От «Корни» к «Сопигоры» – и всю жизнь

Фото Валентина Семеняк

Час памяти поэта Богдана Бастюка «Тебе кланяюсь, не не – Украина, состоялась в горнице Тернопольского союза писателей.

Это уже третий художественный проект (Василий Ярмуш, Петр Тимочко), который реализуют в совместном творческом сотрудничестве ТОО НСПУ, литературное объединение и ТНПУ имени Владимира Гнатюка (кафедра музыковедения и методики музыкального искусства). Стихи незабываемого поэта читали поэты Анна Назарков, Галина Шулим, Виктор Насыпанный, Мария Гуменюк, Валентина Судома, Борис Салабчук, Юрий Заец, профессор и популяризатор творчества тернопольских писателей, профессор Олег Смоляк, студентка Яна Палюх. Писательница Василиса Волчанская проявила себя в новом амплуа, прочитав юморески «Инопланетяне» и «Заботливый братик». Литературовед и поэтесса Татьяна Дигай поделилась воспоминаниями о том, как исследовала  роман Богдана Бастюка «Сопигора». О товарищеских встречах и сотрудничестве – писатель Зиновий Кипибида. Художественным украшением мероприятия стали выступления дуэта аккордеонистов в составе студентов факультета искусств Михаила-Богдана Семена и Петра Писяка, юной певицы Марии Игнатов, поэта и композитора Игоря Вовчака. «Сонатина» скрипачки Оксаны Довгань (доцент, кандидат педагогических наук) развлекла немало сердец. «Воспоминания об отце» дочери поэта – Ирины Зверь, учительницы украинского языка и литературы Мишковицкой ОШ были интересными и познавательными. Модерировала мероприятие Анна-Виталия Палий.

 Богдан Бастюк – тонкий лирик, прозаик, юморист сатирик. Мог быть серьезным, но глаза при этом смеялись. И трудно было понять: сказанное им шутка, правда ли? По крайней мере, так мне казалось, особенно в начале нашего знакомства. Наблюдая со стороны, всегда удивлялась его умению говорить в глаза все, что думал. Выходило это у него как-то просто и непринужденно. Однако чувствовалось, что союзная ноша, которую свалил на свои плечи, была для него тяжелой. Нет, труды Богдан Бастюк не боялся, наоборот. Казалось, что внутри него борются две личности.

Он обожал Слово, он жил им, и оно жило в его сердце. Другими словами – у них была взаимная любовь. А еще писатель любил родную Мишковицкую землю. Работая на ней, отдыхал душой, черпал от нее невидимую силу, энергию.

  • Папа, расскажи ту историю, как вы ехали на санях покрыты, просили мы не раз отца, – ; вспоминает дочь, Ирина. – Как он все это увлекательно рассказывал: «Ехали санями, стоял трескучий мороз, запряженные лошади, звездное небо, кожухами нас с сестричкой обютили, мама с папой смеются, шутят». Ради таких мгновений нужно жить. Каждый год, когда мы шли в Мишковичах на Сочельник к матери отца – к моей бабушке Екатерине, к дедушке Ивану, то каждый раз просили: – Расскажи ту историю, как вы ехали на санях покрыты. У нынешних детей есть все, но они часто чувствуют себя несчастливыми… Несколько раз отец не поступал на обучение туда, куда мечтал, работал в автошколе.Микулинцы, добирались пешком в слабеньких сапогах, но с каким увлечением рассказывал, как старшие наставники передавали ему свои знания. Все было чистосердечно, просто и естественно. И уже от этого отец был счастлив. Большое значение в жизни имел для него родной дед Петр, есть предположение, что он служил офицером в австрийско-галицкой армии. Воспитание отца – это разговоры с дедом. У реки, на лугу, выпасая корову, при таких простых вещах формировался будущий писатель.

    Особым был львовский период обучения в сельскохозяйственном институте. Он встречался с молодыми людьми, которые были влюблены в слово. Роман Иваничук, Владимир Яворивский, Богдан Чепурко, Мария Чумарная. Ему давали ключ от семейных библиотек и он вместо того, чтобы идти на пары, погружался с головой в чтиво. Однажды попала ему в руки книжечка Владимира Пидпалого «В дорогу за ласточками». Поэзия настолько поразила, что он поехал в Киев искать Пидпалого. Нашел адрес и они искренне подружились: душа в душу. Тот научил его тщательно редактировать написанное. Впоследствии, когда отцу приносил кто-то стихи, он мог все перечеркнуть и оставить несколько строчек.

    Отдельная тема дед Иван. По заданию Богдана тот ходил к людям и

    записывал воспоминания, которые затем вошли в известный уже роман «Сопигора». Это не просто история галицкого села, это правдивая история всей Украины.

    «Богдан Бастюк: художественное четырехполье» – название книги, которую сразу после смерти писателя напечатал его добрый приятель Петр Сорока. Там есть такая строка: «Вершина творчества Бастюка – это трилогия «Сопигора». По сути, здесь есть история уже упомянутого деда Ивана. Один из героев является его прототипом. Эту книгу постоянно берут в сельской библиотеке, люди в ней нуждаются, потому что она все у кого-то на руках. Да и читается, удивительно, легко.

         Помню, во время открытия мемориальной таблицы на стене родной школы в Мишковичах, посвященной памяти украинского писателя Богдана Бастюка, удалось посетить музей. С какой любовью представлены в небольшом помещении предметы и вещи, принадлежавшие поэту: кресло, стол, настольная лампа, пишущая машинка, книги, картины, журналы, письма. Конечно, это заслуга, в первую очередь, дочери поэта. пани Ирины, которая учительствует в этой школе. Она здесь и при экскурсоводе. Так как будете в Мишковичах, не поленитесь посетить местную школу и зайти в упомянутый музей. Вы откроете для себя неповторимый мир еще одной яркой украинской души, служившей Украине поэтом. Член НСПУ с 1988г. Лауреат литературных премий им. Богдана и Левка Лепких, им. Власа Самчука, им. С. Руданского. Автор книг «Корни» (1978), «Дефицитная кандидатура» (1989), «Трава в профиль» (1990), «Сельская аэробика» (1990), «Сто миниатюр» (1992), «На кривом гвоздике» (1997), «Для дорогой семьи» (1999), «Целушка» (2000), «Смехомаргиналии» (2001), «Словины» (2005), роман-трилогия «Сопигора» (2003). Вот какое кредо Богдана Бастюка определил когда-то для себя писатель Петр Сорока: Оставайтесь себе, господа, при своей горожанской философии, а нам позвольте проповедовать сельскую философию, взяв ее прямо из Евангелия, а там, в грядущих веках, увидим, кому люди за такой труд будут благодарить».

    От «Корни» до « Сопигоры – и вся жизнь

    Фото Валентина Семеняк

    От «Корни» до «Сопигоры» – и всю жизнь

    Фото Валентина Семеняк

    От «Корни» до «Сопигоры» – и всю жизнь

    Фото Валентина Семеняк

    От «Корни» до «Сопигоры» – и всю жизнь

    Фото Валентина Семеняк

    В ид «Корни» в «Сопигоры» – и всю жизнь

    Фото Валентина Семеняк