Основатель и главный дирижер симфонического оркестра Тернопольской областной филармонии народный артист Украины Мирослав Криль: «За 26 дней мы дали в Польше 29 концертов в самых престижных залах&raquo

Фото из сети Интернет

20 лет назад Мирослав Криль взялся за создание в Тернопольской областной филармонии симфонического оркестра. Он сумел объединить и сплотить музыкантов. Уже через несколько месяцев коллектив предложил первую программу, которую поклонники уважительной музыки восприняли с восхищением.

За два десятилетия оркестр сумел стать одним из лучших, с которым выступают известные музыканты и вокалисты.

«Стремлюсь, чтобы были интересные программы, проекты, чтобы коллектив гастролировал», — говорит главный дирижер академического симфонического оркестра народный артист Украины Мирослав КРИЛЬ. Только в этом году тернопольские музыканты дали 29 концертов в самых престижных залах Польши. Сегодня речь идет о творческом пути коллектива и его руководителя в музыкальном мире.

— Господин Мирослава, ваш профессиональный и творческий путь тесно связан с музыкой. Поступили на дирижерско-хоровой отдел музучилища и уже в юные годы видели себя дирижером оркестра? — Я окончил Железную музыкальную школу в классе скрипки. А поступил на дирижерско-хоровой отдел музыкального училища по простой причине: у мамы не было денег на приобретение скрипки. Имел неплохой голос, поэтому думал, что хоровой отдел — это тоже для меня.

— А родители поддержали ваше стремление связывать профессиональную жизнь с музыкой?

— Родители одобряли мой выбор учиться именно в музыкальном заведении. Мой папа был одним из основателей и руководителем, дирижером на протяжении лет народного хора в селе Мшанец, ныне в составе Белецкого сельского общества. Когда отец ушел в засветы, мама поощряла меня и брата к занятиям музыкой. Мой выбор музыкального профессионального пути был вполне осознанным еще в школьном возрасте. Я стремился к музыке. И помогла мне случайная встреча с краянкой, которая в Тернопольском музучилище училась у тогдашнего заведующего дирижерско-хоровым отделом Богдана Иванонькива. Впоследствии я стал студентом этого заведения. Именно Богдан Иваноньков заботился, чтобы моя судьба была связана с дирижированием.

Учился я и у другого феноменального преподавателя. Игоря Левенца. Он увидел во мне универсального дирижера и посоветовал поступать во Львов в консерваторию на кафедру оперно-симфонического дирижирования, убедил в том, что этим могу заниматься.

— Вы немного работали в столице, пусть стажером, а затем преподавателем. Почему вернулись в Тернополь?

— В 1998 году на втором Национальном конкурсе дирижеров имени Стефана Турчака я стал дипломантом — одним из пяти финалистов, после чего мне предложили стажировку в Национальном заслуженном симфоническом оркестре Украины. Это длилось два года, впоследствии такой же срок прошел в оркестре Национального академического театра оперы и балета Украины им. Тараса Шевченко. В Киевском национальном университете культуры и искусств тогда создали кафедру старинной и камерной музыки и меня пригласили там преподавать дирижирование и вести камерный оркестровый класс.

Не собирался покидать столицу, но произошла судьбоносная встреча. В 2002 году я приехал домой в отпуск, позвонил по телефону тернопольским друзьям. Один из них Святослав Дунец собирался уехать за границу, а он руководил камерным хором филармонии, поэтому поинтересовался, не хочу ли возглавить этот коллектив. Мама, услышав об этом, обрадовалась, потому что хотела, чтобы я был поближе к родному дому. Взвесив все «за» и «против», дал согласие, не уволившись еще из Национальной оперы и университета. Во время отпуска стал работать по трудовому соглашению месяц — хотел попробовать. И уже через полмесяца появилось твердое желание вернуться в Тернополь. И счастлив, что до сих пор здесь.

— Как возник задумка создать в Тернополе профессиональный симфонический оркестр?

