Categories: НОВОСТИ

Непроходимые чащи украинской мифологии

Фото из сети Интернет

Кто только не берется писать об украинской мифологии! Уже какое-то безудержное нашествие пошло: чуть ли не все издательства начали выдавать примитивную антинаучную шизофрению. А что ученые от этой заразы еще вакцинированы, то занимаются этим богоугодным делом сами дилетанты, далекие от науки, разнообразные любители и шарлатаны. Они тянут к украинской мифологии все, что под руку попадет. и античных богов, и христианских святых, и индийских, и фантазийных из «Велесовой книги», и персонажей московитского и балканского фольклора, и вымышленных ими же или вымышленных другими писателями. >Первым мифотворцем независимой Украины был Сергей Плачинда, который сначала издал брошюрку «Словарь древнеукраинской мифологии», а потом уже дополнил и переиздал с иллюстрациями, выдумав несуществующих ни в одной литературе богов и духов, а поскольку должен был посылаться на кого-то. ; неграмотную, по его словам, крестьянку, которая и рассказала об индийских богах. В той «мифологии» и в других своих псевдоисторических опусах он, вслед за разными бебиками, убеждал, что украинцы создали всю мировую цивилизацию. Палестина – не удивляйтесь, это Жжёное Состояние, которое заселили трипольцы. А отсюда такой вывод: итак, древние украинцы – ; первые поселенцы Палестины.

Следующим после Плачинды псевдомифологом оказался выпускник Украинского института инженеров водного хозяйства Валерий Войтович. Кому, как ни водным инженерам, исследовать украинскую мифологию? Вот он и издал несколько томов гречневой шерсти.

Фактически в его выфантазируемых мифологиях украинского не так много, преобладают общеславянские верования, есть немало заимствованного из российских изданий и российских псевдоученых, или скажем проще: бебиков. Потому что что делает там чисто русский дух «банник»? Или балканские вилы, Бадняк и Додола? Какой стороной к украинской мифологии прицеплены Геракла и Деметра? Полно там также ссылок на христианские обычаи, которые к мифологии не относятся, и множество следов «Велесовой книги», цитаты из которой ютятся где только захочется. 

Чтобы понять научный уровень этих, с позволения сказать, исследований достаточно одной фразы, где он приписывает мировым ученым (??) такой вывод: украинская мифология не только одна из древнейших в Европе, но и в мире. Доказательств или цитат никаких. Ну нельзя же считать доказательством свою же собственную фразу «доказательством может быть хотя бы то, что эта богатейшая духовная сокровищница… возникла за четыре, пять, а возможно и более тысячелетий до античного мира». Какое же здесь доказательство? Правда, автор оказался некоторым скромным, потому что неизменный кандидат на Шевченковскую премию В. Бебик пишет об украинской цивилизации, которая имеет 20 тысяч лет!!!

Для своих изданий В. Войтович использовал кучу разного хлама, например рассказ «Сердце Данко» М. Горького, картины Билибина, Васнецова – ибо какое это отношение имеет к украинскому мифу? Народные сказки у него преимущественно из Закарпатья  и, что интересно, украинские записи ХІХ века присутствуют только при условии, что были переизданы в наше время. Но, замечу, эти закарпатские сказки частично не украинские, потому что записаны от цыган.

Моя антология «Огненный змей» Войтович украл живьем, перепечатав все рассказы, не спрашивая разрешения, но указывая при этом, что рассказы подаются за первоисточником (хотя это я ссылался на первоисточники). Лишь дважды он таки называет мою антологию, составителем которой является… «Винничик Ю.» О том, что отдельные произведения перевел я, нет ни слова.

Жаль, что на этот псевдонаучный бред были потрачены государственные средства.

Интересно было узнать из Википедии, что автор с 2000 г. преподает спецкурс «Древнеукраинская мифология». в Национальном университете «Острожская академия». Интересно, до сих пор?

