Пасха 2013

Пасха 2013

День воскресения Иисуса Христа совпадает с древним христианским праздником прихода весны. Ритуальными блюдами Пасхи были непременно пшеничные и сырные бабки, пояса, вареное белое и рисованное яйцо, мясные блюда.

Слово «Пасха» происходит от древнееврейского «песах» — умилостивление. Праздник зародился среди древних еврейских кочевых племен Аравии в III-II тысячелетии до нашей эры. Происходило весной, когда скот начинает давать приплод. Первенца коровы или овцы приносили в жертву божеству, которое занималось скотоводством. Кровью зарезанного ягненка окропили косяки дверей, чтобы отогнать злых духов ночи и пустыни. Праздник носил семейный характер, готовились специальные мясные блюда.

Движение за пасхалии

В христианстве праздник Пасха связывается с мифом о смерти и воскресении Иисуса Христа. Отмечается церковью с начала V века, установлено императором Феодосия II. Движется по пасхалии и празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Редко совпадать с праздником Благовещения (7 апреля), но никогда не бывает раньше него. Название также поздним явлением, и в Украине не была доминирующей. Более сохранена и бытовала дохристианская название праздника прихода весны — Пасха, Светлый день. В характере празднования Пасхи четко прослеживается его давняя основа и напластования элементов, привнесенных христианством. Праздновали по традициям до 30-х годов прошлого века. Когда произошла насильственная ломка традиционной культуры средствами большевистской идеологии, традиции начали падать. В 50-60-х годах ХХ века в колхозах были случаи вынужденного выхода на работу. Чтобы заставить людей грешить в Светлый день, выписывали разрешение на пахоту приусадебных участков колхозными лошадьми только на Пасхальные праздники. Медленно праздник Первомая (кроме западных областей) вытесняло Ве? Лик? День. Наиболее устойчивыми элементами праздника оставались в селе и городе традиция выпечки пасхальных блюд — бабки, пояса — и покраска яиц. Относительно последних, то запрет на них был суровым. Учитель в школе вынужден был осматривать руки детей, нет ли на них следов краски. А кто осмеливался принести яйцо в школу, мог избавиться пионерского галстука или быть посрамленным на школьной линейке. И все же пекли и красили.

Пасхальное яйцо — символ жизни

Яйцо — как символ начала мироздания, зародыш жизни — занимает в Пасхальных праздниках одно из важнейших мест. Это — символ самого праздника. Вера в магическую силу весеннего яйца присуща многим народам мира. Миф о создании Вселенной из яйца широко распространенный у народов Востока. Там также были традиции расписывать и красить яйца. Почитали обрядовое яйцо древние греки, римляне и народы Запада.

На территории Украины и в других странах Европы археологи находили глиняные крашеные яйца, что свидетельствует о дохристианскую генеза принято.

Среди других славянских народов украинского как нельзя лучше сохранили до начала ХХ века эту давнюю традицию расписывать и красить яйцо к Пасхе. Теперь эта традиция успешно возрождается. Особенно развито было искусство писанки, отличаясь в отдельных регионах цветовой гаммой, орнаментацией, названиями узоров, техникой исполнения.

По народным верованиям, расписано или окрашенное яйцо наделено необычайной способностью оберегать людей от злых сил, способствовать любви, здоровью, беречь от пожара, способствовать росту растительности, особенно хлеб. Это был символ жизни, поэтому и рисовали на нем безконечник. Писанки по технике исполнения были нескольких видов: «крапанки», «дряпанки» и другие. Наиболее распространенным роспись яйца с помощью воска. Им покрывали места, где должны быть другие цвета. Опуская несколько раз яйцо в теплую воду, каждый раз наносили новые краски, достигая полихромности. Яйцо для писанки не варили, сохраняя в нем зародыш жизни. Писанки девушки дарили парням как залог своей верности, взрослые — детям к счастью, крестникам как оберег. Поэтому в семьях их выписывали много.