— Директором филармонии того времени был Григорий Шергей, который имел мечту создать симфонический оркестр. Он предложил мне искать музыкантов. Я активно принялся за работу. Позже собрались уже на первые репетиции. Решили себе: если краяне хорошо воспримут новый коллектив, это будет видно из первых концертов, тогда сможем говорить об основании симфонического оркестра. Первый концерт состоялся 29 июня 2003 года. Зал был переполнен. Мы исполняли разножанровые произведения. Концерт восприняли на «бис». И сразу отпали какие-либо сомнения в том, быть или не быть оркестра.

— На ваш взгляд, кто такой дирижер симфонического оркестра, что вкладываете в содержание профессии?

— В нашем симфоническом оркестре 65 артистов. Для дирижера это работа не с музыкальными инструментами, а с людьми. Руководитель должен на высоком уровне знать музыку, быть лидером, психологом. Когда-то итальянский дирижер Рикардо Мути сказал, что задача дирижера — не махать руками, показывать поступления, а вытащить музыку из душ музыкантов. Стараюсь так поступать.

— Насколько вы честолюбив, амбициозен дирижер?

— Без амбиций дирижера не бывает, конечно, если они обоснованы и добры, а не эгоистичны. Стараюсь, чтобы были интересные программы, чтобы коллектив выезжал с концертами, гастролировал, чтобы оркестр держал марку одного из лучших в Украине, как теперь. Это здоровые амбиции, и они у меня есть. Никогда не запрещаю другим дирижерам работать с нашим симфоническим оркестром. Среди приглашенных именитых дирижеров были Уинстон дан Фогель и Джулия Бинневег из США, Клаудио Ванделли (Швейцария), японец Дзен Обара, народные артисты Украины Оксана Мадараш, Игорь Пилатюк. Три концерта с нами имел Герой Украины Мирослав Скорик. Это было для нас большой честью.

— Кто из известных вокалистов, музыкантов выступал вместе с оркестром?

— Оркестр объезжал чуть ли не всю Украину с концертами — от Киева до Мукачево. Коллектив в пандемию коронавируса активно гастролировал, особенно в западных и центральных областях. Участвовали в разных фестивалях, в частности международных, мы открывали или закрывали эти мероприятия. С нами трижды выступала Герой Украины народная артистка, лавреатка Шевченковской премии Мария Стефюк, пели народные артисты Украины Сергей Магера, Александр Гурец, Александр Романенко, Андрей Дяченко, Роман Витошинский и светлой памяти Стефан Пятначко, Валентин и другие. Из известных музыкантов, безусловно, были яркие выступления с пианистами народными артистками Украины Оксаной Рапитой, Этеллой Чуприк, Вячеславом Зубковым, композитором Александром Сарацким, премьера исполнения его второго и третьего фортепианных концертов состоялась в , Лидией Футорской, виолончелистом из Швейцарии Денисом Северином и другими. С ними было легко работать, ведь они в совершенстве владеют голосом или инструментом. Не считая того, и тяжело, и ответственно, ибо это просит высокого мастерства выполнения, тщательного труда, чтоб оркестр соответствовал уровню солиста. Приятно, что эти известные исполнители выражали желание еще выступать с тернопольскими музыкантами.

— Коллекционируете дирижерские палочки. Сколько собрали? Какие самые памятные?

— Каждая из них связана если не с определенным человеком, то событием или городом, в котором наш оркестр выступал. Уже собрал почти 30 дирижерских палочек. Три из них постоянно держу в филармонии. Использую их в соответствии с концертной программой. Есть, конечно, любимые, а есть как экспонаты. Скажем, недавно дирижировал в польском городе Быдгощ, приобрел там дирижерскую палочку как память о том, что дирижировал в Поморской филармонии одним из лучших симфонических оркестров Польши. Есть и палочки, которые мне подарили за границей.

— Как выбираете репертуар оркестра?