В последние годы появились издания еще двух авторов, посвященных украинской мифологии: Алексея Кононенко и Дары Корний. Эти авторы мало того, что воруют чужое, так еще и сами придумывают. Ну откуда взялись какие-то караконджалы, кикимора, соседка, шумская майка, болибошка? Зачем балканских и русских персонажей тащить в украинскую мифологию? У Дары Корней среди множества выдуманных на колене персонажей есть хухи, взятые у Василия Королева, спорыш. у россиян, маросы по античной мифологии и еще и болибошка – – литературный персонаж Анны Деминой. Все это к нашей мифологии не имеет никакого отношения.

Рядом с фантазированием мифологии, а с ней и истории, как грибы после дождя сыпали известия о разнообразных скальных святилищах и монастырях. Когда-то еще наш известный фантазер Степан Пушик «открыл» в Карпатах более 60 каменных святилищ. И зря, что отдельные из тех святилищ были выдолблены в скалах или в песчанике в прошлом веке (в частности, так называемое Стильское городище выдолбленное во время Первой мировой). А нагромождение глыб при достаточной фантазии и наглости можно выдать за фигуру богини Лады (деревня Терношоры). С. Плачинда поторопился было назвать эти глыбы «мадонной», хотя и признал, что человеческая рука к этому чуду природы не приложилась, но допускает вмешательство космических сил. А еще один любитель Николай Кугутяк, который, собственно, и открыл так называемую «богиню», издал целую книгу «Терношорское скальное святилище в Карпатах» (2007). Там уже не космиты, а великаны поработали над этим чудиском.

Казалось бы, прошло от тех мистификаций несколько лет, а туристов до сих пор водят в те псевдопечерные монастыри. Хотя аутентичные этнографические описания XIX века многих из них не фиксируют вообще.

Древний призыв С. Плачинды (вслед за Ю. Шиловым и А. Кафишиным) отметить «семитысячелетия украинской государственности» под названием Аратта жив до сих пор. Правда, впоследствии уже пошла речь об «восьмьтилетии». Есть, есть искренние последователи. А о том, что после того государства не осталось хоть клочка папируса или обломка глиняной таблички с письменами (видимо, этрусскими), псевдоисторики молчат. И как-то не слишком развили они еще такую ​​благодатную тему, что «в штате Пенджаб до сих пор бытует украинский язык» (С. Плачинда). Почему же, ну почему же в святой Палестине она исчезла?

Юрий Винничук

20.03.2024

Василь Блажко

Редактор отдела – магистр агроном Национальный Аграрный университет (2014 год). Опыт работы в журналистике 7 лет, с 2014 года работаю на Суперсадовнике

Share
Published by
Василь Блажко

Recent Posts

Диканская ОТГ отремонтировала школу при поддержке GlobalGiving и Corteva Agriscience

Международная научно-технологическая сельскохозяйственная компания Corteva Agriscience в партнерстве с Global Giving выделила грант Диканской ОТГ…

39 минут ago

Двухлетняя гарантия как подтверждение надежности BEDNAR – сначала в Украине, а теперь во всем мире

За последние годы техника BEDNAR начала работать в разных грунтовых и погодных условиях (в частности…

21 час ago

alfa smart agro – забота, дающая плоды

С заботой о будущем урожай, аграрии выбирают лучшее для своих полей. Тщательно взвешивая все решения…

1 день ago

В Украине создана Ассоциация организаций водопользователей

Публичная презентация Ассоциации организаций водопользователей состоялась 22 ноября 2024 при поддержке Программы USAID «Урожай», собрала…

4 дня ago

Эффективная полосовая обработка почвы благодаря культиватору BEDNAR STRIP-MASTER

Компания «Agrodružstvo Morkovice», которая хозяйничает на 4 700 гектарах земли, является одним из наиболее значимых…

5 дней ago

Программа товарного кредитования «Поле инвестиций»: USAID АГРО и Makosh инвестируют в будущее украинских аграриев!

Благодаря партнерству с USAID АГРО, компания Makosh запустила уникальную инициативу «Поле инвестиций» — программу, активно…

5 дней ago