Опричнина-2023: почему ПВК ведут Москву в Поруху и Смуту

Фото из сети Интернет

Многие из тех, кто внимательно изучает историю России, неизбежно приходит к выводу, что в своем развитии страна обречена ходить по замкнутому кругу, и что происходящие в последние десятилетия процессы и события заранее запрограммированы — еще во времена Ивана Грозного — и неотвратимые.

Далее текст на языке оригинала

А события, происходящие на театре военных действий в последние месяцы, особенно скандалы вокруг организации с загадочным статусом и с названием «ЧВК Вагнер» и ее фронтмена Евгения Пригожина (которого все почему-то называют «поваром Путина», хотя о его кулинарных способностях нет никаких данных), свидетельствуют о наступлении новой политической реальности, которую по аналогии с событиями XVI века можно было бы назвать «опричниной».

Изначально эта идея Ивана IV предполагала разделение Московского царства на огромную земщину и сравнительно небольшую опричнину и создание параллельного и жестко подчиненного царю опричного квази-государства с центром в Александровской слободе. в котором действовали не общие законы, а чрезвычайная ситуация, мобилизационная «целесообразность» и безнаказанность за преступления. (Занятно, что одна из границ между «двумя Россиями» проходила в самом центре Москвы – у Кремля, по улице Большой Никитской: с опричной стороны оказался нынешний журфак МГУ, бывшая Ленинская библиотека Достоевского и князя Владимира Киевского, со стороны земщины «Кромешники» (так еще называли опричников), которых сначала было около тысячи человек, могут считаться своеобразной «спецслужбой», личной гвардией царя — современные российские спецслужбы вполне могли бы вести отсчет своей истории не от ЧК и «Железного Феликса», не от Третьего отделения и Бенкендорфа, а именно от «государевых людей» «Тирана Васильевича».Целью опричнины считается уничтожение альтернативных верховных властей «центров силы» — боярской аристократии, Избранной рады (неформального правительства), Новгорода и Пскова как торговых республик, религиозных вольнодумцев и даже церкви как относительно независимой структуры. Мотивация была примерно как у Путина в начале 2000-х годов. мол, надо подавить последнего удельного князя Владимира Старицкого и других бояр (ельцинских олигархов), которые плетут свои заговоры (вспомним дело Ходорковского), ликвидировать религиозные ереси (точнее, неудобных «вольнодумцев»). посадить на кол (или подвесить за ребро) сбежавшего в Литву князя Андрея Курбского (вспомним несколько волн эмиграции из РФ за последние 20 лет), а еще — раздвинут границы Московского государства, пробит выход к морям (как сообщил Путин 7 декабря 2022 года, «Азовское море стало внутренним»).

 

Конечная цель опричнины может быть сформулирована не только на политическом, но и на околорелигиозном языке. после смерти — точно в рай, а все остальные — «просто сдохнут»!

Опричнина действовала с 1564 года по 1571 год и с помощью террора привела к созданию централизованной государственности с самодержавной властью, имеющей не только сакральную легитимность, но и тайную миссию, которую верховные правители в каждую эпоху пытаются сформулировать оригинальным способом. Именно этот формат государства отличает Россию от других стран. как Запада, так и Востока. Если у России и есть свой «особый путь» исторического развития, то он прежде всего – mdash; именно в опричнине и выросшей из нее самодержавной матрице власти. Такая модель предполагает диктаторскую концентрацию властных полномочий в одних руках и исключает любую «полиархию», т.е. ни парламент, ни правительство, ни церквь, ни армия, ни бояре-олигархи, ни «гражданское общество», ни представители верховной власти на местах, ни даже «ближний круг» верховного правителя, ни тем более оппозиция не могут считаться реальными участниками политического процесса и иметь хоть какую-нибудь политическую субъектность. Особая роль в таком устройстве отводится спецслужбам, а главными инструментами управления становятся террор и страх.

 

Разумеется, Российское государство не всегда идеально соответствовало подобной схеме — были «качели» между «опричной» моделью и попытками очеловечить и «демократизировать» государство Александра I, отмена крепостного права в 1861 году и реформы Александра II, ленинский НЭП, хрущевская «оттепель», горбачевская «перестройка», ельцинская «демократизация», мечты сторонников Навального и других «хороших русских» о «прекрасной России будущего»), но именно авторитарное самодержавие чаще всего называлось искомым идеалом.

