будут «всплывать из рук». Не стоит в этот день выезжать в дорогу — случится несчастье. Как в понедельник мазать дом. то будут вестись тараканы.

Вторник — второй день недели. Вторник — начал сорок: начинали все важные дела. Мужская (легкий) день. Дом закладывали во вторник. Во вторник сажали тыквы и огурцы (родит сорок). Беременные женщины во вторник остерегались тяжелого труда. Дети, которые родились во вторник — «будут гениальными». Вторник называли днем, когда «мир основался» и поэтому хорош для пахоты, сева, жатвы, возовици.

Среда — третий день недели, его середина. Поскольку постный день, то считался несчастливым. «Хорошие вы гости, и в среду произошли». Женский день. Хорош для гадания. В среду Бог создал солнце, луну и звезды.

Четверг — четвертый день недели. Считается легким, счастливым мужским днем. Сватовство основном приурочивали на четверг. Верили, что богатые рождаются в четверг. По народным верованиям именно в этот день Бог создал все планеты. На Белоцерковщине считают, что в четверг можно все делать, кроме побелки. В четверг до восхода солнца хорошо приговаривать заказывать — поможет. На Полесье считали четверг неблагоприятным для посадки овощей, заготовки сала, масла, «потому черви съедят». Народ говорит: Кто в четверг скачет, той в пятницу плачет. Згодюсь я тогда, не сейчас, то в четверг.

Пятница — пятый день недели; Женский день, тяжелое. Особенно для женщин. Верили, что на пятницу все сны вещие. На Полесье женщины в этот день ткали и не пряли, а галичане — не месили тесто, подоляни — НЕ белили в доме. Особенно остерегались пятницу беременные женщины, поскольку по праздникам, пятницам и воскресеньям — «не свободно ничего делать, ни пить, ни прясть, ни стирать, потому что это сопровождает большое несчастье ребенка».

Большую греховность навлекли на себя те, кто решался петь — «потому что в этот день Христос умер». Верующие люди весь год говели по пятницам. Считая, что зачатый ребенок в пятницу, родится слепой или с другими физическими недостатками. В пятницу идти свататься — будет удача. Народные пословицы о пятнице: длинная пятница, как воскресенье. Пятница — кому что случится. Кто в пятницу скачет, тот в воскресенье плачет. Кто в пятницу смеется, тот в воскресенье будет плакать. О людях, которые меняют часто свое мнение, говорят: «У него семь пятниц на неделе», или «У тебя десять пятниц на неделе».

Суббота — шестой день недели. Конец трудовой недели. В еврейского народа и у арабов суббота — это праздничный (выходной) день, у других народов и в украинском — это обычный день. Это день для завершения всех работ, началась в течение недели, поэтому не начинали новых работ, кроме зажинками и закладкам дома. На субботу приходится и поминальные дни. Самые известные из них Хомина, Переддмитрова, Передкузьмина, Передмихайлова, а также поминальные субботы перед мясоед и Троицей. Всего действ связано с Дмитрова субботой («Дедовские субботы),» Осенние деды «). Осенний Дмитрий (8 ноября) завершает земледельческий год. По поверью он замыкает землю и передает права зиме, но ключи держит при себе, пока за ними не придет весенним Юрий (6 мая). конце недели следовало смыть голову и облить тело — «потому что в субботу и медведь умывается», украсить в доме, помазать пол и шесток, одеть чистое белье, а маленьких детей до года в белую рубашечку — «дабы получить лучшее росли». Вечером, когда в церкви звонили колокола, учили ходить младенцев. Был обычай каждую субботу, перед заходом солнца бриться парням и мужчинам, а девушкам расчесать волосы. Народ о субботе: «Суббота — и вся работа», «Суббота — не работа, а в воскресенье нет дела «,» Суббота — кончается работа «, Суббота — не работа: помой, помажь и спать ложись».

Воскресенье — седьмой день недели, выходной день, святое воскресенье. Старейшая денек недели. Работать нельзя, нельзя пить водку, есть и спать утром к обедне. Чумаки отправлялись в путь в воскресенье. Рожденные дети в воскресенье должны быть страстными.

Народные пословицы о воскресении:

Не тогда мне воскресенье, как рубашка белая, а тогда, когда было время ее взять.

Воскресенье — не для дела.

Ему ежедневно воскресенье.

Придет такая воскресенье, что у нас будет свадьба.

Через день — и воскресенье, через дом — и свадьбы.

Спрячь слабость на воскресенье, потому что теперь работа есть.

В воскресенье гой-я, гой-я, в понедельник — головушка моя.

Как воскресенье, то и рубашка белая.

Воскресенье — единственный день недели, которого люди ждали как большого праздника, соответственно одевались, чтобы весело провести выходной в кругу друзей и семьи.