Чтобы не ждать семь лет

Чтобы не ждать семь лет

Наблюдательный читатель давно заметил, что липы начинают цвести в июне. А если принять во внимание и такую ??деталь, старое летоисчисление — а именно за ним и формировались современные названия — отстает от нынешнего на четырнадцать дней, то, естественно, может возникнуть мысль: не допустили здесь погрешности?

Традиционно на Украине растет два вида лип — широколистая и мелколистная. Относительно первой, то она начинал цвести в середине июня. От того шестой месяц, то есть наш июнь, в сербо-хорватов носит название «ли- день», у словаков — «Липан». Зато в северных сло¬вьян седьмой месяц индентификуеться с украинской: у чехов диалектное «ЛИПЕН», поляков — «Липец» и белорусов — «ЛИПЕН».

1 июля- Ипата, Федула
В этот день наблюдают за травой: если она суха- ночью пойдет дождь. Сегодня начинают готовиться к уборке: «Леонтий к уборке серпы и косы источил!».

2 июля — Зосима
Этот святой считается покровителем пчел. С сегодняшнего дня пчелы заготавливают мед на зиму. За ними наблюдают: если пчелы летят к своим ульям — скоро дождь, а перед жарой они становятся более агрессивными — чаще жалят, кусают.

3 июля — Мефодия
Если на Мефодия идет дождь, то он может продолжать идти в течение сорока дней с перерывами.

4 июля — Терентия
Если сегодня день жаркий, то декабрь будет морозным

-Уляна
Ульян — мученик из города Таре. В этот день продолжается тема дождя (если исполняется примета прошлого дня).

5 июля — в ??Евсевия
В день святого Евсевия, наши предки надеялись на дождь, ведь он предвещал хороший урожай хлебов. Также наблюдали за туманом утром, если он стелется по воде, будет тепло.

6 июля — Аграфены купальни, Евсевия
Этот день считается одним из лучшим для заготовки лекарственных трав. Люди рассвете вставали и уходили в лес и на луга, чтобы запастись природными лекарствами.

7 июля — Купала, Ивана Купала
Древнее языческий праздник, приходится на ночь с 6 на 7 июля. С ним связаны интересные обряды: ребята готовили очага, а девушки одевали Марену — живую ветку. С наступлением сумерек парни зажигали костер, через которую парами перепрыгивали, девушки топили Марену, которая символизировала русалку, пускали на воду венки, ища будущее любви.
В этот день полагалось искупаться, а детям, вместо огня, попрыгать через крапиву. Все, кто шли в купальского действа, старались не обращаться, чтобы их не настигла ведьма. Чтобы ее узнать нужно иметь при себе пепел с купальского костра, завернутый в тряпку. Тогда ведьма подойдет и скажет: «Отдай мне то, что у тебя есть». Кроме того, если этот пепел закопать у ворот, то ни одна из ведьм НЕ доить коров.
В некоторых регионах на Купала, девушки делали из соломы куклу, одевали в женскую одежду, вешали бусы на рощи, а голову украшали лентами, цветами и венками; кое голову изготавливали из глины, вместо глаз вставляли угли и рижувалы щеки. В свою очередь, в сопровождении детей, ходили с Мареной всем улицам, напевая купальских песен; сделав обход, шли к реке или пруду, раздевали куклу и топили в воде.

Утонули МАРИНОНЬКА, утонули,
НАВЕРХ кисонька взглянула …

Девушки и парни пытались облить друг друга водой, хотя купаться с Мареной не годилось, потому что она навлечет бурю. На Закарпатье женщины делали на Купала венчики и относили на могилы своих детей, родившихся неодушевленными или некрещеными умерли. В этот день даже не пускали коров в поле. К дойных животных целую цич и день подпускали малых телят, «чтобы ведьма не побродила». Собранный на Купала подорожник считался вспомогательным от многих болезней.

Купайльськи действа нашли отражение и в народном творчестве.