Часть историков считают опричнину Ивана Грозного необходимым явлением, позволившим России сохранить централизованную государственность и суверенитет, отстоять право на «независимое развитие» и модернизацию (Сергей Соловьев, Кавелин, Платонов, Покровский, Гитерманн, Виппер, Сталин, .Иоанн (Снычев), Фроянов, Фурсов, Флоря, Дугин, основатели «Изборского клуба»). Часть историков напротив — считает опричнину причиной смут, бед, революций, гражданских войн, кровопролития, отсталости и «исторического капкана», в который Россия периодически попадает (Карамзин, Костомаров, Ключевский, Иловайский, Георгий Вернадский, Веселовский, Зимин, Скрынников, Лев Гумилев, Янов, Володих , Пивоваров, а также трагедия Лажечникова «Опричник» (1842) и одноименная опера Чайковского (1874), роман А. К. Толстого «Князь Серебряный» (1861), вторая серия фильма Владимира Сорокина «День опричника» (2006)). Одни видят в опричнине бессмысленный, иррациональный, деструктивный, лишенный целепологания кровавый террор, «антисистему» (по Гумилеву), антибытие и «насморк», другие напротив — усматривают в ней тайные, неочевидные, иногда сакральные и мистериальные смыслы.

Удивительно, но в современной исторической науке нет единого понимания — откуда взялась опричнина: одни историки считают, что она – mdash; наследие Орды, другие — что ее корни — в Османской империи, третьи — что была заимствована практика «параллельной иерархии» Ливонского ордена (или даже ордена Тамплиеров), четвёртые — что это оригинальное «ноу-хау» Ивана Грозного.

В истории России опричнина и самодержавная модель государства ярко вспыхивали четыре раза: при Иване Грозном, при Петре I, при Сталине и при Путине.

>

И если в последнем случае самодержавие начало формироваться с первых месяцев путинского правления, то опричнина окончательно сложилась лишь летом-осенью 2022 года, когда на авансцену истории вышли «частные военные компании», формально запрещенные (ст. 359 УК РФ) лишения свободы, но вопрос привлечения бойцов может решаться с помощью статуса добровольца – соответствующие законопроекты уже рассматриваются в Госдуме). Впрочем, сама опричная модель прорастала незаметно и постепенно все эти годы: опричнина отличается от земщины.Иногда кажется, что средневековая история настолько точно воспроизводится в современной политике и жизни, что харизматичный и даже артистичный Евгений Пригожин. это реинкарнация то ли Малюты Скуратова, то ли Афанасия Вяземского, то ли Алексея и Федора Басмановых, то ли Василия Грязного, то ли Генриха фон Штадена, написавшего после отъезда из Московии известную автобиографическую книгу об опричнине. Ну а ставшая всемирно знаменитой пригожинской кувалдой — это что-то вроде метлы и собачьей головы, которые опричники возили с собой.

Вопрос о массовом применении в ходе боевых действий частных армий или военных компаний встал после того, как регулярная российская армия не выполнила возлагавшихся на нее задачи эффективного проведения блицкрига и «Киев за три дня». «Вагнер», «Союз добровольцев Донбасса», «Патриот», «Редут», пока безымянная «ЧВК» «Армена Горловского», по слухам — еще одна формируется в Беларуси, а также — несколько десятков «добровольческих батальонов» — в разных регионах РФ; сюда же можно причислить и части Росгвардии, подчиненные Кадырову.

Разумеется, все эти «частные военные компании» или «частные армии» — никакие ни частные. Вернее, не совсем частные, ибо находятся на государственном довольстве. И если тот же «Вагнер» может показать кратковременную эффективность (например, при взятии Соледара и некоторых сел вокруг Бахмута), закидывая поле боя трупами зэков, то в долгосрочной перспективе подобное «ноу-хау» может иметь противоположный эффект, так как целепологание у них ; вполне частное, вполне конкретное, вполне прагматичное. И это — никакая не «денацификация» и «демилитаризация», не борьба с «нацистами» и «наркоманами». И дело даже не в том, что окрестности Соледара и Краматорска привлекательны месторождениями сланцевого газа, а также вапняками, соляными шахтами и залежами литиевых солей.

