Почему православная Почаевская лавра не может быть греко-католической

Фото из сети Интернет

Почаевская лавра — один из крупнейших православных монастырей Украины — должен стать… греко-католическим. В поддержку этой чепухи верующие УГКЦ дaже положили начало в фейсбуке флешмoб. а верующим ПЦУ такой поворот событий стал клубком в горле. ведь те 110 лет, когда Почаевский монастырь принадлежал униатам, были далеко не наилучшими в более чем 800-летней истории лавры. Для православной святыни они стали годами разрушения и надругательства, после которых она уже не смогла восстановиться, а легко попала к московскому плену.

Наиболее полно об униатском периоде в судьбе Волынской твердыни православия рассказывается в церковно-историчной монографии митрополита Иллариона «Фортa». Святая Почаевская лавра, изданной в Виннипеге в 1961 году — она есть в общем доступе в интернете. Писал об этом и греко-католик, академик Михайло Возняк, и другие ученые. полонизировали ее. И в этом горькая правда о превыше столетнего греко-католического периода Почаевской лавры.

Сейчас кое-кто утверждает, что монастырь больше всего построился за период, когда принадлежал униатам. Здесь стоит подчеркнуть нa том, что по состоянию на 1821 год он уже имел семь храмов и много корпусов. И, наконец, лавра — это не только здания, это прежде всего вера и дух. Да и здания униатского периода, если по правде, возвел Николая Потоцкий без поддержки тогдашнего духовенства только собственной ценой и работой сот своих православных крепостных. Их пот и кровь в каждом камешке этой святыни. И они болезненно переживали преломление восточного обряда, прекращение любых связей с Киевом (главными становятся Рим и Варшава). Уния всегда была для волынян «польской верой».

Василияне превратили православную твердыню на свой агитационный центр, печатали в Почаеве книги. Поэтому тех, кто сейчас утверждает, что Почаевский монастырь в униатских руках был культурной средой, важно поправить: средоточием латинского Рима на Волыни! Почаевские Василиане никогда не были носителями украинской культуры. Ровно так же, как и духовенство московского патриархата.

И еще один важный нюaнс. Когда Польша упала — украинцы начали массово возвращаться к православию, а вот почаевские силяне — поддобриваться к российской власти. Екатерина II поддерживала униатов и иезуитов, поэтому монастырь еще длительный час оставался у них. Разное тогда было: и вывоз имущества, и кража монастырских денег, и даже попытка выкрасить икону Почаевской Божьей Матери… И тем все не кончилось. Далее монастырь, спасаясь от унии, попал в московскую ловушку. но это уже другая история, не менее болезненная.

…Пережила Почаевская святыня униатский период, десятилетие советского атеизма, то и свергнет клеймо питомника« И снова вернет себе славную среду украинского на Волыни, так как православие и украинское — единственные, как и польскость с католитцом.

Сейчас действительно едва ли не самое благоприятное время восстановить историческую справедливость, но оставаясь при этом честными перед Богом.