Зеленое Купало в лето упало.
К Ивана Купала дети просят дождя, а после Купала он и сам пойдет.
Когда к Ивану проса будет с ложку, то будет и в ложку.
На Ивана Купала баба Муки не было, а на святого Петра (12 июля) пирогов напекла.
Прадник — Иван Бражник.
На Ивана нажала, а на Петра напекла.
После Купала надо кафтана.
К святому Иоанну делает муха на господина.
Пчела говорит: «Корми меня до Ивана — я сделаю из себя» г «.
Докормите пчелу к Ивану, то наряд тебя, как господина.
Вспомни меня к Ивану, а я вроблю с тебя господина.
Люди верили, если пойти в лес накануне Купала, то можно увидеть, как цветет папоротник. Когда же сорванный цветок скрыть за шляпу, то обязательно повезет найти под землей золотой клад.
Большая роса на Ивана — будет урожай огурцов и орехов.
Купальская ночь звездная — родят грибы.
Дождливый день — на неурожай.

8 июля — Петра и Февронии
Петр и Феврония — княжське супругов, славился своим милосердием. Они умерли в один день и время. Считается, что с этого дня можно ожидать еще сорок жарких дней.

9 июля — Тихвинской Божьей Матери
Наши предки заметили, что в этот день созревают ягоды. Также, наблюдая за травой: если утром она сухая — ночью пойдет дождь.

10 июля — Самсона
Его еще называли Синогний. «На Самсона, — говорили, — бойся муссона». Если пойдет дождь, то негодитиме семь недель — до бабьего лета.

11 июля — Сергия и Германа
В этот день созревает красная бузина. Люди заметили, что в этот день соловей поет последний раз, однако если кукушка перестала петь, будет ранняя зима.

12 июля — Петра и Павла
Этот день связан с летним солнцестоянием. Торжественный его отмечали пастухи. В карпатском регионе владельцы животных организовывали праздничный обход («Петровка») на выгоне. Гуцулы, скажем, приносили пирожки с сыром (мандрики, перевертаникы). После обеда пастухи устраивали различные соревнования, развлечения, танцы.
В этот день юным попасичам разрешалось собрать один удой из всех животных выгодно продать. Вырученные, деньги шли для собственных нужд.
На Ивано-Франковщине я услышал выражение: «А ты сегодня копал Петра?». Когда же поинтересовался, что это значит, то оказалось, что до сих пор на Прикарпатье существует древний обычай «копать Петра».
Накануне Петра и Павла пастухи и сельские подростки на толоках выкапывали квадратные канавки такой глубины, чтобы можно было спускать в них ноги. Землю сбрасывали рядом на кучку и прикрывали дерном. Середину обкопана места, которое правило за стол, застилали скатертью и клали на нее принесенные из дома продукты (преимущественно пирожки с сыром, капустой и т.д.), а также ставили наливку. Каждый пытался угостить других вкусных купил продукты. Нередко и сами готовили из сметаны и сыра и муки пирожки — мандрики.
Разговор шел медленно. Вспоминали интересные знающие, забавные истории. Участвовать в таких действах было большой честью для подростков. К своему общества принимали не всех и считалось большим позором, когда кого-то оставили «вне вместе». Зато старшие или сверстники нередко пытались засыпать Петра, а потому за канавкой вели постоянное наблюдение.
Петропавловское праздник имел и свой песенный цикл. Вот несколько таких песен:
А ПА ПЕТРА ВОДА ТЕПЛА,
ТОЛЬКО ВЫ СЯ купать,
ОЙ НА ПЕТРА ЛИЧИКО БЕЛОЕ, ЛИШЬ БЫ целовать!
ОЙ НА ПЕТРА ВОДА ТЕПЛА,
ТОЛЬКО ТЕ ПИТЬ ..
— КАКОЙ, мама, Петрусь ФАЙНЫЙ,
ЛИШЬ БЫ ОО ЛЮБИТЬ!

