Опасность обнаженного грунта

Опасность обнаженного грунта

Праздник первой борозды — древняя народная традиция, связанная с сельскохозяйственным календарем, — начало пахоты, сева. От успеха этих главных работ зависит благосостояние крестьянина и его семьи в течение всего года.
Остатки традиции призвания успеха при вспашке и севе видим в праздниках рождественского цикла: на Маланки среди щедрувальников был пахарь, который носил с собой ручки плуга от плуга и пел соответствующую песню. На Новый год Посевальщик, осыпая зерном, приговаривали: Чтобы уродилось лучше, чем в прошлом году!

Обычаи, связанные с первой вспашкой посевом, издревле включали в основном магические действия освящения плуга, первой борозды, возложение священного хлеба на первые ломти вспаханной земли (родить нива), а также яиц и серебряных монет (для чистоты хлеба). И уже в конце XIX — начале XX в. многие традиционные обрядовых элементов отмирает или упрощается.
Перед тем как выезжать в поле, вся семья собиралась в доме, перед образами зажигали свечи и молились Богу. Затем святой водой кропили волов или лошадей. Выезжая, пели песни шуточного содержания:

В понедельник поехали,
А во вторник приехали,
Утром в среду пахали,
В четверг плуга поломали,
В пятницу волов погубили,
А в субботу предпочел нашли
И домой пошли …

Когда доорювалы к дороге, то прибегали к заговорам, призывая себе «вещим словом» удачу. Завершался день праздничным ужином. Кучеру обязательно доставался подарок: картуз или рубашка.
Ранней весной священник видслужував молебен с освящением хлебных зерен.
Собираясь сеять, надевали рубашки, в которых причащались во время последнего говения в церкви. Делалось это для того, чтобы не было сорняков и чертополоха между хлебом. Перед посевом, как и перед вспашкой, вся семья молилась Богу. Хозяин брал в руки крест (хлебец соответствующей формы лепешка Крестопоклонное недели) и клал его в борозду на повороте — там, где в последний раз вернулся плуг. Затем становился лицом к солнцу и читал «Отче наш», набирал полные горсти зерна и бросал его накрест, приговаривая: Уроди, Боже, и на чужую судьбу! Времени начинал сеять. А когда начинал волочить, обойдя ниву вокруг, то останавливался у «креста», брал его в руки, бросал шапку и крестился. Затем ломал крест «на куски, размачивал в воде, ел сам и давал есть всем участникам сева, включая животных.
Засевать ниву следовало натощак (чтобы хлеб родил) и с молитвой (чтобы хлеб чистым был). Нельзя было ругаться и кричать даже на животных (так чертополох родить).
Ритуалы, сопровождавшие первую вспашку и посев, имели незначительные вариации по территории Украины, но везде это были торжества с молитвами к Богу, проникнуты чувством уважения к своему труду. Ощутимо трансформировано, праздник сохранился до наших времен.

Украинский обычай и обряды. В эпицентре — Баштанский район.