— Очень тщательно, учитываю вкусы публики. Совместно работаем с солистами нашей филармонии и гостями. Скажем, на днях была предложена тернопольская публика концертная программа, которая состояла из произведений Моцарта. В частности прозвучал концерт №23 для фортепиано с оркестром, солистка — Мария Бондаренко, доцент из Харькова. За три дня до этого концерта уже все билеты были распроданы. Готовим «Реквием» Моцарта в память о погибших украинских воинах в войне против рашизма.

В карантин оркестр организовывал много концертов для детей. Их я вел в форме открытого урока, подбирая лучшие образцы классического искусства, прежде всего, обращая внимание на украинскую симфоническую и оперную музыку. Теперь возобновляем эту добрую традицию.

— Оркестр берется и за масштабные вокально-симфонические программы. Я в свое время побывал и был поражен воплощением сценической кантаты немецкого композитора Карла Орфа  «Кармина Бурана» и «Завещания» Станислава Людкевича. В дальнейшем зритель должен надеяться на такие проекты?

— Конечно, работали и будем работать над такими вокально-симфоническими холстами. Помимо названных вами произведений, мы играли кантаты «Пуска» Левка Ревуцкого, «Б’ют пороги» и «Радуйся, нива неполитая» Николая Лысенко. Выполнили «Завещание» на стихи Тараса Шевченко нашего краянина Василия Барвинского. Это произведение считали утраченным, но нам удалось его отыскать и предложить поклонникам уважаемой музыки.

— Похоже, что не только музыка — состояние вашей души, но и педагогика, ведь преподаете и в колледже, и в университете.

— Когда-то мне, тогдашнему пятикурснику музыкальной академии, один из преподавателей тепло сказал, что будет большое счастье, когда стану за дирижерский пульт, невероятное счастье — когда буду главным дирижером и буду учить других. Я не мог даже мечтать, что через год стану и главным дирижером, и основателем симфонического оркестра, с которым уже работаю два десятилетия. Имея большой опыт в музыкальной, в частности, дирижерской области, хочу его передать молодым. Получаю огромное удовольствие и от преподавательской работы. Когда вижу, что мои студенты поступают в музыкальные вузы не только Украины, но и за рубежом, то душа радуется.

— Краков, Гданьск, Познань, Щецин, Лодзь и многие другие польские города можно назвать, на музыкальных площадках которых Тернопольский симфонический оркестр выступал уже во время войны. Популяризировали украинскую музыку?

— Только в январе этого года за 26 дней мы дали в Польше 29 концертов, к тому же в самых престижных залах. Это был украинско-польский проект, организовавший два польских художественных агентства, следовательно выступали и оркестранты, солисты — наши и польские. Но всегда в программе звучала украинская музыка.

— Вы, знаю, предприимчивый рыболов и грибник. Хочу процитировать одно из ваших сообщений в соцсети: Это щука, она большая, но ее мало. Это опята. Они маленькие, но их много. Вскоре при случае эти грибочки и рыбка поедут к ребятам и девушкам. Готовили их для наших защитников?

— Да, их приготовили вместе с родными дома и закрутили в банки, упаковали, и волонтеры доставили эту вкусность на передовую к защитникам нашей земли. Я вырос в живописной деревушке, где с одной стороны течет река Серет, а с другой — лес. Так что есть возможность и рыбу половить, и грибов собрать. Люблю босиком ходить по росе, погрузиться в природу, побыть в одиночестве, как можно дальше от музыки тромбонов и как можно ближе к музыке тишины, подумать прежде всего о музыкальных программах.

— Ваша семья вся музыкальная?

— Вполне музыкальная. Жена Ирина — бандуристка, артистка хора, работает в академическом камерном хоре нашей филармонии. Сын Михаил и дочь Маричка учатся в Тернопольском художественном колледже им. Соломии Крушельницкой.

— Дети, просматривая вашу коллекцию дирижерских палочек, порой не говорят, что хотели бы стать дирижерским пультом?

— С Михаилом был у меня разговор по такой теме. Он осознанно говорит, что он хочет стать оркестровым музыкантом. И мне это очень нравится. Уважаю его мнение. Моя задача — помочь ему в его музыкальном усовершенствовании.