Надежда Кремля на перелом хода военных действий с помощью «ЧВК» пока остается тщетной: несколько месяцев жестокой мясорубки за Бахмут и Соледар, один из которых даже не является райцентром, показали, что на фронте чудес не бывает. Даже если у тебя есть преимущество в огневой мощи, это еще не гарантирует военного результата.

Однако если в России вдруг существенно изменится политический расклад, а это становится все вероятнее с каждым днем, то на первый план выйдут именно «опричники» и парамилитарные структуры. территориальная оборона в некоторых субъектах федерации и на «новых территориях» (о формировании которой Путин подписал Указ еще 19 октября 2022 г.), различные центры подготовки спецназа. на базе секций восточных единоборств (инициатива Сергея Кириенко и Юрия Трутнева), «новое казачество» и огромное количество аналогичных проектов.

В XVI веке создание опричнины привело к жесткому конфликту между земским и опричным войсками. Иван Грозный через семь лет формально упразднил опричнину (в ослабленном виде под названием «Двор» этот феномен продолжал существовать до конца его царства благодаря дворянам нового разросшегося сословия), но механизм саморазрушения уже был запущен: любая опричнина заканчивается «смутной». В XXI веке этот узел истории завязывается буквально на наших глазах, но уже в новых масштабах. И дело даже не в откровенных выпадах тех или иных высокопоставленных «опричников» против «царских воевод», не в перетасовке генералов и главнокомандующих. Дело в утрате государством монополии на массовое легитимное насилие. Ну и в том, что, скажем, у мобилизованных и контрактников — одни цели и мотивации, у «добровольцев Донбасса» — другие, у «оркестрантов» — третьи, у «кадыровцев» — четвертые. И все они — как Лебедь, Рак и Щука, жестко конкурирующие за власть и собственность.

Внутреннее противоречие опричнины состоит в том, что всегда ее введение мотивировалось борьбой царя (верховной власти) против «олигархов», олигархической модели государства и «многовластия». Но реально опричники производят передел власти и собственности и сами становятся альтернативным государством и альтернативной властью. Что, в свою очередь, ведет к кризису, разбалансировке и гибели государства, к хаосу, гражданским войнам, к «движению» — глубокому экономическому кризису, вызванному большими военными расходами и разорением, к «смуте» — длительному социально-политическому кризису; в документах того времени употребляются еще такие слова: «безгосударное время», «московское разорение», «шаткая и беспутная пора». 

Российская история уже несколько раз, на очередных витках хронологической спирали, подтверждала, что эти «три сестры», три странницы вечных. Опричнина, Поруха и Смута — не ходят друг без друга. Возможно, они даже не сестры, а бабушка, мама и дочь, потому что одна рождает другую. И любой русский царь, русский император, советский генсек или постсоветский президент знает (или должен знать) об этой закономерности. Но всякий раз возникает искушение обмануть историю — рискнут и сорвать банк! — но чтоб без последствий. Устроить «чрезвычайку», «порешать вопросы» руками «кромешников», а потом — распустит их по имениям или сожжет на штурме какого-нибудь безнадежного Бахмута. (Кстати, одна из версий появления этого города связана с основанием Иваном Грозным в 1571 году среди Дикого Поля, на границе Московского царства и Крымского ханства, Бахмутской сторожи.) 

Но вернут зэков-штурмовиков на зону — это все равно что джина заманит обратно в кувшин. Или «духов русской революции» затолкать обратно в пекло. Или героев «Холодного лета 53-го» вернут в ГУЛАГ. Теперь у современных «опричников» — своя «Ливонская война». И выживших ждет награда: участие в борьбе за олигархические активы, терзание «боярской» плоты. Ну или хотя бы поступление без экзаменов в МГУ и МГИМО, а потом — в депутаты или даже в министры. А, собственно, почему бы и не в министры?

В общем, грандиозный кремлевский эксперимент по управлению Большим Хаосом — с перспективой построения «Царства Божьего» в пределах постсоветского пространства — входит в активную фазу. И есть подозрение, что с территории Украины он очень скоро и почти молниеносно перекинется. но не в Польшу, Молдову, Литву, Эстонию, Германию, США, как хотелось бы экспериментаторам, а на территорию самой России. Впрочем, вряд ли кто-нибудь в Украине не обрадуется этому обстоятельству.

>