Если на Прикарпатье «копали Петра» не только пастухи, то в других регионах это было исключительно профессиональный праздник. На Поднестровье видпасувачи ходили по селу, а хозяева одаривали их продуктами и деньгами. На Полесье и Левобережье пастухи или хозяева скота специально готовили мандрики. Особенно торжественно проходил этот обряд на Херсонщине. Каждая хозяйка присобирали масленку — сколотили, которые оставались после сбивания масла, — сливала ее в чашку и стоплювала («створожувала»). С такого сыра, добавив яиц и муки, делали круглые сырники, собственно мандрики, которые варили в масле или жире. Поэтому, говоря: «На Петра кукушка мандрикой подавилась». Как известно, с этого времени птицы уже прекращала свои песни.
Кроме того, на Петра и Павла изготавливали из ячного муки нового урожая обрядовый хлеб и несли его в церковь на посвящение. Священник разламывал Кнышин и причащал, как просковкамы, всех присутствующих. В Такой способ женщины благодарили Петру, который ввел этот не продолжительный пост (кстати, на Петра и Павла собственно и завершалась Петровка).
О Петрово праздник в народе бытовало множество пословиц:
То год Петра.
Бабье лето к Петру только.
До Петра молочка ведерко, а по Петре кувшин и тот неполный.
Петру не надейся тепла, а по Петре и по тепловые.
На Петра и душа тепла.
От Петра красное лето.
Шло к Петру, а теперь к Рождеству.
По Петра Афонского солнце возвращается на зиму, а лето на жару, а с Спиридона солнцеворота (25 декабря) солнце поворачивал на лето, а зима на мороз.
Каждый то знал, что святой Петр колоски поджигает.
На Петра колос, на Илью (2 августа) жатву.
Не все в среду Петра.
По Петру на дворе пусто, а в поле рядом.
Соловей поет до Петра.
Как хлеба урожай, то ни Петр, ни Павел их не отнимут.
Пришел Петр — вырвал било (листок), пришел Илля- вырвал два, пришел Спас (19 августа) -Берите рукавицы про запас, пришла Пречистая (21 сентября) — на дереве чисто, а пришла Покрова (14 октября) — на дереве голо.
Когда на Петра слякоть, то будет в лете много болота.
Как на Петров день жара, то на Рождество мороз.
Если на Петра один дождь — урожай неплохой, два — хороший, а три — богатый.
13 июля — Полупетра, или Петрова отца
Некоторые крестьяне считали, что название это в честь Петрова отца, другие — только самого Петра, а некоторые связывал с тем, что праздник наполовину меньше. Что бы там ни было, но на Полупетра чествовали также пастухов и животных. Кое даже не доили коров. Утром варили борщ в трех горшках, поскольку Петр трижды отказывался от Христа. В этот день пастухи могли отдохнуть — не отпасовала животных, а потому говорили: «На Полупетра счастлива детвора».
С Полупетра связано немало молитв, посвященных животным. Вот образец одной, зафиксированной на Полесье:
«Христе, Боже наш, храни и опасай худобицю нашу днем ??под солнцем, ночью под луной, под ясными звездами и на поздним ляганни, и с ранним вставании, и на предрассветных часах, где она росы спасал, где воды спивае.
Сохрани ее, Боже, от зверя февраля, что ее подстерегал, от языка злого, клеветучого, и от гада гадовитого, ненасытного, и от мужа лукавого и неверного »и от всякого черного зла, чтобы постоянно обходило ее оно. Чтобы плохо обходило, а хорошо встречали.
Пусть прибывает на нашей худобци всего с росы, из воды, из всякого цвета, цветет на нашей земле! ».
Счастливая и дом, где скота много.
Круг скота походишь, то сам себе вводишь.
Как корова в хлеву, то есть пища на столе.
В ленивого хозяина лошадь не побежит.
14 июля — Кузьмы и Демьяна
«Кузьма и Демьян потеряли жупан» — начало летней жары, ведь по старому календарю это полдень лета.

15 июля — Фотия
Заканчивали покос сена и начинали готовиться к уборке, так и говорили: «С сенокосы пошли пожинкы». Если появились желтые листочки на деревьях — на раннюю осень и зиму.