Среди украинских Холмщины и Подляшья (теперь Польша) до 40-х годов сохранялись интересные архаические локальные мотивации отдельных узоров, обычаи дарения писанок. Молодым хозяевам дарили писанки с узором «свиные дороги», чтобы «свиньи водились». Писанку с изображением оснивници (часть ткацкого инвентаря) держали дома, чтобы «лен родил». Иметь такую ??же писанку дарила молодоженам со словами: «Христос Воскрес! Чтобы у вас полотно было, чтобы вы на чем мотать »,« Чтобы оснивниця ни была у вас пустой »…

Древнейшие орнаментальные мотивы — солнышко, мельницы, грабельки, дубовые листья, каракули, сорок клиньев, куриные лапки, сосна, бараньи рожки, безконечник, пчелка, рыба, крест и т.д. — имели каждый свою символику. В частности, сорок клиньев означали хвалу небу, земле, воде, воздуху, пахоте, сиянием, сбору урожая. Мотив креста существовал до распространения христианства и символизировал четыре стороны света, четыре времени года. Множество так называемых вегетационных мотивов — огурчики, ветви, цветы — связанные с пожеланием урожайности.

Праздник без собственноручно росписанои писанки
Очищение через огонь и воду

На Пасху исполняли обряды очищения огнем и водой. Приход каждого времени года должен пройти через очищение такими стихиями, как вода и огонь. Весна, как начало нового хозяйственного года, имела особые ритуалы очищения. Начинались они в Чистый четверг с ритуального сжигания мусора, по разведению огня в печи, а заканчивались разжиганием пасхального костра на площади возле церкви, которое поддерживали всю ночь. Парни приносили для розжига сухое дерево и сжигали с ним и нечистую силу, которая там пряталась. А также клали в костер старое колесо, старую бочку, бочку, т.е. символы солнца — небесного огня. Иногда такие вещи похищали у священника, хозяина, на что те не гневались, ибо для святого огня.

Старались, чтобы в Пасхальную ночь не гас свет в доме, тогда ангелы приближаются к таковым домов, а нечистые силы отступают.

Верили также, что в эту ночь горят огни там, где спрятаны сокровища. Когда в церкви споют «Христос Воскресе», земля их откроет. Существует немало легенд о сокровищах и кладоискателей. Но сущность их всегда сводится к тому, что найденные деньги никогда не приносят счастья, они недобрые.

Христианские напластования в Пасхальном празднике сводились, собственно, к службы и освящение вокруг церкви пасхальных блюд. Но к традиционным бабки, сыра, яйца, колбасы люди добавляли для освящения еще и такие предметы, как пояс, чем, пшено, соль, мел и т.д., что послужило потом людям как оберег от различных болезней. Понятно, что это идет от первобытных мировоззренческих представлений о магической силе железа, соли, нити. Обычай трансформировался. Теперь освящают бутылку водки или вина, что является определенным новообразованием.

Посвятив пасхальные блюда, хозяин с хозяйкой посильнее спешили домой, потому основа праздника всегда происходила в домашнем пространстве.

Святой яйцо клали в воду и умывали той водой каждого, чтобы был здоров, а девушкам водили той пасхальным яйцом по лицу, чтобы были румяные.

Садились за стол, ставили бабку и ветчину в углу — престоле предков. Разговлялись сначала свяченым яйцом, христосовались со всеми за столом пасхальными яйцами, а потом уже ели все пасхальные блюда: бабку, ветчину, хрен, свекла, творожную бабку или просто запеченный в печи творог с яйцами. В западных областях, в Карпатах хозяин шел к скоту и посыпал там святой солью (от ведьмы — чередильници), особым свяченым хлебом — доридником — касался хребтов коров, лошадей, овец, приговаривая: «Как этот дар красный, чтобы дал Бог такие телята, ягнята, жеребята ». Не говорил до свиней и пса.

Пасечники обязательно посещали с свяченым хлебом ульи.

Чтобы скот плодилась и водилась, хозяин касался пасхальным яйцом председателя коровы, лошади, овцы. Святой яйцо клали или закапывали в озимые, чтобы хорошо родила. Освященное пшено помогало при отказом болезней, его подсыпали цыплятам, чтобы вырастали здоровыми.

Еще одной важной приметой праздника было обновление праздничной одежды. Обновлялось жизни, природа, земля, деревья носили новые одежды. Человек также на Пасху было надеть что-то новое, поэтому старались каждому из членов семьи сделать какую-то обновку. Тарас Шевченко хорошо знал традиции праздника и этнографически воспроизвел их в своей поэзии:

На Пасху, на соломе
Против солнца, дети
играли себе пасхальными яйцами
И стали хвастаться
Обновить. Поэтому к святкам
С наличником сшили
распашонки. А той ленту,
Той ленту купили.
Кому шапочку смушковую,
Сапожки кляча,
Кому свитку. Одна только
Сидит без обновки
Сириточка, ручки
Спрятав в рукава …